Инновационная политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в проведении теоретических исследований, а также анализе государственной инновационной политики. Реферат рассматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационной политики;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной политики России;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;
-анализ государственной инновационной деятельности;
-исследование основных проблемы развития государственной инновационной политики;
- анализ системы финансирования инновационной деятельности в РФ;

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность государственной инновационной политики
2. Органы государственного регулирования инновационной политики
3. Основные проблемы развития инновационной политики РФ
4. Анализ государственной инновационной политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1 РЕФ ГОТОВ -инновационная политика россии-обзор .docx

— 39.31 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Понятие и сущность государственной инновационной политики

2. Органы государственного регулирования инновационной политики

3. Основные проблемы развития инновационной политики РФ

4. Анализ государственной инновационной политики

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

     Государственное регулирование инновационных процессов  и эффективная инновационная  политика, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий  перевода функционирования экономики  на рыночные рельсы.

     Следовательно, тема моего реферата является актуальной и важной. Так как современные тенденции мирового экономического развития, когда конкурентоспособность национальных экономик определяется в первую очередь уровнем технологического развития, диктуют необходимость принятия национальной промышленной политики России с опорой на научно-промышленный сектор.

     Это отвечает реалиям 21 века, когда индустриальная экономика сменяется постиндустриальной, инновационной, где на первый план выходит  производство знаний. При этом существенно  меняется роль бизнес-сообщества, которое  должно стать не просто объектом государственной  политики, а равноправным партнером  государства.

     В настоящее время национальная государственная  инновационная политика находится  в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости  реализации системного подхода к  развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное  изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения  инновационной деятельности, недостающих  звеньев и условий для тиражирования  элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.

     Цель  работы заключается в проведении теоретических исследований, а также  анализе государственной инновационной  политики. Реферат рассматривает  решение следующих важнейших  задач:

     -теоретические  изучение понятия и сущности  государственной инновационной  политики;

     -исследование  основных направлений государственной  поддержки инноваций;

     -изучение необходимости  государственного регулирования  инновационной политики;

     -изучение  структуры и функций органов  государственного регулирования  инновационной политики России;

     -исследование  целей и задач государственной  инновационной политики России;

     -анализ  основных проблем развития инновационной  политики;

     -анализ  государственной инновационной  деятельности;

     -исследование основных  проблемы развития государственной  инновационной политики;

     - анализ системы финансирования инновационной деятельности в РФ;

     Для более наглядного представления  о том, как собственно правительство  РФ воплощает в жизнь инновационную  политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной  политики. Конечно не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой  степени эффективности. Однако такие  шаги наше правительство уже делает, и делает их в правильном направлении.

1. Понятие и сущность  государственной  инновационной политики

 

     В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных  концепций, например поддержки малых  и средних предприятий. Хотя частные  концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей  совокупности они, как правило, с  трудом соединяются в единую, приведенную  в соответствие с намерениями  предприятий концепцию.

     «Государственная  инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.» (Медынский В.Г., 2004, 38)

     «Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 74)

     Она включает три этапа:

     -разработку  научно обоснованных концепций  (системы взглядов) развития инновационной  деятельности - осуществляется на  основе анализа состояния инновационного  потенциала;

     -определение  основных направлений государственной  поддержки инноваций;

     -осуществление  практических действий по реализации  поставленных целей, направленных  на повышение инновационной активности.

     В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую.

     Стратегия государственной инновационной  политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны.

     «Выбор  стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования  инновационной деятельности и принятие методов развития и использования  научного потенциала, установление главных  целей инновационного развития в  соответствии с социально-экономическими целями.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 74)

     Тактика предполагает определение текущих  целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей  с наибольшей эффективностью. Тактические  средства - это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий  для реализации мероприятий инновационного развития.

     Эффективность государственной инновационной  политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки  инноваций в известной мере находит  отражение в научно-техническом  лидерстве. Оно проявляется в  международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной  научно-технической инновационной  помощи другим странам.

     Научно-техническое  лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса  и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной  политики. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет  в развитии.

     Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных  экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических  условий для осуществления инновационных  процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной  политики определяют основные направления  государственной поддержки инноваций.

2. Органы государственного  регулирования инновационной  политики

 

     В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом:

     1)высший  государственный, федеральный;

     2)средний  государственный, отраслевой;

     3)государственный  региональный;

     4)нижний  государственный, институциональный.

     По  своему содержанию управление инновационным  процессом, независимо от уровня управления, включает:

     -организационную  структуру управления - конкретные  органы управления, распределение  власти и ответственности между  ними, соотношение прав и обязанностей;

     -систему  сбора, обработки и анализа  необходимой информации;

     -механизм  принятия решений и контроль  за их выполнением;

     -систему  подбора и расстановки кадров.

     «Организационный  механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.» (Фахтудинов Р.А.,2007, 42)

     Субъектами  инновационной политики выступают  центральные и местные органы власти, предприятия и организации  государственного сектора, самостоятельные  хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники  и инноваторы, смешанные образования.

     Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает  участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:

     -информирование  Президента о процессах, происходящих  в научно-технической сфере в  стране и за рубежом;

     -разработка  предложений о стратегии научно-технической  политики и формировании приоритетных  направлений в ее реализации;

     -анализ  и экспертиза поступающих на  заключение Президента проектов  законодательных актов по научно-техническим  вопросам;

     -подготовка  предложений о заключении межгосударственных  соглашений по научно-техническим  вопросам;

     -участие  в подготовке официальных документов  и материалов по научно техническим  вопросам для Президента РФ.

     Органы  законодательной власти РФ - Государственная  дума и Совет Федерации - имеют  право инициирования законов  в сфере научно-технической и  инновационной деятельности. В обеих  палатах функционируют соответствующие  комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

     Основным  органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической  и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

     Основными функциями комиссии являются обеспечение  согласованной работы федеральных  органов исполнительной власти и  исполнительных органов субъектов  РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

     Министерство  образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

     -организация  научно-технического прогнозирования;

Информация о работе Инновационная политики РФ