Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:31, дипломная работа
Целью работы является исследование реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическое содержание и регулирование малого предпринимательства.
Введение
Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ: механизмы, опыт, проблемы
1.1. Политика государственной поддержки предпринимательства
1.2. Организация деятельности государства по поддержке бизнеса.
Глава 2. Особенности государственной политики по отношению к малому бизнесу в современной России
2.1. Экономические механизмы регулирования бизнеса
2.2. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства
Глава 3. Направления развития механизма государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государство, формулируя правила администрирования бизнеса (вход на рынок, деятельность в границах освоенной рыночной ниши, смена ниш, переход к бизнесу большего масштаба), предлагая инструменты по привлечению бизнес-ресурсов (регулирование финансового и фондового рынка, рынка труда и недвижимости), разрабатывая механизмы поддержки конкуренции (конкурентная политика и антимонопольное регулирование), принимает на се6я ответственность за состояние бизнес-среды. [5]
В последние годы предприятия малого бизнеса развиваются опережающими темпами по сравнению с экономикой в целом. Доля малых предприятий во внутреннем валовом продукте по итогам 2009 года составила 13,5%.
Согласно Программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации (далее – Программа), в 2009 году на цели содействия развитию малого бизнеса было предусмотрено выделение 1,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Реализацию данной правительственной программы, в том числе в области конкурсного отбора инвестиционных проектов, обеспечивал Департамент государственного регулировании в экономике Минэкономразвития РФ. Поддержка проектов осуществляется по пяти приоритетным направлениям, среди которых – создание бизнес-инкубаторов, государственная поддержка экспорта, развитие института государственных гарантий для целей кредитования малого бизнеса, поддержка инновационного предпринимательства и поддержка микрофинансовых организаций.
Следует также отметить, что финансовая поддержка проектов осуществляется в форме частно-государственного партнерства, которое предполагает выделение средств на реализацию проектов не только из федерального бюджета, но также из региональных бюджетов и внебюджетных источников. По итогам проведенных конкурсов Минэкономразвития РФ, были перечислены субъектам Российской Федерации 1493 млн. руб. На реализацию Программы в 2010 году было выделено 3 млрд. руб., из которых к настоящему моменту распределены порядка 1310 млн. руб. Данные средства планируется потратить как на финансовое стимулирование развития малого бизнеса в различных формах, так и на проведение институциональных преобразований, способствующих улучшению предпринимательского климата.
В среднесрочной перспективе можно прогнозировать дальнейшее увеличение роста инвестиций и занятости в секторе малого предпринимательства. В первую очередь это связано с опережающим темпом роста реальных располагаемых доходов населения относительно роста ВВП, а как известно, услуги и продукция предприятий малого бизнеса ориентированы, прежде всего, на конечное потребление. В связи с этим потенциал развития малого бизнеса и увеличения его вклада в рост ВВП
по-прежнему значителен.
Представляется очевидным, что какие-либо выводы относительно эффективности текущей политики МЭРТ в области поддержки малого бизнеса преждевременны. Необходимо отметить ряд достаточно прогрессивных принципов, которые лежат в основе правительственной политики: принцип софинансирования инвестиционных проектов, опора на «инициативу снизу», сотрудничество с общественными организациями. Однако в настоящий момент данные принципы носят скорее декларативный характер, и вполне очевидно, что до тех пор, пока не будет сформирована общедоступная и адекватная система показателей эффективности и качественного мониторинга реализации инвестиционных программ поддержки малого бизнеса, любые выводы о совершенствовании государственной политики в этой области едва ли можно будет считать оправданными и обоснованными.
Для развития предпринимательства, необходимого для роста национальной экономики в целом, нужны государственное регулирование и поддержка. Исходя из проведенного обзорного анализа, на наш взгляд, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой комплекс общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, организационного и информационного характера, направленных на создание благоприятных условий для становления, выживания, закрепления рыночных позиций, самостоятельного развития предпринимательства в контексте устойчивого социально-экономического развития страны в целом и ее регионов в отдельности.
Как подтверждает мировая практика, полноценная предпринимательская деятельность формируется при эффективном функционировании отлаженного механизма его государственного регулирования и поддержки. С учетом обозначенной выше позиции, на наш взгляд, можно сделать следующее обобщение: в период становления рыночной экономики вмешательство государства в деятельность предпринимательских структур может быть сильным, жестким, масштабным; в условиях устойчивого развития рыночной экономики, а значит повышения степени свободы деятельности предпринимательства, вмешательство государства становится слабым, мягким, избирательным. [6]
Государственная поддержка и регулирование малого и среднего бизнеса – необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя – от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью «кормушку».[7]
Малые и средние предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.[8]
Анализируя опыт оказания государственной поддержки предприятиям малого бизнеса, применяемый в развитых государствах, следует в первую очередь отметить, что проблемы, на решение которых нацелено государственное вмешательство, крайне схожи во всех странах. Более того – применяемые для их решения методы также характеризуются ярко выраженным единообразием. Сравнительно значимые различия можно обнар ужить в непосредственных механизмах реализации государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса, вопросов организации тех или иных конкретных мероприятий.
Не останавливаясь на отдельных моделях стимулирования развития малого бизнеса, применяемых в отдельных странах, обобщим основные подходы к оказанию государственной поддержки развития этого сегмента предпринимательства. В первую очередь следует выделить ряд общих для большинства стран с развитым сектором малого предпринимательства принципов государственной политики в этой области. Это, в частности, следующие принципы:
1. Реализация государственной политики в области стимулирования развития малого предпринимательства через профильный орган власти (ведомство, агентство). При этом в ряде стран указанному органу сознательно создается максимально возможная автономность, независимость от органов власти, отвечающих за реализацию экономической политики в прочих сферах (например, США, Великобритания, Германия, Япония).
2. Специальная экспертиза, анализ регулирующего воздействия действующих и вновь принимаемых нормативных документов на предмет их воздействия (или потенциального воздействия) на сегмент малого и микропредпринимательства (например, Regulatory Impact Unit – отдел по анализу регулирующего воздействия нормативных актов – в Великобритании).
3. Полноценное информационное обеспечение и сопровождение мероприятий, реализуемых в рамках политики стимулирования развития малого предпринимательства (например, система SBA-Net в США – система информационной поддержки малого бизнеса).
Далее более подробно освещены наиболее распространенные и положительно себя зарекомендовавшие механизмы стимулирования развития малого и микропредпринимательства, применяющиеся в странах с развитыми экономическими системами. Их можно свести в следующие основные укрупненные группы:
специальные режимы налогообложения для малых предприятий;
имущественная поддержка МП;
консультирование и обучение предпринимателей;
информационная поддержка МП;
финансовая поддержка МП.
Глава 2. Особенности государственной политики по отношению к малому бизнесу в современной России
Одной из главных проблем современного предпринимательства в России является создание его организационно-хозяйственного механизма. Научное понимание экономической сущности, содержания хозяйственного механизма и современного предпринимательства дает основание для следующего определения организационно-хозяйственного механизма предпринимательства: это способ ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно обоснованной системы экономических и организационных форм, методов и рычагов.
Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства включает два органически взаимосвязанных блока: механизм рыночно-конкурентной системы самоорганизации и самоуправления воспроизводством предпринимательского типа на уровнях макро-, мезо- и микроэкономик и систему государственного регулирования, адекватного требованиям экономических законов, в том числе законов рынка и предпринимательства.
Все формы предпринимательства, особенно в процессе его формирования, нуждаются в эффективном функционировании обоих блоков организационнo-хозяйственного механизма. Важно раскрыть концептуальные основы формирования рациональной системы государственного регулирования предпринимательства.
Государство в период становления предпринимательства выполняет следующие основные функции.
Первая функция – это формирование субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики. При выполнении этой функции важно учитывать социальную базу для формирования цивилизованных предпринимателей в России в целом и ее регионах.
В России такой базой являются люди, осваивающие бизнес. Государство может эффективно выполнить функцию формирования предпринимателей: обеспечивая экономическую свободу предпринимательства; создавая четкие, равные «правила игры» во всем экономическом пространстве России; формируя экономический механизм стимулирования предпринимательства при помощи соответствующих налоговой, кредитной, страховой, амортизационной и других научно обоснованных систем регулирования; создавая эффективную систему образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.
Вторая функция государственного регулирования – формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки и техники; внедрения инновационного менеджмента и маркетинга; полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей; разгосударствления и рациональной приватизации; хорошо отработанного эффективного механизма; антимонопольной политики; регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов; рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Третьей функцией государственного регулирования процесса формирования и развития предпринимательства является создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе, с помощью стимулирования, целенаправленной ориентации, поддержки предпринимательских структур в сфере производства.
Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей ориентации инновационной политики государства, определенной стратегии предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла: фундаментальная наука – прикладная наука – сфера воспроизводства на всех уровнях макро-, мезо- и микроэкономики.
Должен быть мотивационный механизм повышения качества товаров и услуг: создания высоких ресурсосберегающих технологий, новых и продуктивных конструкторских разработок и проектов, инновационной информации, инновационного менеджмента, маркетинга, форм и методов предпринимательской деятельности и т.д.
Одной из важнейших функций хозяйственного механизма инновационного процесса, его блока государственного регулирования является обеспечение процесса инновационного воспроизводства в крупных корпорациях, ФПГ, средних и малых предприятиях предпринимательского типа.
Государство на современном этапе должно переломить опасную тенденцию, проявившуюся на первом этапе приватизации, которая способствовала развалу крупных производственных структур, разрыву технологической взаимосвязанности предприятий, разрушению научно-производственных объединений, отделению от них научно-исследовательских институтов. В результате в данных объединениях разрушился инновационный процесс, что привело к сокращению производства наукоемкой продукции, превращению НПО в неконкурентоспособные структуры. В связи с этим важно переориентировать процесс реформации на сохранение и создание новых научно-производственных комплексов, производящих конкурентоспособную наукоемкую продукцию.
Информация о работе Аспекты государственного управления в сфере поддержки малого бизнеса