Бизнес-план предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:22, реферат

Краткое описание

Бизнес-план, его назначение и период планирования
Содержание бизнес-плана
Последовательность разработки бизнес-плана

Файлы: 1 файл

Biznes-planirov.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Тема 4: Бизнес-план предприятия

 
 

Вопросы:

  1. Бизнес-план, его назначение и период планирования
  2. Содержание бизнес-плана
  3. Последовательность разработки бизнес-плана
 
 

Литература:

  1. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика.- Ростов н/Д: Феникс, 2002
  2. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1999.
 

 

  1. Бизнес-план, его назначение и  период планирования
 

   Формирующиеся рыночные отношения порождают новое  поколение предпринимателей и вынуждают по-новому работать существующие предприятия.

   Бизнес-план – это документ, стандартный для  большинства стран с рыночной экономикой.

   Сегодня потребность в нем в России вызвана необходимостью решения  таких задач:

  • подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов
  • разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается слишком велик
  • выбор видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующих предприятий
  • привлечение иностранных инвестиций

   Основной  центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения  стратегических задач.

      Бизнес  – план  разрабатывается на различные  инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда.

      Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых  сфер деятельности фирмы, создания новых  видов бизнеса.

      Бизнес-план может быть разработан как для  нового, только что создающегося предприятия, так и для существующих предприятий на очередном этапе их развития.

      Основная  цель бизнес-плана: понять себя и продать себя.

      Бизнес-план решает следующие проблемы

  • определить степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности
  • конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития
  • привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы
  • помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на предприятие и его рабочую среду.

   Бизнес-план – это документ, который описывает  все основные аспекты будущего коммерческого  предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы.

   Бизнес- план документ перспективный, составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперед. При этом для первого года основные показатели рекомендуется давать в помесячной разбивке, для второго года – в поквартальной, начиная с третьего - ограничиваться годовыми показателями.

             Большинство компаний в странах  с развитой рыночной экономикой составляют бизнес-планы на один год. В них детально рассматриваются  вопросы деятельности фирмы в предстоящие 12 месяцев и очень бегло характеризуется период на 1-4 года.

             Некоторые фирмы составляют бизнес-план на 3 года и лишь отдельные  фирмы планируют  на период свыше 5 лет.

      Несмотря  на то, что бизнес-план, как и стратегический план, разрабатываются на 3-5 лет, между ними имеются различия:

  1. бизнес-план, в отличие от стратегического, включает не весь комплекс общих целей  фирмы, а, как правило, только одну из них, ту, которая связана с развитием определенного нового бизнеса.
  2. стратегические планы – это планы с растущим горизонтом, а бизнес-план – имеет четкие временные рамки, после истечения которых, определенные планом цели и задачи должны быть выполнены.

      Бизнес-план – это информационно-аналитический  документ, содержащий, как правило, данные открытого характера.

      Бизнес-план – серьезный аналитический документ, а с другой стороны – средство рекламы.

      Бизнес-план должен быть написан деловым языком, понятным финансовым партнерам.

      Объем бизнес-плана зависит от цели его  составления. Внутренний бизнес-план (для внутреннего планирования) не регламентируется ни по объему, не по структуре. Бизнес-план, представленный с целью получения инвестиций не должен превышать 20-50 страниц.

      Существуют  два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес –план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике, данный подход является наиболее предпочтительным.

      При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами по себе его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками планов выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы.

      Личное  участие руководителя в разработке бизнес-плана необходимо.

 

      

  1. Содержание  бизнес-плана

      В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. 

      

      

        

       

   

   

 

        

      Рис.1. Типология бизнес-планов. 

      К факторам, определяющим объем и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно отнести:

  • специфику и вид предпринимательской деятельности
  • размеры предприятия
  • цель составления бизнес-плана
  • общую стратегию предприятия
  • перспективы роста создаваемого предприятия
  • размер предполагаемого рынка сбыта
  • наличие конкурентов

      Не  существует жестко регламентированной формы и структуры  бизнес-плана.

      Изучение  и обобщение отечественного и  зарубежного опыта бизнес-планирования позволяет свести предлагаемые рекомендации к следующей структуре:

    1. Резюме
    2. Описание товаров и услуг
    3. Рынок сбыта товара
    4. Конкуренция и конкурентные преимущества
    5. План маркетинга
    6. План производства
    7. Организационный план
    8. Юридический план
    9. Оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками
    10. Финансовый план
    11. Стратегия финансирования

1. Резюме

      Представляет  собой краткое (1-3 страницы) изложение  плана с подчеркиванием его привлекательности  для потенциальных инвесторов. Этот раздел должен вызвать интерес, придать  ощущение значимости проекта.

      Основные  пункты этого раздела:

  • краткое описание бизнеса и рынка на который он ориентируется
  • конкурентные преимущества
  • необходимый размер инвестиций, ожидаемые доходы, перспективы для инвестора

2. Описание товаров  и услуг, из-за производства которых задумывался проект

      В этом разделе необходимо объяснить, почему покупатели выберут именно этот товар:

  • конкурентное описание товара и способов его применения
  • тенденции применения данного товара
  • каков диапазон подобных товаров, предлагаемых конкурентами, обладает ли данный товар уникальностью
  • каков уровень защиты товара (патенты, авторские права, зарегистрированная торговая марка)

   В описании товара должно входить  не только перечисление химических физических свойств товара, но и дизайн, упаковка.

  1. Рынок сбыта товара

В этом разделе делается вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции.

  1. Конкуренция и конкурентные преимущества

   В этом разделе представляется информация о возможных конкурентах, качестве продукции, ценах, условиях продаж, чтобы инвестор мог оценить продуманность вашего проекта.

  1. План маркетинга

Содержание  раздела:

  • каковы основные характеристики покупателей на том рынке, на который ориентируется фирма
  • на какую долю в данном сегменте рынка может претендовать фирма
  • какова методика расчета цен на товары
  • какие каналы распространения товаров
  • какие меры фирма предпримет для эффективного продвижения товаров
  • как планируется организовать послепродажный сервис

6. План производства

      Доказывается, что фирма в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества:

  • основные методы производства и используемые технологии
  • общая структура производственного процесса
  • необходимые сырье и материалы (основные поставщики)
  • необходимые мощности  для организации производства
  • контроль качества
  • месторасположение производства
  • потребность в рабочей силе
  1. Организационный план

Организационный план знакомит с формой собственности, вопросами руководства, распределения  полномочий и ответственности, типом  организационной структуры фирмы.

  1. Юридический план знакомит с организационно-правовой формой предприятия
  2. Оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками  (общая оценка рисков, анализ рисков, их источников, разработка мер по минимизации рисков)
  3. Финансовый план содержит
  • план продаж (разрабатывается в разрезе каналов реализации по видам товаров, в первый год – по месяцам, второй – по кварталам, на последующие годы – за год)
  • план доходов  и расходов
  • план денежных поступлений и платежей (составляется для обоснования потребности предприятия в заемных средствах)
  • баланс (составляется для оценки финансового состояния предприятия в период осуществления проекта)

Информация о работе Бизнес-план предприятия