Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:24, реферат
Одним из действенных инструментов управления социально-экономическим развитием территорий в зарубежной и отечественной практике является программно-целевой подход, опирающийся на методологию системного анализа и планирования.
Введение………………………...........…………………………………………3
1. Программно-целевой подход – суть стратегического планирования …..4
1.1 Выбор вида стратегии…………………………………………………..….4
1.2 План осуществления стратегии…………………………………………....5
2. Этапы программно-целевого управления…………………….……………6
2.1 Понятие «Дерево целей»………………………………………………..…7
2.2 Построение системы управления……………………………………........8
2.3 Контроль и анализ реализации программы………………………………9
3. Методология программно-целевого управления………………………..10
3.1 Методы планирования……………………………………………….…..11
3.2 Признаки систематизации научных методов………………………..…13
Заключение……………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………….………..16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. И. И. ПОЛЗУНОВА»
Кафедра Теоретической и Прикладной Социологии
Реферат по дисциплине
«Идеология и факторы социального развития в условиях научно-технического прогресса »
на тему : « Программно-целевой подход в управлении »
Выполнил:
Студент
группы СР-81
Проверил :
Профессор ,док.соц.наук. Каф.
ТиПС
Введение………………………...........……
1. Программно-целевой подход – суть стратегического планирования …..4
1.1 Выбор вида стратегии…………………………………………………..
1.2 План осуществления стратегии…………………………………………....5
2. Этапы программно-целевого управления…………………….……………6
2.1 Понятие «Дерево целей»………………………………………………..…7
2.2 Построение системы управления……………………………………......
2.3 Контроль и анализ реализации программы………………………………9
3. Методология программно-целевого управления………………………..10
3.1 Методы планирования………………………………………………
3.2 Признаки систематизации научных методов………………………..…13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в российской практике финансовые, трудовые и материальные ресурсы, направляемые на развитие регионов, используются бессистемно. Современное социально-экономическое развитие региона и призвано сбалансировать разнонаправленные и зачастую противоположные интересы хозяйствующих субъектов. Система подобного уровня сложности особенно нуждается в специальной целенаправленной управленческой деятельности, обеспечивающей эффективное развитие региона.
Одним из действенных инструментов управления социально-экономическим развитием территорий в зарубежной и отечественной практике является программно-целевой подход, опирающийся на методологию системного анализа и планирования.
Программно-целевой метод в управлении ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы. Ключевой идеей программно-целевого метода выступает матрица «цель - средство» - иерархическая структура строго сформулированных целей - программных элементов, каждый из которых служит ступенью и средством решения проблемы.
Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость - эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.
1. Программно-целевой
подход - суть стратегического
Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией.
Существует несколько вариантов классификации видов стратегии:
* стратегия предпринимательства;
* стратегия динамического роста;
* стратегия прибыли (рациональности);
* стратегия ликвидации
(сокращения инвестиций по
* стратегия резкого изменения курса.
1.1 Выбор вида стратегии
Выбор вида стратегии — это в достаточной степени формализованная процедура. Вместе с тем этот выбор не может быть окончательным, так как стратегии других предприятий может существенным образом повлиять на формулирование стратегии данной фирмы. Кроме того, на выбор варианта стратегии могут повлиять ранее используемая стратегия, а также личность руководителя, его предпочтения и ряд других факторов.
Для реального внедрения выбранного варианта стратегии создаются план внедрения, система контроля и определяется, какие изменения отдельных позиций допустимы в самой стратегии.
1.2 План осуществления стратегии
План осуществления стратегии представляет собой конкретизацию принятых решений на начальном этапе стратегического планирования и включает методы и средства, необходимые для достижения поставленных целей с учетом временных факторов. Это означает необходимость:
четко определить цель деятельности, которую руководитель и подчиненный ему коллектив должны достичь для реализации стратегических задач организации, а также выполняемые ими функции;
разработать последовательность шагов (этапов), необходимых для достижения целей деятельности, и систему оценки их выполнения;
предусмотреть все виды ресурсов (технических, материальных, финансовых и человеческих) для реализации предусмотренных действий.
Реализация этого плана предполагает, что ежедневно и на каждом рабочем месте исполнители проявляют заинтересованность в выполнении соответствующих заданий, а структуры управления обеспечивают их практическое осуществление.
Контроль и оценка стратегии — завершающий этап, на котором рассматривается все предприятие в целом по ряду критериев.
Мировой опыт показывает, что стратегическое планирование является одним из основных способов успешного управления деятельностью крупных компаний и предприятий, к которым можно отнести и российские железные дороги. Оно призвано координировать работу железных дорог и их подразделений, намечать долгосрочные и среднесрочные цели и определять тактику эффективного использования ресурсов для достижения этих целей.
Так, в период глубокого экономического кризиса в России в период 1992–1998 гг. Министерство путей сообщения выбрало стратегию всемерной экономии эксплуатационных расходов, сдерживания роста тарифов и повышения качества транспортного обслуживания пользователей железных дорог. Это позволило отрасли значительно сгладить негативные последствия резкого спада объемов перевозок грузов и пассажиров, сохранить производственный потенциал и обеспечить доступность железных дорог для пользователей.
Анализ перспектив развития транспортного рынка.
Маркетинговые исследования товарных и транспортного рынков.
Экономический анализ положения железных дорог и состояния ресурсов.
Анализ конкурентных позиций железных дорог, выявление сильных и слабых сторон.
Выбор стратегии работы и развития отрасли (железной дороги) на длительную и краткосрочную перспективы
Разработка и учет диверсификации и структурных изменений в управлении
Разработка стратегических планов-прогнозов, формирование программ
2. Этапы программно-целевого управления
Доказано, что программно-целевой подход представляет собой процесс прогнозирования стратегических перспектив развития, определения конкретных задач производственной деятельности организаций, разработки механизмов управления изменениями при решении поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий.
Программно-целевое управление начинается с выявления и четкой постановки конечных целей. Цели отражают обычно желаемую ситуацию, к которой должна перейти система управления из заданной ситуации через определенный период времени, после решения ряда проблем, отделяющих заданную ситуацию от желаемой.
Приоритет в целях диктуется природой миссии организации и, безусловно, результатами проведенного анализа. Следует отметить, что процесс выработки целей не всегда представляется рациональным, достаточно часто это компромисс между руководством организации и сложившейся ситуацией.
Таким образом, уже на стадии постановки цели создается обобщенная модель будущего. Завершается этот этап рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного решения.
После того как оно принято, начинается этап разработки программ. На этом этапе достижение стратегической цели подразделяется на подцели. На каждом этапе выделяются задачи и приоритеты их решения, а также осуществляется их увязка с ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми). При этом выполнение каждого этапа четко определяется по основному результату, объему и сроку.
На стадии формирования программы крайне важно, сохраняя главную целевую установку, обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов и решений путем выявления и анализа их влияния на конечные результаты реализации программы.
2.1 Понятие «дерево целей»
Для увязки всех этапов реализации программы может быть составлено «дерево целей». Этот термин начал использоваться в литературе по менеджменту еще в 60-е годы. Его появление связывают обычно с методикой PATTERN, на основе которой разрабатывалась программа «Аполлон». В настоящее время это понятие получило широкое распространение не только при составлении программ освоения космоса, но и в управлении производственной и коммерческой деятельностью различных организаций, при разработке экономических и социальных программ.
В понятии «дерево целей» корень дерева отождествляется с главной целью программы, выделение первого уровня вершин соответствует подцелям первого уровня, вершины на следующем уровне определяются подцелями второго уровня и т.д. Подцели нижних уровней дерева целей следует рассматривать как средства и способы достижения целей более высокого уровня.
После установления целей на перспективу разрабатываются стратегические варианты развития фирмы, т.е. возможные пути достижения поставленных целей.
Затем в соответствии с «деревом целей» определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, "деревом целей ", составом исполнителей и содержанием программы.
2.2 Построение системы управления
Таким образом, мы выделили еще один элемент программно-целевого планирования – систему управления. Ее построение – это, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы. Т. е. планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления. Рассмотрим его основные стадии:
1. Формирование общей
структурной схемы системы и
её главных характеристик (
2. Разработка состава
подразделений и основных
3. Разработка количественных
характеристик аппарата
Орган высшего руководства системой (предприятия, фирмы, ведомства).Коллегиальный орган, рассматривающий цели программы и состояние ее выполнения. Орган руководства программой (руководитель и штаб при нем).Органы и функциональные подразделения, участвующие в реализации программы. Ответственные исполнители.Исполнители.
После того как
цели и подцели при помощи
«дерева целей» согласованы и
ранжированы, система
2.3 Контроль и анализ реализации программы
Принятая программа подлежит исполнению. Однако в процессе ее реализации могут возникнуть изменения в системе управления и в окружающей среде, которые отсутствовали (или не были учтены) в момент принятия программы. Нередко эти изменения вызывают серьезные затруднения в реализации как всей программы, так и отдельных, ее этапов. Поэтому необходим постоянный комплексный контроль за ходом реализации всей программы и каждого ее этапа.
Обычно для осуществления такого контроля создаются специальные подразделения, которые включаются в матричную систему управления.
По результатам контроля проводится анализ, в ходе которого сопоставляются полученные результаты с целями (подцелями) программы и в случае отклонений выясняются их причины, а затем принимаются меры либо по корректировке программы, либо по устранению отклонений. Причем принятию решения о корректировке программы или об устранении отклонений должна предшествовать диагностика проблем, вызвавших отклонение от заданных целей (подцелей) программы. Например, заведующий секцией в магазине установил, что его подразделение не выполнило задание по объему товарооборота, и он может установить причины этого невыполнения. Это будет реактивное управление. Его необходимость очевидна. Однако возможны ситуации, когда в ходе контроля выясняется, что невыполнение заданий программы имеет гипотетический характер, т.е. сбои еще не произошли, но возможны. Тогда проблему рассматривают как потенциальную возможность срыва заданий
Исследования по вопросам программного планирования и управления ведутся во всем мире последние 30 лет. За это время были получены программы. Например, активный поиск способов повышения эффективности работы подразделения (или улучшения качества производимой продукции или оказываемых услуг), характерный для японских кружков контроля качества, даже если программа реализуется успешно, будет упреждающим управлением и, безусловно, принесет пользу организации, реализующей программу.