Инновационная политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в проведении теоретических исследований, а также анализе государственной инновационной политики. Реферат рассматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационной политики;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной политики России;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;
-анализ государственной инновационной деятельности;
-исследование основных проблемы развития государственной инновационной политики;
- анализ системы финансирования инновационной деятельности в РФ;

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность государственной инновационной политики
2. Органы государственного регулирования инновационной политики
3. Основные проблемы развития инновационной политики РФ
4. Анализ государственной инновационной политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1 РЕФ ГОТОВ -инновационная политика россии-обзор .docx

— 39.31 Кб (Скачать)

     -выбор  и оценка приоритетных направлений  развития образования, науки и  техники;

     -разработка  и применение организационно-экономических  механизмов реализации выбранных  приоритетов;

     -создание  государственных научно-технических  программ и проектов;

     -методическое  руководство подготовкой кадров  региональных и межрегиональных  научно-технических программ;

     -финансирование  гражданских НИОКР общегосударственного  значения;

     -создание  и развитие благоприятной среды  для научной и инновационной  деятельности;

     -формирование  соответствующих систем экономического  стимулирования и организационных  структур;

     -организация  условий для опережающего развития  фундаментальных научных исследований;

     -обеспечение  формирования государственной политики  в области международных связей  в сфере образования, науки  и техники и др.

     Министерство  экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:

     -непосредственно  разрабатывает государственную  инновационную политику;

     -устанавливает  приоритеты в развитии народного  хозяйства страны и се регионов;

     -определяет  основные направления инвестиционной  политики, в том числе меры  по стимулированию инновационной  активности;

     -организует  разработку федеральных целевых  программ но развитию приоритетных  отраслей и сфер экономики,  решению первоочередных социально-экономических  проблем. 

Рисунок 1 Структура механизма  государственного регулирования  инновационных процессов  в Российской Федерации 

     Минфин  РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

     Структура механизма государственного регулирования  инновационных процессов показана на рис. 1.

     Задачи  каждого элемента, вошедшего в  структуру механизма государственного регулирования, вкратце были рассмотрены  выше.

3. Основные проблемы  развития инновационной  политики РФ

 

     В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

     Основные  трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

     Однако  дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

     Существуют  также проблемы связанные с законодательными актами регулирующими инновационную  политику России.

     В Федеральном законе РФ «О науке и  государственной научно-технической  политике» сформулирована система  целей государственной научно-технической  политики. Это единственная попытка  формирования целостной системы  целей, однако результат этой попытки  с позиций системности вряд ли можно признать удачным.

     Более четкий подход использован при разработке проекта Федерального закона «Об  инновационной деятельности и государственной  инновационной политике в РФ». В  нем определены ключевые моменты  государственной инновационной  политики: цели, принципы, инструменты  государственного влияния на инновационные  процессы. Однако если рассмотреть  данный проект более внимательно, с  тех же позиций системности он хотя и несколько лучше, но имеет  тоже недостатки.

     Безусловно, цели государственной политики в  той или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы  из них логично вытекали все последующие  документы и мероприятия органов  власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и  способы их достижения, но зато очень  тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность  при формировании программ, финансируемых  из федерального бюджета.

     Например, авторы законопроекта фактически делают попытку вдохнуть новую жизнь  в механизм разработки Федеральных  инновационных программ распределения  ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные попытки предпринимались неоднократно: создавались инновационный совет  и инновационный комитет, формировался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не обеспечивший выполнение возложенных на него задач»). По сути, заявляемая как новая инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т.д.

     Также в инновационной политике России существуют проблемы в части регулирования  инновационной деятельности и определения  самых общих функций государственных  ведомств. Таких ведомств три.

     Главное - Министерство экономики РФ. На него возложены функции разработки инновационной  политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в  последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией  проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

     На  Министерство образования РФ возложены  задачи по активизации инновационной  деятельности в образовательных  учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов  научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.

     В свою очередь, на бывший Государственный  комитет по поддержке малого предпринимательства  была возложена задача разработки предложений  по регулированию инновационной  деятельности субъектов малого предпринимательства.

     Столь очевидное и скудное по содержанию распределение функций является следствием отмеченных выше недостатков  законодательства, когда целевые  установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной  деятельности.

     В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической  политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.

     Министерством создана система бюджетных и  внебюджетных фондов, но некоторые  ключевые проблемы развития инновационных  малых предприятий, не связанные  с финансами, не решаются, и есть достаточные основания полагать, что они не решаются потому, что  эти функции ни на кого не возложены.

     Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники  и инновационной деятельности.

     Отсутствие  нормативно-правового регулирования  является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что  до настоящего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная  политика» и другие, трактуются неоднозначно.

     Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

4. Анализ государственной  инновационной политики

 

     Согласно  принятой концепции, главной задачей  государственной политики в области  развития науки и технологий является переход нашей страны к инновационному пути развития - на основе избранных  приоритетов, которые определены как с учетом общемировых тенденций развития науки и технологий и имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах, так и исходя из современных тенденций развития рынков.

     Базисом для создания национальной инновационной  системы является развитие фундаментальных  исследований и системы образования  в целом как приоритетов социально-экономической  политики государства, а государственная  инновационная политика строится на принципе гармонизации интересов государственного и частного секторов экономики и  реализуется независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности  предприятий и организаций.

     Одним из важнейших направлений создания инновационной инфраструктуры в  России является основание инновационных  центров, технологических парков и  инкубаторов малых фирм и других структур, которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий  и способствуют передаче на рынок  готовой научно-технической продукции. В России действуют более 40 научных  и технологических парков, в которые  входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий.

     Созданы Ассоциация научных технологических  парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых  инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.

     В основах политики в области науки  и технологий до 2010 года конкретно  расписаны действия государства  и большое внимание уделено финансированию. Так на 2003 год финансирование по сравнению с текущим годом  уже увеличено на 33-35% по разным направлениям научно-технической политики.

     Исходя  из современного состояния научно-технической  и производственно-технологической  сфер российской экономики, основными  направлениями государственной  инновационной политики являются:

     -развитие  имеющихся структурных звеньев  российской национальной инновационной  системы и создание недостающих;

     -укрепление  и гармонизация связей между  отдельными звеньями национальной  инновационной системы;

     -обеспечение  необходимых условий для деятельности  как целостной системы и реализации  её конкурентных преимуществ.

     Реализация  государственной политики в области  развития науки и технологий прежде всего нацелена на эффективное функционирование целостной, способной к воспроизводству  и саморазвитию национальной инновационной  системы, включающей как научно-техническую, так и производственно-технологическую  сферы экономики, ориентированные  на интенсивную разработку и производство товаров и услуг, конкурентоспособных  на мировом рынке.

Информация о работе Инновационная политики РФ