Целевой подход в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Термин «менеджмент» прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов — хозяйствовании. Такая деятельность присуща и крупнейшим корпорациям и отдельным лицам. В ее рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и т.п.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 4
1. Понятия в управлении: «цель», «средство» и «результат»; «миссия», «стратегия», «политика». Функции целей в управлении и требования к ним
4
2. Сущность и особенности целевого подхода 17
3. Преимущества и недостатки целевого подхода 23
4. Сферы применения и эффективность целевого подхода 26
Выводы и рекомендации 28
Заключение 32
Библиографический список
Приложения
Глоссарий

Файлы: 2 файла

Целевой подход в управлении.ppt

— 637.00 Кб (Открыть, Скачать)

КУРСОВОЙ.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования российской федерации  федеральное агентство по образованию

 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный энергетический университет  им. В.И. Ленина» 
 
 
 
 

Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 

Курсовая  работа

по курсу  «Основы менеджмента»

 на тему:

«Целевой  подход в управлении» 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила:

Студентка очного факультета

2 курса, гр. 45

Жидкова Т.П.

Проверил: Бабанова Н.Н.

 
 
 
 

    Иваново 2008

    Оглавление

Введение 3
Основная часть 4
     1. Понятия в управлении: «цель», «средство» и «результат»; «миссия», «стратегия», «политика». Функции целей в управлении и требования к ним  
4
     2. Сущность и особенности целевого подхода 17
     3. Преимущества и недостатки целевого подхода 23
     4. Сферы применения и эффективность целевого подхода 26
Выводы  и рекомендации 28
Заключение 32
Библиографический список  
Приложения  
Глоссарий  
 
 

    Введение

    Термин  «менеджмент» прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя  привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов — хозяйствовании. Такая деятельность присуща и крупнейшим корпорациям и отдельным лицам. В ее рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и т.п.

    Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных  отношений между людьми, существующих в форме информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами в условиях рынка — управленческий труд.

    Познание  закономерностей управления позволяет  максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно  управлять деятельностью хозяйствующих  субъектов, осуществлять ее объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.

    Что касается современного менеджмента, то современная научно-техническая  революция не только создала новые  товары, услуги и технологии, но и  во многом преобразовала социально-экономическую жизнь общества: в том числе изменилась и роль человека в производстве — сегодня он превратился в основной стратегический ресурс организации, главное достояние компании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено их способностью к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха любой деятельности. Это потребовало смены управленческой парадигмы, появились и практикуются новые подходы к управлению. Одним из таких подходов является целевой подход. В данной работе была разобрана его теоретическая часть и сделана попытка применить данный подход управления к существующему предприятию. 

    Основная  часть

    1. Понятия в управлении: «цель», «средство»  и «результат»;  «миссия», «стратегия»,  «политика». Функции  целей в управлении и требования к ним.

    Цель — идеальное или желаемое состояние субъекта (организации, индивида), на достижение которого прежде всего ориентирована его деятельность и процесс управления соответственно.

    Все то, что способствует достижению цели, называется средствами (ими часто на практике незаметно подменяют саму цель). Соответствие цели и средств — условие эффективности управления.

    Цели  либо официально провозглашаются высшим руководством как деловые установки  и задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, основных принципах ее деятельности.

    Поскольку благополучие ее участников напрямую зависит от степени достижения ими  целей, они с той или иной степенью заинтересованности реализуют их. Но результат, как правило, не совпадает с ожиданиями, так как всегда могут иметь место различные отклонения от запланированных действий.

    Сегодня обретение богатства не рассматривается  как непосредственная цель деятельности большинства хозяйствующих субъектов.

    Во-первых, наряду с коммерческими появились некоммерческие, например благотворительные фонды и т.п., которые не преследуют цель получения прибыли (однако создают хорошую рекламу владельцам и жертвователям).

    Во-вторых, в большинстве крупных организаций  у власти стоят не собственники, а наемные управляющие, задачи которых далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.

    В-третьих, сама прибыль сегодня в большей  мере зависит от умения произвести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет их потребности. Кто справляется с этой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль.

    Цели  организации определяются владельцами  ключевых ресурсов в соответствии со своей системой ценностей. Но их формулировка не произвольна.

    Требования  к формулировке целей:

    1) Цель представляет собой отражение субъективной роли данной организации в обществе, характера и масштабов ее деятельности, производственного и кадрового потенциала.

    2) На формулировку целей существенное  влияние оказывают интересы многочисленных  субъектов, связанных с деятельностью организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, деловые партнеры, местные власти, которым та помогает решить многие региональные проблемы, общество в целом.

    1. Постановка целей связана с учетом ограничений в отношении путей и средств их достижения. Ограничения бывают внешними и внутренними (общими и частными, производными от них). Они могут быть присущи организации изначально или порождаться прежними проблемами.

    Для формулировки цели необходимо определить в качественной и количественной форме результат, к которому стремится организация, и желаемые сроки его получения. Часто сразу это сделать не удается и приходится ставить промежуточные цели. Обычно цели никогда не удается сформулировать окончательно, поскольку в ходе работы происходят их постоянное уточнение, отказ от отдельных аспектов из-за их нереальности или нехватки средств.

    Задача  выживания требует регулярного  приспособления целей к новым  общественным потребностям, формам и  масштабам деятельности, внешней ситуации, техники, технологии и проч.

    Функции целей:

    В системе управления цели выполняют  ряд важных функций:

    1. Цели отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития.

    2. Цели задают основные направления  деятельности организации, а следовательно, составляют основу ее общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности.

    3. Цели уменьшают неопределенность  текущей ситуации, становясь для  субъекта ориентирами в окружающем  мире, помогают приспособиться к  нему.

    4. Концентрация на достижении желаемых целей позволяет людям противостоять сиюминутным желаниям и порывам, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.

    5. Цели составляют основу критериев  выделения проблем, выбора вариантов решений, контроля и оценки полученных результатов, а так же материального и морального поощрения сотрудников.

    6. Цели, особенно великие, независимо  от того, реальны они или мнимы,  сплачивают вокруг себя энтузиастов,  побуждают их брать на себя  добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения (поэтому в формулировке целей должен присутствовать вызов).

    1. Официально провозглашенные цели служат оправданию в глазах общественности и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды.

    Требования  к целям:

    К целям предъявляют следующие  основные требования:

    1. Они должны быть четко сформулированными,  конкретными и измеримыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. Это облегчает выбор средств их достижения, восприятие и усвоение исполнителями, правильное распределение обязанностей между ними; позволяет использовать их в качестве оценки достигнутых результатов и персонала.

    2. Цели должны соответствовать  условиям деятельности организации,  учитывать ее реальные возможности.  Цели, адекватные ситуации, облегчают  поиск альтернатив, укрепляют  доверие к руководству.

    3. Цели должны быть гибкими, способными  к трансформации и корректировке в соответствии с меняющимися условиями, в противном случае организация рано или поздно попадет в тупик.

    4. Люди должны признавать цели  в качестве своих личных, что  порождает заинтересованность в  их реализации. Условием этого  являются известность, понятность, близость целей большинству членов организации.

    5. Цели должны быть проверяемыми.

    6. Цели должны образовывать единую  систему; быть совместимыми во  времени и пространстве, взаимно  поддерживать друг друга, не  ориентировать членов организации  на противоречивые действия.

    Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальное отличие от других, имидж, философию, предпочтения руководства, ценности культуру, морально-психологический климат, социальную ответственность перед обществом и своими работниками. Миссия может формулироваться также и для ключевых подразделений.

    Миссия  обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, помогает определить взгляды высшего  руководства на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп, обеспечивает ее рекламу, описывая то, как организация собирается выполнять свои обещания перед клиентами.

    Миссия  является основой принятия плановых решений — постановки целей и  задач, выбора стратегий в области  производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, ориентации текущей деятельности с учетом внешних и внутренних условий.

    Миссия помогает менеджерам среднего звена сформулировать свои цели и задачи и увязывать действия с развитием компании в целом.

    Миссия  объединяет и сплачивает членов организации.

    Миссия  формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации, круга потребителей и т.д. Миссия должна корректироваться.

    С учетом миссии формируются генеральная  и конкретные цели организации —  общие и специфические.

    Генеральная цель некоммерческой организации, в  принципе, совпадает с миссией.

Информация о работе Целевой подход в управлении