Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Целью данной работы является анализ состояния инновационной политики в сфере авиастроения Российской Федерации за период 2002-2013г.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить сущность инновационной политики РФ;
2.Изучить динамику развития инноваций в сфере авиастроения;
3.Проанализировать состояние инновационной политики РФ в сфере авиастроения за 10 лет.
Введение
1.Инновационная политика РФ
1.1. Сущность и принципы инновационной политики
1.2. Формирование государственной инновационной политики
1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности
2.Динамика развития государственной инновационной политики РФ в сфере авиастроения
2.1. Федеральная целевая программа в сфере развития авиационной техники Росси
2.2. Проблемы развития инноваций в авиастроении
2.3. Анализ реализации инновационной политики РФ в сфере авиастроенич
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.Инновационная политика РФ
1.1. Сущность и принципы
1.2. Формирование государственной инновационной политики
1.3. Государственная поддержка
2.Динамика развития
2.1. Федеральная целевая программа в сфере развития авиационной техники Росси
2.2. Проблемы развития инноваций в авиастроении
2.3. Анализ реализации
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления .
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
Переход России к инновационному пути развития - это возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных. Переход к инновационному развитию страны можно определить как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.
Современный этап развития государства тесно связан с инновациями. Тем самым очевидно, что изучение состояния инновационной политики государства является актуальной темой.
Целью данной работы является анализ состояния инновационной политики в сфере авиастроения Российской Федерации за период 2002-2013г.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить сущность
2.Изучить динамику развития
инноваций в сфере
3.Проанализировать состояние
Предметом исследования является инновационная политика, объектом – состояние инновационной политики РФ в сфере авиастроения.
1.Инновационная политика РФ
1.1.Сущность и принципы
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. (Медынский В.Г., 2004, 38)
Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
Инновационная политика имеет временной и пространственный аспекты.
Временной аспект определяет действия государства в области инноваций на текущий момент времени и на длительную перспективу. Поэтому инновационная политика подразделяется на текущую политику и долговременную политику.
Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности.
Долговременная инновационная политика направлена прежде всего на решение важных отраслевых задач, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период времени.
Пространственный аспект инновационной политики определяет действия государства по основным направлениям влияния на экономику страны.
Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции.
Основными целями государственной инновационной политики являются:
• создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
• повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
• содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
• расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
• содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
• осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.
Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы:
Первая группа отраслей включает в себя отрасли, которые обладают большим конкурентоспособным потенциалом и давно работают на мировом рынке. Они производят конкурентоспособную продукцию. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность. Они должны постоянно повышать свой производственно-экономический потенциал, чтобы удержаться на мировом рынке в период кризисов.
Отрасли второй группы производят продукцию, которая по многим параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке. У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужна определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и др. Их продукция на мировом рынке не котируется. Поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок. Как правило, эти отрасли имеют низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п.
Инновационная политика государства для каждой их этих групп отраслей должна осуществляться дифференцированно.
Фонд производственных инноваций - государственная некоммерческая организация. Основными задачами фонда являются:
- содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;
- участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;
- поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;
- содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).
В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышения уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:
- в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на месторождениях с трудно извлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с - получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки;
- в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и ракетных топлив за счет развития процесса глубокой переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения, высокоактивных и кислородсодержащих добавок, а также на повышение и улучшение экологической безопасности, и уменьшение энергоемкости;
- в угольной промышленности - на улучшение потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблемы приготовления, транспортирования, хранения и снижения водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе, применения драглайнов, а также на повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.
Принципы государственной инновационной политики РФ :
- государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется, исходя из следующих основных принципов:
- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;
- обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
- концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
- создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
- государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности;
- активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере;
- укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Формирование и осуществление государственной инновационной политики обеспечивают органы исполнительной власти, назначаемые Правительством (Федеральное агентство по науке и инновациям). Инновационная политика SРФ формируется и реализуется органами госвласти субъектов с учетом государственной инновационной политики и интересов регионов.
Основные механизмы:
- финансово-кредитные механизмы (развитие венчурного инвестирования; поддержка и стимулирование инвесторов; оказание финансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности)
- механизмы, обусловленные законодательными и НПА (законодательных и нормативно-правовых актов, учитывающих особенности налогообложения и налоговые льготы для предприятий и организаций; поддержка сбора и распространение информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности; разработка механизмов использования интеллектуальной собственности)
- институциональные преобразования (направлены прежде всего на развитие высокотехнологичных производств в отраслях промышленности; образования центров науки и высоких технологий на основе крупных научных организаций; формирования совместно с вузами инновационно-технологических центров
- механизмы в сфере образования.
1.2.Формирование
В формировании государственной инновационной политики в индустриально развитых странах прослеживается несколько этапов.
Первый этап (вторая половина 1940-х — начало 1950-х гг.) — этап институционализации инновационной политики, характеризующийся созданием в системе государственной власти специализированных органов, отвечающих за разработку и осуществление этой политики. Главным итогом этого этапа является осознание важности инновационной политики как особой области государственной деятельности, которой должны заниматься специализированные государственные органы.
Информация о работе Динамика развития государственной инновационной политики РФ в сфере авиастроения