Аттестация государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы -дать характеристику и краткий анализ действующего положения государственных служащих и их аттестации. Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие вопросы. Во-первых, прежде чем перейти к характеристике аттестации государственных служащих, считаю необходимым обратить внимание на понятие, классификацию государственных служащих. Во-вторых, особое внимание обратим на аттестацию государственных служащих и их квалификационные разряды в настоящее время, а также рассмотрим аттестацию как форму оценки персонала. изучим законодательную и нормативно-правовую базу аттестации государственных гражданских служащих, особенности правовых взаимоотношений при аттестации и наконец ознакомимся с порядком организации и проведения аттестации.

Оглавление

Ι. Задание №1

1.Реферат «Аттестация государственных служащих»

Введение……………………………………………………………………………………….....3

Глава 1.1Общая характеристика государственной службы ……………………………....….5

1.1.1. Понятие и принципы государственной службы………………………………………...5

Глава1.2.Аттестация государственных служащих………………………………………….....9

1.2.1.Общая характеристика аттестации государственных служащих….................................9

1.2.2. Квалификационные разряды государственных служащих ………………...................14

1.2.3.Аттестация как форма оценки персонала…………………………………………….....15

1.2.4.Законодательная и нормативно-правовая база аттестации………………….………....17

1.2.5.Особенности правовых взаимоотношений при аттестации………………...…….…...19

1.2.6.Порядок проведения аттестации…………………………………………….……..........21

Заключение ……………..……………………………………...….…..………..……………....27

Ι Ι. Задание №2

1.Качественная оценка потребности в персонале. Понятие, определение……………....…29

2.Этапы профессионального развития специалиста. Краткая характеристика….………....30

3.Разработка профессиограммы. Профессиограмма менеджера по кадрам……………......31

4.Составление личного жизненного плана………………………………………………..…..32

5.Задание «Построение карьерограммы»……………………………………………….…….35

6.Задание «Составление объявления о текущей вакансии»…………………………………35

Список используемых источников и литературы……………………….……..………...…..

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная по управлению персоналом(2).doc

— 260.50 Кб (Скачать)

       Аттестация  государственного служащего (ее результаты) являются юридическим фактом для  возможного изменения и (даже) прекращения соответствующих трудовых правоотношений, возникновения новых трудовых правоотношений.

       Так, в зависимости от оценки аттестационной комиссии руководитель государственного органа принимает решение с согласия государственного служащего о переводе государственного служащего на другую государственную должность государственной службы, о присвоении государственному служащему очередного квалификационного разряда, об изменении соответствующей надбавки, о повышении квалификации или переподготовке, об увольнении и др. (п.14, 15 Положения).

       Аттестацию  можно рассматривать и в виде деятельности, как системы, состоящей  из различных элементов: 1) субъекта; 2) объекта; 3) процедуры. Она имеет  свои задачи, принципы.[21]

       Формирование  государственной службы в России, которая бы соответствовала мировым стандартам, требует решения задачи по созданию качественно новой системы аттестации государственных служащих, основанной на принципах, принятых в мировой практике. Анализ опыта Франции, Германии, США и некоторых других стран свидетельствует о том, что аттестация в этих государствах играет особую роль при замещении должностей и продвижения по службе, поскольку присвоение классификационных разрядов производится именно по результатам аттестации.[13]

       «Целям  поддержания высокого уровня государственной службы служат правила об аттестации. В США, например, до каждого служащего ежегодно доводятся сведения о требованиях, предъявляемых к его должности. Критериями оценки деятельности высшего руководящего состава являются: совершенствование эффективности и качества работы, в том числе сокращение объема делопроизводства; экономия средств; своевременность исполнения обязанностей по должности; иные показатели эффективности работы. Аттестация служащих проводится ежегодно. В случае неудовлетворительной оценки работы служащий может быть либо уволен, либо переведен на другую должность. Однако такой перевод запрещен, если в течение 5 лет деятельность служащего на руководящем посту дважды оценивалась неудовлетворительно».[12]

 

2.2. Квалификационные разряды государственных служащих

 

       Критерием для подразделения государственных  служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории “Б” или “В”, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия.

       Квалификационные  разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории “Б” или “В”, зависимость разряда от занимаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.[16]

       Согласно  Федеральному закону Российской Федерации  “Об основах государственной службы в Российской Федерации”[3] (п. 3 ст. 7), лицам, замещающим должности категорий “Б” и “В”, могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

       Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должности государственной службы;

       Государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса-лицам, замещающим главные (4-й группы) должности;

       Советник  Российской Федерации 1, 2 и 3 класса-лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;

       Советник  государственной службы 1, 2 и 3 класса лицам, замещающим старшие (2-й группы) должности;

       Референт  государственной службы 1, 2 и 3 класса-лицам замещающим младшие (1-й группы) государственный должности государственной службы.

       Для отдельных видов государственной  службы в соответствии с законом  вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные  звания, дипломатические ранги.[14] 

2.3. Аттестация как  форма оценки персонала 

   Аттестация  как форма оценки государственных  гражданских служащих является комплексной  организационно-кадровой технологией, способом получения информации о  работнике в целях оценки его  профессионально-личностных качеств и определения соответствия его требованиям замещаемой должности государственной гражданской службы. Аттестация установлена Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. и вменена в обязанность соответствующих руководителей.

   Технология  и процедура проведения аттестации государственных гражданских служащих описаны в Положении о проведении аттестации государственных гражданских  служащих Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации № 110 от 1 февраля 2005 г.

   Аттестация  предусматривает возможность решения  следующих задач:

  • мотивированно (т.е. обоснованно) оценить профессиональные и личностные качества каждого аттестуемого;
  • определить профессиональную   пригодность,   соответствие    аттестуемых замещаемым должностям и перспективу их дальнейшего служебного использования;
  • на основе анализа качества кадрового потенциала уточнить направления дальнейшей работы с кадрами по повышению их профессионального мастерства и примерности в службе, в соблюдении законности, служебной и личной дисциплины;
  • сформировать и уточнить резерв для восполнения вакантных должностей;
  • на основании выводов аттестации и правового акта государственного органа реализовывать кадровые решения.

   Аттестация  должна отвечать всем указанным в  нормативных документах требованиям, и прежде всего требованиям соблюдения законодательства и непредвзятого  подхода к оценке подчиненных.

   Принципиальная  структура (схема) построения аттестационной работы может выглядеть так (рис. 1).

   

   Рисунок 1 .Принципиальная структура построения аттестационной работы

   Как видно  из схемы, аттестация предполагает постоянное совершенствование собственно кадровой работы на основе результатов проведенной аттестации. Оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего и его соответствия занимаемой должности - главная цель аттестации.

   В практике работы государственных органов (и  не только) сложилась традиционная система проведения аттестаций, квалификационных экзаменов или написания характеристик. Уязвимость и главный недостаток современных аттестаций в том, что субъективный фактор порой влияет на оценочный результат и вызывает неприятие оценки аттестуемым.

   Аттестация  есть свидетельство, по которому можно  составить представление не только об аттестуемом, но и о самом авторе: знании им людей, о грамотности, культуре, принципиальности, справедливости, влиянии на воспитуемого и т.д. Для некоторых, в силу их слабой общей подготовки, сложным является даже сам процесс написания характеристики.[23] 

2.4. Законодательная  и нормативно-правовая база аттестации государственных служащих 

   В государственных  органах Российской Федерации аттестация организуется и проводится в соответствии с Федеральным законом «О гражданской  государственной службе Российской Федерации» и Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации (№ 110 от 1 февраля 2005 г.). На этих документах должны базироваться все разработки по проведению аттестации в государственных органах (аппарате государственных органов).

   Аттестационная  работа кроме федерального законодательства и законов субъектов Федерации основывается на требованиях ведомственных нормативно-правовых актов. Таким, прежде всего, должно являться Положение о проведении аттестации, утверждаемое первым лицом структурного подразделения органов государственной службы. В Положении должны быть четко прописаны обязанности всех лиц, которым по должностному положению предписано отвечать за тот или иной участок работы. Кроме того, следует учитывать, что для аттестации как кадровой технологии и формы оценки персонала государственной службы требуется:

    • обязательность проведения;
    • обязательность формирования аттестационных комиссий;
    • установление сроков проведения аттестации;
    • определение условий для проведения внеочередных аттестации;
    • определение   категории   должностных   лиц,   подлежащих   обязательной аттестации;
    • формулирование выводов по аттестации;
    • установление ограничений по аттестации;
    • определение      ответственности    непосредственного    руководителя     за содержание отзыва об исполнении гражданским государственным служащим должностных обязанностей;
    • соблюдение законодательства о сохранении государственных тайн;
    • издание акта государственного органа по персональным выводам;
    • право обжалования гражданским служащим результатов аттестации.

   По  многим позициям законодательство дает возможность учесть специфику регионов, организаций и учреждений, разработать дополнительные и разъясняющие документы инструктивного характера, принять к исполнению собственные правила и процедуры аттестации, приемлемые методы и инструментарий.

   Как трактуется в Положении, отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским  служащим должностных обязанностей за аттестационный период представляется в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем. Кадровая служба должна ознакомить каждого аттестуемого государственного служащего не менее, чем за неделю до начала аттестации с представленным отзывом об исполнении им своих должностных обязанностей за аттестационный период.

   Внеочередные  аттестации государственного гражданского служащего могут проводиться  после принятия в установленном  порядке решения:

    • о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
    • об изменении условий оплаты труда государственных гражданских служащих;
    • по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности;
    • по решению представителя нанимателя в лице государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющего полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

   В зависимости  от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе возможно создание нескольких аттестационных комиссий.

   Аттестационная  комиссия обязана собираться не только планово, но и для рассмотрения каких-либо спорных результатов, а главным  образом проверять, не было ли нарушений  законодательства и прав сторон-аттестующего и аттестуемого. На аттестационных комиссиях целесообразно утверждать окончательный список кандидатов для зачисления в резерв, так как после этого в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам должен быть издан правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.

   В промежутке между аттестационными кампаниями все кадровые передвижения делаются на основе представлений с приложенной оценкой деятельности (характеристикой) за период, прошедший после последней аттестации [16]. 

2.5.Особенности  правовых взаимоотношений  при аттестации

           Аттестация -это мероприятие выраженного принудительного характера и, следовательно, определенного вторжения в личную поведенческую сферу. Аттестуемый не может отказаться от этой процедуры, к примеру, под формулировкой защиты прав человека или вмешательства в личную жизнь. Именно поэтому юридическое право на проведение аттестации санкционировано государством. Таким образом, имеются все основания для возведения аттестации как служебного оценочного акта в ранг обязательного в системе государственной службы. В негосударственных организациях аттестация может проводиться на основе локальных нормативно-правовых актов, согласованных с юридическими и профсоюзными органами.

Информация о работе Аттестация государственных служащих