Динамика развития государственной инновационной политики РФ в сфере авиастроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ состояния инновационной политики в сфере авиастроения Российской Федерации за период 2002-2013г.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить сущность инновационной политики РФ;
2.Изучить динамику развития инноваций в сфере авиастроения;
3.Проанализировать состояние инновационной политики РФ в сфере авиастроения за 10 лет.

Оглавление

Введение
1.Инновационная политика РФ
1.1. Сущность и принципы инновационной политики
1.2. Формирование государственной инновационной политики
1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности
2.Динамика развития государственной инновационной политики РФ в сфере авиастроения
2.1. Федеральная целевая программа в сфере развития авиационной техники Росси
2.2. Проблемы развития инноваций в авиастроении
2.3. Анализ реализации инновационной политики РФ в сфере авиастроенич
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Второй этап (начало 1950-х – начало 1970-х гг.) – этап резкого роста масштабов инвестирования научно-технологической сферы и, как следствие, бурного развития самой этой сферы, увеличения числа ученых и инженеров, количества научных организаций. Годы прошедшей войны принесли богатейший научный задел (атомная энергетика, ракетная, электронная, телекоммуникационная техника). С другой стороны, начавшаяся новая «холодная» война вызвала невиданную по масштабам гонку вооружений, что еще более ускорило научно-технологическое развитие.

Третий этап (начало 1970-х — начало 1980-х гг.) — этап формирования взвешенных подходов к решению проблем научно-технического развития, для которого характерна стабилизация, а в некоторых странах — снижение объемов инвестиций в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Вместе с тем идет поиск наиболее эффективных форм организации НИОКР. Для этого этапа характерен переход к селективной стратегии научно-технологического развития, т. е. к инвестированию ограниченного круга приоритетных направлений этого развития. Правительства развитых стран поощряют кооперативные исследования и разработки, осуществляемые совместно университетами, государственными научными учреждениями и частными фирмами. С появлением новых наукоемких производственных отраслей происходит стирание границ между фундаментальной и прикладной наукой. Поэтому государство во все большей мере уделяет внимание развитию всех стадий инновационных процессов — от рождения инновационных идей до создания и промышленного освоения новых видов технологий и продукции.

Четвертый этап (конец 1970-х – середина 1980-х гг.) – этап интенсивного инновационного развития регионов. Правительства развитых стран, по-прежнему осуществляя централизованное управление НИОКР, все активнее привлекают к этому управлению региональные власти, концентрируя науку и наукоемкую промышленность в отдельных регионах. Этот этап характеризуется интенсивным развитием инновационной инфраструктуры, в первую очередь — созданием сети технопарков и технополисов. Благодаря этому обеспечивается существенный подъем экономики развитых стран, что является особенно важным в этот период из-за обострения конкуренции в связи с появлением на мировом рынке так называемых «азиатских тигров»: Южной Кореи, Тайваня, Малайзии и др. В это же время большое внимание уделяется развитию малого высокотехнологичного бизнеса, чему также в немалой степени способствуют технопарковые и технополисные структуры.

Пятый, последний этап (середина 1980-х гг. — настоящее время) — этап дальнейшего совершенствования инновационной политики, которая обретает всеобъемлющий характер, охватывает все стадии инновационных процессов, включая выход новых видов технологий и продукции на рынок.

1.3. Государственная поддержка инновационной  деятельности

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из основных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства.

Правительство РФ долгое время не уделяло достаточно внимания инновационной деятельности, что привело к ряду проблем.

Общие вопросы инновационной политики решаются Президентом РФ. Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере инновационной деятельности. Федеральное агентство по науке и инновациям (ФАНИ) является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной инновационной политики, осуществление мер по созданию и развитию инновационного потенциала. ФАНИ утверждено постановлением Правительства РФ 16.06.04 и находится в ведении Министерства образования и науки РФ.

В настоящее время к основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся следующие:

1) аккумулирование средств на  научные исследования и инновации;

2) координация инновационной деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

4) создание правовой базы инновационных  процессов, особенно системы защиты  авторских прав инноваторов и  охраны интеллектуальной собственности;

5) кадровое обеспечение инновационной  деятельности;

6) формирование инновационной инфраструктуры;

7) институциональное обеспечение  инновационных процессов в отраслях  государственного сектора;

8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

9) повышение общественного статуса  инновационной деятельности;

10) региональное регулирование  инновационных процессов;

11) регулирование международных  аспектов инновационных процессов.

  К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относятся:

– прямое финансирование;

– предоставление беспроцентных банковских ссуд;

– создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

– снижение государственных патентных пошлин;

– отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

– права на ускоренную амортизацию;

– сети технополисов, технопарков.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются:

а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Динамика развития государственной инновационной политики в сфере авиастроения

 

2.1. Федеральная целевая программа  в сфере развития авиационной  техники России

 

Федеральная целевая программа (ФЦП) в России — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

                                                                                 

                                                                                                      Таблица 1

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"

Наименование

 Программы

федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"

Основание для разработки Программы

решение Совета Безопасности Российской Федерации от 4 февраля 2000 г. № Пр 1, распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2001 г. № 314-р

Государственный заказчик Программы

Российское авиационно-космическое агентство

Основные разработчики Программы

Российское авиационно-космическое агентство, федеральные государственные унитарные предприятия ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ, НИИ АО, НИИ СУ и ГосНИИ ГА, открытые акционерные общества "НИИ ЭАП" и "ГипроНИИавиапром"

Основные цели и задачи Программы

основными целями Программы являются:обеспечение производства предприятиями отечественной авиационной промышленности гражданской авиационной техники для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках;переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ;поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности.

 Основными задачами  Программы являются:

 обеспечение производства  конкурентоспособной отечественной гражданской авиационной техники путем создания новых и модернизации эксплуатируемых воздушных судов;

 расширение экспорта  отечественной авиационной техники;

 разработка и внедрение  в производство новых наукоемких  высокоэффективных технологий и  материалов для нужд авиационной и других отраслей промышленности России;

 развитие информационных  технологий в области разработки, производства и реализации гражданской  авиационной техники и другой  гражданской продукции авиационной  промышленности;

 разработка нормативного и метрологического обеспечения авиационной промышленности


Сроки и этапы

  реализации

  Программы

Программа рассчитана на 2002 - 2015 годы и предусматривает два этапа.

 Первый этап (2002 - 2005 годы) включает  в себя:

 доведение летно-технических  характеристик воздушных судов, созданных в 1992 - 2001 годах, до уровня, соответствующего новым международным нормам (по шуму, эмиссии, аэронавигации), и обеспечение их конкурентоспособности в сравнении с зарубежными аналогами;

 проведение модификации  и сертификации воздушных судов;

 создание научно-технического  задела для нового поколения  воздушных судов первой четверти  ХХI века.

 Второй этап (2006 - 2010 годы  и период до 2015 года) включает  в себя создание новой авиационной  техники, конкурентоспособной в сравнении с разрабатываемой зарубежной авиационной техникой

Перечень основных мероприятий Программы

разработка, создание и сертификация гражданской авиационной техники в объемах, обеспечивающих экономически эффективную работу авиационной промышленности и воздушного транспорта России;

 обеспечение технического  перевооружения организаций авиационной  промышленности и развития производства  гражданской авиационной техники;

 проведение комплекса  научно-исследовательских работ, обеспечивающих создание нового поколения воздушных судов, и развитие соответствующей экспериментальной базы

Головные исполнители мероприятий Программы

организации авиационной и других отраслей промышленности, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"

Объемы и источники финансирования Программы

объем финансирования Программы составляет 158188,6 млн. рублей.

 Источники финансирования:

 федеральный бюджет - 35686,1 млн.рублей;

 внебюджетные средства, направляемые на выполнение мероприятий  Программы в установленном порядке, - 122502,5 млн.рублей.

 Объемы и источники  финансирования Программы будут  ежегодно уточняться исходя из  реальных возможностей федерального бюджета и привлечения внебюджетных источников.Основные программные мероприятия и показатели будут уточняться через каждые 5 лет, но не позднее чем за 9 месяцев до начала соответствующего периода




                                                                                                  

Ожидаемые

Конечные

 Результаты

 реализации 

Программы

обеспечение конкурентоспособности отечественной гражданской авиационной техники на внутреннем и внешнем рынках;

 оснащение российских авиакомпаний высокоэффективной авиационной техникой, произведенной российскими предприятиями, а также в кооперации с зарубежными странами, прежде всего с государствами - участниками СНГ;

 обеспечение в 2002 - 2015 годах продажи отечественной  гражданской авиационной техники в России и на экспорт на сумму около 1000 млрд. рублей;

 направление в федеральный  бюджет в виде налога от  продаж гражданской авиационной  техники около 300 млрд. рублей, или  в среднем 20 млрд. рублей в год;

 создание к 2015 году  до 500 тыс. рабочих мест в авиационной и смежных отраслях промышленности;

 предотвращение оттока  из России конвертируемой валюты  в размере около 50 млрд. долларов  США за счет исключения закупок  зарубежной авиационной техники  для технического переоснащения  парка гражданской авиации России;

 сохранение стратегического  потенциала авиационной промышленности, необходимого для обеспечения  национальной безопасности России;

 создание нового поколения  наукоемких технических решений, материалов и технологий для  использования в авиационной и других отраслях промышленности

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке


 

 

Согласно положениям Федеральной целевой программы “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года” (утверждена постановлением Правительства РФ от 4.10.2008 года №742) в соответствии с проводимой государственной политикой целесообразность государственного участия в преодолении системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России заключается в следующем: производство гражданской авиационной техники в России является необходимым условием нормального функционирования воздушного транспорта, для которого перспектива преимущественного перехода на импортную авиационную технику  может быть чревата ростом тарифов, особенно на внутренних авиационных перевозках, обеспечивающих экономические связи в пределах территории страны; авиационная промышленность является отраслью экономики, которая позволяет изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, в сторону опережающего развития экспорта машинно-технической продукции и импортозамещения, а также отхода от сырьевой модели развития экономики страны; стабильная работа авиационной промышленности создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичных отраслей промышленности благодаря широкой кооперации, необходимой для создания современной АТ; авиационная промышленность и ее смежные отрасли выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая сохранение высококвалифицированных рабочих мест в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на производстве и в образовательных учреждениях; полноценное функционирование авиационной промышленности, в том числе и для обеспечения обороноспособности страны, возможно только при сохранении и использовании потенциала создания гражданской АТ.

Информация о работе Динамика развития государственной инновационной политики РФ в сфере авиастроения