Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Целью данной работы является анализ состояния инновационной политики в сфере авиастроения Российской Федерации за период 2002-2013г.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить сущность инновационной политики РФ;
2.Изучить динамику развития инноваций в сфере авиастроения;
3.Проанализировать состояние инновационной политики РФ в сфере авиастроения за 10 лет.
Введение
1.Инновационная политика РФ
1.1. Сущность и принципы инновационной политики
1.2. Формирование государственной инновационной политики
1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности
2.Динамика развития государственной инновационной политики РФ в сфере авиастроения
2.1. Федеральная целевая программа в сфере развития авиационной техники Росси
2.2. Проблемы развития инноваций в авиастроении
2.3. Анализ реализации инновационной политики РФ в сфере авиастроенич
Заключение
Список литературы
Второй этап (начало 1950-х – начало 1970-х гг.) – этап резкого роста масштабов инвестирования научно-технологической сферы и, как следствие, бурного развития самой этой сферы, увеличения числа ученых и инженеров, количества научных организаций. Годы прошедшей войны принесли богатейший научный задел (атомная энергетика, ракетная, электронная, телекоммуникационная техника). С другой стороны, начавшаяся новая «холодная» война вызвала невиданную по масштабам гонку вооружений, что еще более ускорило научно-технологическое развитие.
Третий этап (начало 1970-х — начало 1980-х гг.) — этап формирования взвешенных подходов к решению проблем научно-технического развития, для которого характерна стабилизация, а в некоторых странах — снижение объемов инвестиций в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Вместе с тем идет поиск наиболее эффективных форм организации НИОКР. Для этого этапа характерен переход к селективной стратегии научно-технологического развития, т. е. к инвестированию ограниченного круга приоритетных направлений этого развития. Правительства развитых стран поощряют кооперативные исследования и разработки, осуществляемые совместно университетами, государственными научными учреждениями и частными фирмами. С появлением новых наукоемких производственных отраслей происходит стирание границ между фундаментальной и прикладной наукой. Поэтому государство во все большей мере уделяет внимание развитию всех стадий инновационных процессов — от рождения инновационных идей до создания и промышленного освоения новых видов технологий и продукции.
Четвертый этап (конец 1970-х – середина 1980-х гг.) – этап интенсивного инновационного развития регионов. Правительства развитых стран, по-прежнему осуществляя централизованное управление НИОКР, все активнее привлекают к этому управлению региональные власти, концентрируя науку и наукоемкую промышленность в отдельных регионах. Этот этап характеризуется интенсивным развитием инновационной инфраструктуры, в первую очередь — созданием сети технопарков и технополисов. Благодаря этому обеспечивается существенный подъем экономики развитых стран, что является особенно важным в этот период из-за обострения конкуренции в связи с появлением на мировом рынке так называемых «азиатских тигров»: Южной Кореи, Тайваня, Малайзии и др. В это же время большое внимание уделяется развитию малого высокотехнологичного бизнеса, чему также в немалой степени способствуют технопарковые и технополисные структуры.
Пятый, последний этап (середина 1980-х гг. — настоящее время) — этап дальнейшего совершенствования инновационной политики, которая обретает всеобъемлющий характер, охватывает все стадии инновационных процессов, включая выход новых видов технологий и продукции на рынок.
1.3. Государственная поддержка
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из основных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства.
Правительство РФ долгое время не уделяло достаточно внимания инновационной деятельности, что привело к ряду проблем.
Общие вопросы инновационной политики решаются Президентом РФ. Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере инновационной деятельности. Федеральное агентство по науке и инновациям (ФАНИ) является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной инновационной политики, осуществление мер по созданию и развитию инновационного потенциала. ФАНИ утверждено постановлением Правительства РФ 16.06.04 и находится в ведении Министерства образования и науки РФ.
В настоящее время к основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся следующие:
1) аккумулирование средств на
научные исследования и
2) координация инновационной
3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
4) создание правовой базы
5) кадровое обеспечение
6) формирование инновационной
7) институциональное обеспечение
инновационных процессов в
8) обеспечение социальной и
9) повышение общественного
10) региональное регулирование инновационных процессов;
11) регулирование международных
аспектов инновационных
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относятся:
– прямое финансирование;
– предоставление беспроцентных банковских ссуд;
– создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
– снижение государственных патентных пошлин;
– отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
– права на ускоренную амортизацию;
– сети технополисов, технопарков.
Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются:
а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.
2. Динамика развития государственной инновационной политики в сфере авиастроения
2.1. Федеральная целевая программа в сфере развития авиационной техники России
Федеральная целевая программа (ФЦП) в России — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"
Наименование Программы |
федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" |
Основание для разработки Программы |
решение Совета Безопасности Российской Федерации от 4 февраля 2000 г. № Пр 1, распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2001 г. № 314-р |
Государственный заказчик Программы |
Российское авиационно-космическое агентство |
Основные разработчики Программы |
Российское авиационно-космическое агентство, федеральные государственные унитарные предприятия ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ, НИИ АО, НИИ СУ и ГосНИИ ГА, открытые акционерные общества "НИИ ЭАП" и "ГипроНИИавиапром" |
Основные цели и задачи Программы |
основными целями Программы являются:обеспечение производства предприятиями отечественной авиационной промышленности гражданской авиационной техники для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках;переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ;поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности. Основными задачами Программы являются: обеспечение производства
конкурентоспособной расширение экспорта
отечественной авиационной разработка и внедрение
в производство новых развитие информационных
технологий в области разработка нормативного и метрологического обеспечения авиационной промышленности |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа рассчитана на 2002 - 2015 годы и предусматривает два этапа. Первый этап (2002 - 2005 годы) включает в себя: доведение летно-технических характеристик воздушных судов, созданных в 1992 - 2001 годах, до уровня, соответствующего новым международным нормам (по шуму, эмиссии, аэронавигации), и обеспечение их конкурентоспособности в сравнении с зарубежными аналогами; проведение модификации
и сертификации воздушных создание научно-технического
задела для нового поколения
воздушных судов первой Второй этап (2006 - 2010 годы
и период до 2015 года) включает
в себя создание новой |
Перечень основных мероприятий Программы |
разработка, создание и сертификация гражданской авиационной техники в объемах, обеспечивающих экономически эффективную работу авиационной промышленности и воздушного транспорта России; обеспечение технического
перевооружения организаций проведение комплекса
научно-исследовательских |
Головные исполнители мероприятий Программы |
организации авиационной и других отраслей промышленности, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" |
Объемы и источники финансирования Программы |
объем финансирования Программы составляет 158188,6 млн. рублей. Источники финансирования: федеральный бюджет - 35686,1 млн.рублей; внебюджетные средства,
направляемые на выполнение Объемы и источники
финансирования Программы |
Ожидаемые Конечные Результаты реализации Программы |
обеспечение конкурентоспособности отечественной гражданской авиационной техники на внутреннем и внешнем рынках; оснащение российских авиакомпаний высокоэффективной авиационной техникой, произведенной российскими предприятиями, а также в кооперации с зарубежными странами, прежде всего с государствами - участниками СНГ; обеспечение в 2002 - 2015 годах продажи отечественной гражданской авиационной техники в России и на экспорт на сумму около 1000 млрд. рублей; направление в федеральный
бюджет в виде налога от
продаж гражданской создание к 2015 году до 500 тыс. рабочих мест в авиационной и смежных отраслях промышленности; предотвращение оттока
из России конвертируемой сохранение стратегического
потенциала авиационной создание нового поколения
наукоемких технических |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке |
Согласно положениям Федеральной целевой программы “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года” (утверждена постановлением Правительства РФ от 4.10.2008 года №742) в соответствии с проводимой государственной политикой целесообразность государственного участия в преодолении системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России заключается в следующем: производство гражданской авиационной техники в России является необходимым условием нормального функционирования воздушного транспорта, для которого перспектива преимущественного перехода на импортную авиационную технику может быть чревата ростом тарифов, особенно на внутренних авиационных перевозках, обеспечивающих экономические связи в пределах территории страны; авиационная промышленность является отраслью экономики, которая позволяет изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, в сторону опережающего развития экспорта машинно-технической продукции и импортозамещения, а также отхода от сырьевой модели развития экономики страны; стабильная работа авиационной промышленности создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичных отраслей промышленности благодаря широкой кооперации, необходимой для создания современной АТ; авиационная промышленность и ее смежные отрасли выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая сохранение высококвалифицированных рабочих мест в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на производстве и в образовательных учреждениях; полноценное функционирование авиационной промышленности, в том числе и для обеспечения обороноспособности страны, возможно только при сохранении и использовании потенциала создания гражданской АТ.
Информация о работе Динамика развития государственной инновационной политики РФ в сфере авиастроения