Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:19, реферат
Цель работы заключается в проведении теоретических исследований, а также анализе государственной инновационной политики. Реферат рассматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационной политики;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационной политики России;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;
-анализ государственной инновационной деятельности;
-исследование основных проблемы развития государственной инновационной политики;
- анализ системы финансирования инновационной деятельности в РФ;
Введение
1. Понятие и сущность государственной инновационной политики
2. Органы государственного регулирования инновационной политики
3. Основные проблемы развития инновационной политики РФ
4. Анализ государственной инновационной политики
Заключение
Список литературы
-выбор
и оценка приоритетных
-разработка
и применение организационно-
-создание
государственных научно-
-методическое
руководство подготовкой
-финансирование
гражданских НИОКР
-создание
и развитие благоприятной
-формирование
соответствующих систем
-организация
условий для опережающего
-обеспечение
формирования государственной
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:
-непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику;
-устанавливает
приоритеты в развитии
-определяет
основные направления
-организует
разработку федеральных
Рисунок
1 Структура механизма
государственного регулирования
инновационных процессов
в Российской Федерации
Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.
Структура
механизма государственного регулирования
инновационных процессов
Задачи
каждого элемента, вошедшего в
структуру механизма
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.
Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.
Существуют также проблемы связанные с законодательными актами регулирующими инновационную политику России.
В
Федеральном законе РФ «О науке и
государственной научно-
Более четкий подход использован при разработке проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки.
Безусловно,
цели государственной политики в
той или иной области должны быть
сформулированы четко, и это необходимо
сделать таким образом, чтобы
из них логично вытекали все последующие
документы и мероприятия
Например,
авторы законопроекта фактически делают
попытку вдохнуть новую жизнь
в механизм разработки Федеральных
инновационных программ распределения
ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные
попытки предпринимались
Также
в инновационной политике России
существуют проблемы в части регулирования
инновационной деятельности и определения
самых общих функций
Главное - Министерство экономики РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.
На Министерство образования РФ возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.
В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Столь
очевидное и скудное по содержанию
распределение функций является
следствием отмеченных выше недостатков
законодательства, когда целевые
установки политики не сформированы
в виде целостной системы, охватывающей
все аспекты и этапы
В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.
Министерством
создана система бюджетных и
внебюджетных фондов, но некоторые
ключевые проблемы развития инновационных
малых предприятий, не связанные
с финансами, не решаются, и есть
достаточные основания
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники и инновационной деятельности.
Отсутствие
нормативно-правового
Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
Согласно принятой концепции, главной задачей государственной политики в области развития науки и технологий является переход нашей страны к инновационному пути развития - на основе избранных приоритетов, которые определены как с учетом общемировых тенденций развития науки и технологий и имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах, так и исходя из современных тенденций развития рынков.
Базисом
для создания национальной инновационной
системы является развитие фундаментальных
исследований и системы образования
в целом как приоритетов
Одним
из важнейших направлений создания
инновационной инфраструктуры в
России является основание инновационных
центров, технологических парков и
инкубаторов малых фирм и других
структур, которые поддерживают деятельность
наукоемких инновационных предприятий
и способствуют передаче на рынок
готовой научно-технической
Созданы Ассоциация научных технологических парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.
В основах политики в области науки и технологий до 2010 года конкретно расписаны действия государства и большое внимание уделено финансированию. Так на 2003 год финансирование по сравнению с текущим годом уже увеличено на 33-35% по разным направлениям научно-технической политики.
Исходя
из современного состояния научно-технической
и производственно-
-развитие
имеющихся структурных звеньев
российской национальной
-укрепление
и гармонизация связей между
отдельными звеньями
-обеспечение
необходимых условий для
Реализация
государственной политики в области
развития науки и технологий прежде
всего нацелена на эффективное функционирование
целостной, способной к воспроизводству
и саморазвитию национальной инновационной
системы, включающей как научно-техническую,
так и производственно-