Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа
Исходя из выше изложенного, целью написания данной курсовой работы является определение значения и содержание бизнес - планирования при организации нового коммерческого предприятия ведущего свою деятельность в условиях рынка.
Введение 2
1. Основы бизнес - планирования на предприятии в условиях рыночных отношений 3
1.1. Цели разработки и особенности бизнес-плана 3
1.2 Роль планирования в финансово-экономической деятельности предприятий 6
2. Состав бизнес-плана 9
2.1 Резюме 9
2.2. Виды товаров и услуг 10
2.3 Обеспечение конкурентоспособности 12
2.4 Оценка рынка сбыта 15
2.5 Сведения о конкурентах 17
2.6. План маркетинга 18
2.7 План производства 21
2.8 Организационный план 23
2.9 Юридический план 24
2.10 Оценка риска и страхование 24
3. Методика составления и оформления документа «бизнес-план» 26
Заключение 28
Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.
Поэтому, как организациям
Современный
рынок предъявляет серьезные
требования к предприятию. Сложность
и высокая подвижность
Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:
Но
в качестве выхода из такого положения
можно предложить развитие и более
тесное активное взаимодействие менеджеров
и плановиков, как в процессе плановой
деятельности, так и в обсуждении
общих вопросов работы фирмы.
Бизнес-план начинается с раздела, называемого резюме. Этот раздел составляется в конце работы над бизнес-планом. Он содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа. Желательно, чтобы он занимал не более двух машинописных страниц. Этот раздел важен потому, что он должен произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов. Прочитав резюме, инвестор или начнет изучать бизнес-план дальше, или отклонит проект сразу, не вдаваясь в детали.
Резюме должно быть написано предельно ясно, просто и лаконично, оно должно содержать минимум специальных терминов. Предполагается, что документ читает не имеющий специальных знаний инвестор, собирающийся вложить средства в проект. При этом его интересуют прежде всего два вопроса: что он получит в результате успешной реализации проекта и каков риск потери денег?
Резюме содержит следующие сведения:
• что именно предполагается сделать (суть проекта);
• за счет чего осуществляется проект (каковы источники финансовых и других ресурсов);
• чем данный вид продукции или услуг лучше других;
• основные финансовые результаты на период планирования: прогноз объема реализации в натуральных единицах, выручка от реализации продукции, общая стоимость проекта или затраты, прибыль, рентабельность вложений, сроки возврата заемных средств.
В
настоящее время в
В
результате анализа информации о
возможностях фирмы и рыночных требованиях
фирма может выбрать
Далее
фирма проводит целенаправленную деятельность
по повышению качества, выбранного
ассортимента товаров, добиваясь наибольшего
соответствия его показателей
Продукция
высшего качества превосходит по
своим технико-экономическим
Конкурентоспособная
продукция в основном соответствует
высокому уровню качества, но может
иметь и средний уровень
Продукция с пониженным уровнем качества имеет в целом несколько худшие потребительские свойства, чем продукция большинства конкурентов. Чтобы в этом случае рыночные позиции фирмы остались стабильными, производитель может прибегнуть к стратегии снижения цены на такие товары.
Продукция с низким уровнем качества обычно не конкурентоспособна, и либо вообще не найдет потребителя, либо может быть реализована только по очень низким ценам. Производителю в этом случае необходимо либо повышать качество, либо создавать и выходить на рынок с новым изделием.
При формировании ассортимента товаров весьма полезным для фирмы может стать опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла товаров (ЖЦТ).
ЖЦТ – это период времени, в течение которого товар разрабатывается, внедряется и реализуется на рынке. Концепция ЖЦТ используется при создании и сбыте продукции, разработке стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка. ЖЦТ может быть представлен как определенная последовательность различных стадий существования товара на рынке, ограниченных определенными временными рамками.
Динамика жизни товара определяет объем возможных или фактических продаж в каждом периоде времени существования спроса на него.
Принято выделять следующие виды ЖЦТ:
Традиционный, т.е. постепенные рост и падение спроса;
Бум (мода), т.е. быстрый рост спроса и сохранение его на высоком уровне достаточно длительное время;
Увлечение, т.е. быстрый рост и быстрое падение спроса;
Сезонность,
т.е. ритмичность сохранения спроса
на высоком уровне по временам года
и др.
Однако, несмотря на разнообразие жизненных циклов товаров можно выделить основные стадии, характерные для всех вариантов:
Надо сказать, что переход от одной стадии ЖЦТ к другой характеризуется существенными изменениями в темпах роста продаж и прибыли.
Теория
и практика рыночного хозяйства
свидетельствуют о том, что наиболее
правильным является подход, при котором
в основу выбора заложен критерий
обеспечения
Под низкими издержками понимается способность фирмы разрабатывать, производить и продавать продукцию более эффективно, чем ее конкуренты. Это означает, что предприятие организует весь цикл производства — от разработки нового товара до его сбыта - в более короткие сроки и с меньшими затратами. Следует учесть все стадии производства нового вида продукции — от идеи до получения выручки от реализации. На каждой из этих стадий необходимо добиться выигрыша по сравнению с конкурентами, иначе, получив экономию на какой-либо одной стадии, предприятие рискует потерять свои преимущества, проиграв на другой. Даже самая лучшая технологическая новинка может не принести результата при непродуманной системе снабжения или сбыта продукции.
Под специализацией понимается способность получать более высокую цену по сравнению с конкурентами за счет умения выделяться среди производителей и распространителей аналогичного товара. Выделяться можно за счет более высокого качества при почти аналогичной цене, удобной для покупателя схемы продажи или доставки товара, разнообразия цвета или отделки, более удачной системы оптовых скидок.
Каждое предприятие в любой момент может строить стратегию обеспечения конкурентоспособности, опираясь только на один из видов конкурентных преимуществ: их совмещение невозможно. Приходится выбирать: либо высокое качество товара, расчет на взыскательного и богатого клиента, сравнительно небольшой объем производства, относительно высокая цена; либо высокая эффективность производства и за счет этого — относительно низкая цена товара, массовое производство, большой объем выпуска, среднее качество.
Выбор стратегии конкуренции зависит от того, какими возможностями располагает предприятие. Разумеется, эта стратегия не является раз и навсегда заданной. В процессе развития предприятия становится ясно, во что следует вкладывать средства исходя из ситуации на рынке.
Конкурентные преимущества делятся на преимущества низкого и высокого порядка. К преимуществам низкого порядка относятся возможности использования более дешевого сырья, материалов, рабочей силы. Эти преимущества являются неустойчивыми, ими могут воспользоваться и конкуренты, они не всегда обеспечивают длительного лидерства. Преимуществами высокого порядка считаются уникальная технология, высокая квалификация специалистов, выпуск прогрессивной, например экологически чистой, продукции. Эти преимущества могут обеспечить длительный успех на рынке, они устойчивы и достаточно долговечны. Особо следует сказать о таком виде конкурентного преимущества, как хорошая репутация фирмы. Она зарабатывается годами успешной работы, требует крупных затрат на свое поддержание, но и дает отдачу в течение длительного времени. Репутация относится к конкурентным преимуществам высокого порядка.
Итак. во втором разделе бизнес-плана содержатся следующие сведения:
•
какие потребности может
• каковы особенности товара, чем он отличается от других, существующих;
• насколько долго этот товар будет новинкой на рынке;
• какие патенты или лицензии следует приобрести для производства этого товара;
• образец товара, а если это невозможно, то эскиз, фотография, рисунок, макет;
• предложения по сервисному послепродажному обслуживанию;
• оценка цены;
• оценка затрат;
• оценка прибыли на единицу товара.
Следует предостеречь составителей бизнес-плана от некоторых типичных ошибок. Выбирая товар, который собирается производить предприятие, следует исходить прежде всего из определенной потребности в этом товаре. Если продукция никому не нужна, производить ее бессмысленно, каким бы дешевым ни казался сам процесс производства. В основе рыночного производства лежит спрос, причем не просто спрос, а платежеспособный спрос. Эти вопросы более подробно освещаются ниже.