Аспекты государственного управления в сфере поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическое содержание и регулирование малого предпринимательства.

Оглавление

Введение
Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ: механизмы, опыт, проблемы
1.1. Политика государственной поддержки предпринимательства
1.2. Организация деятельности государства по поддержке бизнеса.
Глава 2. Особенности государственной политики по отношению к малому бизнесу в современной России
2.1. Экономические механизмы регулирования бизнеса
2.2. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства
Глава 3. Направления развития механизма государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

калинин.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Государство, формулируя правила администрирования бизнеса (вход на рынок, деятельность в границах освоенной рыночной ниши, смена ниш, переход к бизнесу большего масштаба), предлагая инструменты по привлечению бизнес-ресурсов (регулирование финансового и фондового рынка, рынка труда и недвижимости), разрабатывая механизмы поддержки конкуренции (конкурентная политика и антимонопольное регулирование), принимает на се6я ответственность за состояние бизнес-среды. [5]

В последние годы предприятия малого бизнеса развиваются опережающими темпами по сравнению с экономикой в целом. Доля малых предприятий во внутреннем валовом продукте по итогам 2009 года составила 13,5%.

Согласно Программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации (далее – Программа), в 2009 году на цели содействия развитию малого бизнеса было предусмотрено выделение 1,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Реализацию данной правительственной программы, в том числе в области конкурсного отбора инвестиционных проектов, обеспечивал Департамент государственного регулировании в экономике Минэкономразвития РФ. Поддержка проектов осуществляется по пяти приоритетным направлениям, среди которых – создание бизнес-инкубаторов, государственная поддержка экспорта, развитие института государственных гарантий для целей кредитования малого бизнеса, поддержка инновационного предпринимательства и поддержка микрофинансовых организаций.

Следует также отметить, что финансовая поддержка проектов осуществляется в форме частно-государственного партнерства, которое предполагает выделение средств на реализацию проектов не только из федерального бюджета, но также из региональных бюджетов и внебюджетных источников. По итогам проведенных конкурсов Минэкономразвития РФ, были перечислены субъектам Российской Федерации 1493 млн. руб. На реализацию Программы в 2010 году было выделено 3 млрд. руб., из которых к настоящему моменту распределены порядка 1310 млн. руб. Данные средства планируется потратить как на финансовое стимулирование развития малого бизнеса в различных формах, так и на проведение институциональных преобразований, способствующих улучшению предпринимательского климата.

В среднесрочной перспективе можно прогнозировать дальнейшее увеличение роста инвестиций и занятости в секторе малого предпринимательства. В первую очередь это связано с опережающим темпом роста реальных располагаемых доходов населения относительно роста ВВП, а как известно, услуги и продукция предприятий малого бизнеса ориентированы, прежде всего, на конечное потребление. В связи с этим потенциал развития малого бизнеса и увеличения его вклада в рост ВВП
по-прежнему значителен.

Представляется очевидным, что какие-либо выводы относительно эффективности текущей политики МЭРТ в области поддержки малого бизнеса преждевременны. Необходимо отметить ряд достаточно прогрессивных принципов, которые лежат в основе правительственной политики: принцип софинансирования инвестиционных проектов, опора на «инициативу снизу», сотрудничество с общественными организациями. Однако в настоящий момент данные принципы носят скорее декларативный характер, и вполне очевидно, что до тех пор, пока не будет сформирована общедоступная и адекватная система показателей эффективности и качественного мониторинга реализации инвестиционных программ поддержки малого бизнеса, любые выводы о совершенствовании государственной политики в этой области едва ли можно будет считать оправданными и обоснованными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Организация деятельности государства по поддержке бизнеса

Для развития предпринимательства, необходимого для роста национальной экономики в целом, нужны государственное регулирование и поддержка. Исходя из проведенного обзорного анализа, на наш взгляд, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой комплекс общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, организационного и информационного характера, направленных на создание благоприятных условий для становления, выживания, закрепления рыночных позиций, самостоятельного развития предпринимательства в контексте устойчивого социально-экономического развития страны в целом и ее регионов в отдельности.

Как подтверждает мировая практика, полноценная предпринимательская деятельность формируется при эффективном функционировании отлаженного механизма его государственного регулирования и поддержки. С учетом обозначенной выше позиции, на наш взгляд, можно сделать следующее обобщение: в период становления рыночной экономики вмешательство государства в деятельность предпринимательских структур может быть сильным, жестким, масштабным; в условиях устойчивого развития рыночной экономики, а значит повышения степени свободы деятельности предпринимательства, вмешательство государства становится слабым, мягким, избирательным. [6]

Государственная поддержка и регулирование малого и среднего бизнеса – необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя – от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью «кормушку».[7]

Малые и средние предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.[8]

Анализируя опыт оказания государственной поддержки предприятиям малого бизнеса, применяемый в развитых государствах, следует в первую очередь отметить, что проблемы, на решение которых нацелено государственное вмешательство, крайне схожи во всех странах. Более того – применяемые для их решения методы также характеризуются ярко выраженным единообразием. Сравнительно значимые различия можно обнар ужить в непосредственных механизмах реализации государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса, вопросов организации тех или иных конкретных мероприятий.

Не останавливаясь на отдельных моделях стимулирования развития малого бизнеса, применяемых в отдельных странах, обобщим основные подходы к оказанию государственной поддержки развития этого сегмента предпринимательства. В первую очередь следует выделить ряд общих для большинства стран с развитым сектором малого предпринимательства принципов государственной политики в этой области. Это, в частности, следующие принципы:

1.      Реализация государственной политики в области стимулирования развития малого предпринимательства через профильный орган власти (ведомство, агентство). При этом в ряде стран указанному органу сознательно создается максимально возможная автономность, независимость от органов власти, отвечающих за реализацию экономической политики в прочих сферах (например, США, Великобритания, Германия, Япония).

2.      Специальная экспертиза, анализ регулирующего воздействия действующих и вновь принимаемых нормативных документов на предмет их воздействия (или потенциального воздействия) на сегмент малого и микропредпринимательства (например, Regulatory Impact Unit – отдел по анализу регулирующего воздействия нормативных актов – в Великобритании).

3.      Полноценное информационное обеспечение и сопровождение мероприятий, реализуемых в рамках политики стимулирования развития малого предпринимательства (например, система SBA-Net в США – система информационной поддержки малого бизнеса).

Далее более подробно освещены наиболее распространенные и положительно себя зарекомендовавшие механизмы стимулирования развития малого и микропредпринимательства, применяющиеся в странах с развитыми экономическими системами. Их можно свести в следующие основные укрупненные группы:

     специальные режимы налогообложения для малых предприятий;

     имущественная поддержка МП;

     консультирование и обучение предпринимателей;

     информационная поддержка МП;

     финансовая поддержка МП.


Глава 2. Особенности государственной политики по отношению к малому бизнесу в современной России

2.1. Экономические механизмы регулирования бизнеса

Одной из главных проблем современного предпринимательства в России является создание его организационно-хозяйственного механизма. Научное понимание экономической сущности, содержания хозяйственного механизма и современного предпринимательства дает основание для следующего определения организационно-хозяйственного механизма предпринимательства: это способ ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно обоснованной системы экономических и организационных форм, методов и рычагов.

Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства включает два органически взаимосвязанных блока: механизм рыночно-конкурентной системы самоорганизации и самоуправления воспроизводством предпринимательского типа на уровнях макро-, мезо- и микроэкономик и систему государственного регулирования, адекватного требованиям экономических законов, в том числе законов рынка и предпринимательства.

Все формы предпринимательства, особенно в процессе его формирования, нуждаются в эффективном функционировании обоих блоков организационнo-хозяйственного механизма. Важно раскрыть концептуальные основы формирования рациональной системы государственного регулирования предпринимательства.

Государство в период становления предпринимательства выполняет следующие основные функции.

Первая функция – это формирование субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики. При выполнении этой функции важно учитывать социальную базу для формирования цивилизованных предпринимателей в России в целом и ее регионах.

В России такой базой являются люди, осваивающие бизнес. Государство может эффективно выполнить функцию формирования предпринимателей: обеспечивая экономическую свободу предпринимательства; создавая четкие, равные «правила игры» во всем экономическом пространстве России; формируя экономический механизм стимулирования предпринимательства при помощи соответствующих налоговой, кредитной, страховой, амортизационной и других научно обоснованных систем регулирования; создавая эффективную систему образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.

Вторая функция государственного регулирования – формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки и техники; внедрения инновационного менеджмента и маркетинга; полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей; разгосударствления и рациональной приватизации; хорошо отработанного эффективного механизма; антимонопольной политики; регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов; рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Третьей функцией государственного регулирования процесса формирования и развития предпринимательства является создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе, с помощью стимулирования, целенаправленной ориентации, поддержки предпринимательских структур в сфере производства.

Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей ориентации инновационной политики государства, определенной стратегии предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла: фундаментальная наука – прикладная наука – сфера воспроизводства на всех уровнях макро-, мезо- и микроэкономики.

Должен быть мотивационный механизм повышения качества товаров и услуг: создания высоких ресурсосберегающих технологий, новых и продуктивных конструкторских разработок и проектов, инновационной информации, инновационного менеджмента, маркетинга, форм и методов предпринимательской деятельности и т.д.

Одной из важнейших функций хозяйственного механизма инновационного процесса, его блока государственного регулирования является обеспечение процесса инновационного воспроизводства в крупных корпорациях, ФПГ, средних и малых предприятиях предпринимательского типа.

Государство на современном этапе должно переломить опасную тенденцию, проявившуюся на первом этапе приватизации, которая способствовала развалу крупных производственных структур, разрыву технологической взаимосвязанности предприятий, разрушению научно-производственных объединений, отделению от них научно-исследовательских институтов. В результате в данных объединениях разрушился инновационный процесс, что привело к сокращению производства наукоемкой продукции, превращению НПО в неконкурентоспособные структуры. В связи с этим важно переориентировать процесс реформации на сохранение и создание новых научно-производственных комплексов, производящих конкурентоспособную наукоемкую продукцию.

Информация о работе Аспекты государственного управления в сфере поддержки малого бизнеса