Государственная инновационная политика
– это составная часть социально-экономической
политики, которая выражает отношение
государства к инновационной деятельности,
определяет цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти РФ в области
науки, техники и реализации достижений
науки и техники. Представляется в разрабатываемых
правительством Российской Федерации
концепциях социально-экономического
развития Российской Федерации на долгосрочную
перспективу и программе социально-экономического
развития РФ на среднесрочную перспективу.
Цель государственной инновационной политики
– развитие. Рациональное размещение
и эффективное использование научно-технического
потенциала, фомирование его структуры,
увеличение вклада науки и техники в развитие
экономики страны, реализацию важнейших
социальных задач, в обеспечение прогрессивных
структурных преобразований в сфере материального
производства, повышение его эффективности
конкурентоспособности , укрепление обороноспособности
страны и безопасности личности, общества
и государства.
Главные
задачи государственной инновационной
политики:
- Обеспечение
правового регулирования и защита интересов
участников инновационной деятельности;
- Прямая и
косвенная поддержка базисных и улучшающих
инноваций в соответствии с государственными
инновационными программами;
- Формирование
современной эффективной инновационной
инфраструктуры;
- Содействие
развитию конкурентной среды в инновационной
сфере, поддержка малого и среднего инновационного
предпринимательства;
- Содействие
активизации инновационной деятельности
в регионах России
- Поддержка
совместных инновационных программ и
проектов стран СНГ, создание совместных
инновационных предприятий, развитие
инновационного сотрудничества с учетом
национальных интересов России.
Инновационных
прогнозов – предвидения основных
направлений освоения научно-технических
достижений в производстве в мире
и в России в краткосрочной, среднесрочной
и долгосрочной перспективе;
Инновационной
стратегии – определения приоритетных
направлений освоения базисных и улучшающих
инноваций в стране или регионе на среднесрочную
или долгосрочную перспективу;
- Государственных
инновационных программ – совокупности
федеральных и региональных инновационных
проектов, обеспечивающих комплексное
освоение и распространение базисных
инноваций и меры по их поддержке;
- Инновационных
проектов – совокупности мероприятий,
обеспечивающих освоение конкретных инноваций
в оптимальные срок с максимальным эффектом;
- Инновационных
(инновационно-венчурных) фондов, создаваемых
государственными органами с привлечением
частного и иностранного капитала для
финансовой поддержки базисных и улучшающих
инноваций, особенно в сфере малого и среднего
инновационного предпринимательства;
- Страхования
инновационных рисков с помощью государственных
гарантий по отдельных проектам, развития
страховочной и перестраховочной деятельности
в сфере инноваций;
- Государственной
экспертизы и регистрации базисных и улучшающих
инноваций уполномоченными на то органами.
Государственная
инновационная политика РФ формируется
и осуществляется исходя из следующих
основных принципов:
- Признание
приоритетного значения инновационной
деятельности для повышения эффективности
уровня технологического развития общественного
производства, конкурентоспособности
наукоемкой продукции, качества жизни
населения и экономической безопасности;
- Обеспечение
государственного регулирования инновационной
деятельности в сочетании с эффективным
функционированием конкурентного механизма
в инновационной сфере;
- Концентрация
государственных ресурсов на создании
и распространении базисных инноваций,
обеспечивающих прогрессивные структурные
сдвиги в экономике;
- Создание
условий для развития рыночных отношений
в инновационной сфере и пресечение недобросовестной
конкуренции в процессе инновационной
деятельности;
- Создание
благоприятного инвестиционного климата
при осуществлении инновационной деятельности;
- Активизация
международного сотрудничества РФ в инновационной
сфере;
- Укрепление
обороноспособности и обеспечение национальной
безопасности государства в результате
осуществлении инновационной деятельности.
Формирование
и осуществление государственной инновационной
политики РФ обеспечивают органы государственной
власти РФ, назначаемые Правительством
Российской Федерации. Инновационная
политика субъектов федерации формируется
и реализуется органами государственными
власти субъектов РФ с учетом государственной
инновационной политики РФ и интересов
регионов. К разработке и реализации государственной
инновационной политики должны привлекаться
общественные объединения, действующие
в пределах полномочий, установленных
законодательством РФ.
Политика
в области инновационной деятельности
как элемент системы государственного
регулирования имеет:
- Четко определенные
цели и приоритетные направления инновационной
деятельности;
- Органы управления,
реализующие функции, которые обеспечивают
достижение сформулированных целей;
- Инновационную
систему, формирующую информационный
образ объекта регулирования, достаточно
для реализации функции управления;
- Инструменты
регулирования и поддержки, с помощью
которых органы государственного управления
воздействуют на предприятия и среду в
рамках выполнения своих функций.
- Совершенствования
законодательной и нормативной базы регулирования
инновационной деятельности;
- Создания
условий для экономического стимулирования
к инновационной деятельности предприятий
всех форм собственности, например, через
систему налоговых льгот ( в том числе
по налогу на добавленную стоимость или
земельному налогу для предприятий, осуществляющих
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
разработки);
- Участия в
финансировании за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и государственных внебюджетных
фондов инновационных программ и проектов,
а также создания объектов инновационной
инфраструктуры, в том числе для развития
малого и среднего инновационного предпринимательства;
- Организации
закупок для государственных нужд наукоемкой
продукции и передовой техники с целью
обеспечения гарантированного их распространения.
По характеру
государственного воздействия на научную
и инновационную деятельность различают
методы прямого и косвенного регулирования
(проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой,
амортизационной и внешнеэкономической
политики).
Прямое
регулирование включает в себя, прежде
всего, бюджетное финансирование научной
сферы, а также охватывает содержательную
сторону инновационной деятельности
(выбор приоритетов, заключение правительственных
контрактов, формирование государственного
заказа, субсидирование и предоставление
гарантий частным банкам).
В качестве
негативных сторон прямого государственного
регулирования можно отметить:
- Неуверенность
в отношении кратко- и среднесрочной ориентации
государственной политики, ограниченной
бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры
и др.;
- Субъективный
подход к принятию решений со стороны
чиновников, которые, как правило, не располагают
достаточными знаниями о действительной
потребности в средствах или не задействованы
непосредственно в реализации своих решений;
- Замедление
исследовательского процесса в связи
с бюрократическим характером оформления
заявок;
- Концентрацию
выделяемых средств в крупнейшие монополии;
- Неприемлемость
для частного бизнеса вмешательства государства
в принятие решений об инвестициях.
Косвенные
методы встроены в рыночный механизм,
который сам по себе обладает уникальными
возможностями выявления и удовлетворения
потребностей в исследованиях и
разработках. Сущность косвенного регулирования
заключается в создании общего благоприятного
инновационного климата, поощрении
организаций, ориентированных на инновационную
деятельность в мерах по формированию
высокого социального статуса в
общественном мнении и престиже образования
и науки. При этом государство
не контролирует конкретные научные
проекты.
Одним из основных нормативных
документов, регламентирующих государственную
инновационную политику в РФ,
являются «Основы политики РФ
в области развития науки и
технологий на период до 2010 года
и дальнейшую перспективу». Переход
к инновационному развитию страны
определен в этом документе,
как основная цель государственной
политики в области развития
науки и технологий. И как одно
из важнейших направлений государственной
политики в области развития
науки и технологий – формирование
развития национальной инновационной
системы.
Основные
задачи, которые призвана решать федеральная
целевая программа:
- Определение
приоритетов в сфере науки и технологий
и их реализация;
- Развитие
системы научных и технических приоритетов,
механизмов создания и построения государственно-частного
партнерства;
- Развитие
инфраструктурной деятельности, т.е. построение
инновационной инфраструктуры в России;
- Содействие
укреплению материально-технической базы
научной деятельности ВУЗов, совершенствование
нормативно-правовой базы науки и инновационной
сферы, и др.
- Наноиндустрия
и перспективные материалы;
- Энергосберегающие
технологии и альтернативные источники
энергии;
- Технологии
живых систем;
- Информационно-телекоммуникационные
системы;
- Экология
и рациональное природопользование;
- Безопасность
и противодействие терроризму.
Меры
государственной инновационной
политики могут быть реализованы
через бюджетные и внебюджетные
фонды, такие как фонд содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической
сфере; Российский фонд технологического
развития (РФТР) или Российский фонд фундаментальных
исследований (РФФИ).
РФТР
– внебюджетный фонд, который формируется
из тех отчислений, которые предприятия,
освобождая эти отчисления от налогов
направляют в отраслевые фонды, внебюджетные
фонды НИОКР и головные организации, координирующие
их деятельность. Он формируется за счет
25% отчислений от тех средств, которые
собирают отраслевые фонды. Направляются
средства на поддержку серьезных научно
технических, инновационных проектов.
Цель
РФФИ – поддержка научно-исследовательских
работ по всем направлениям фундаментальной
науки, содействие повышению научной квалификации
ученых, развитие научных контактов, в
том числе поддержка международного научного
сотрудничества в области фундаментальных
исследований. Финансирование фонда осуществляется
за счет средств федерального бюджета
(в настоящее время 6% от средств, выделяемых
на науку). Допускается прием добровольных
взносов от организаций и частных лиц
для использования в уставных целях.
- Проводит
отбор проектов на конкурсной основе;
- Разрабатывает
и утверждает порядок рассмотрения представляемых
на конкурс проектов, порядок проведения
экспертизы проектов и предложений;
- Осуществляет
финансирование отобранных проектов и
мероприятий, а также контролирует использование
выделенных средств;
- Поддерживает
международное научное сотрудничество
в области фундаментальных научных исследований,
включая финансирование совместных научно-исследовательских
проектов;
- Осуществляет
подготовку, выпуск и распространение
информационных и других материалов о
деятельности Фонда;
- Участвует
в выработке предложений по формированию
государственной научно-технической политики
в области фундаментальных научных исследований.