Аспекты государственного управления в сфере поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическое содержание и регулирование малого предпринимательства.

Оглавление

Введение
Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ: механизмы, опыт, проблемы
1.1. Политика государственной поддержки предпринимательства
1.2. Организация деятельности государства по поддержке бизнеса.
Глава 2. Особенности государственной политики по отношению к малому бизнесу в современной России
2.1. Экономические механизмы регулирования бизнеса
2.2. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства
Глава 3. Направления развития механизма государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

калинин.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

3.      Сложности налаживания взаимодействия малого бизнеса и кредитных организаций, которые проявляются в ряде аспектов. С одной стороны, малый бизнес, прежде всего начинающий, недостаточно осведомлен о том, как можно получать кредиты (отсутствие знаний о составлении бизнес-плана и оформления отчетности по использованию кредитных ресурсов). Играют роль и «теневые» составляющие малого бизнеса, нежелание открывать подлинные финансовые показатели перед потенциальным кредитором, а зачастую – невозможность подтвердить наличие соответствующих оборотов (ведь «подпольная» бухгалтерия для банков по вполне очевидным причинам доказательством надежности не является). С другой стороны, сами банки и прочие кредитные организации, учитывая свои риски, изобретают достаточно сложные и длительные схемы получения кредитов.

Основные цели, на которые малым предприятиям необходимы финансовые ресурсы, можно сгруппировать в два основных класса:

1.      Инвестиции, то есть вложения в основной капитал, приобретение основных средств. Для осуществления инвестиций, как правило, требуются либо значительные затраты собственных средств, что сопряжено с их отвлечением от профильной деятельности предприятия, либо долгосрочные кредитные ресурсы.

2.      Пополнение оборотных средств, то есть увеличение капитала, участвующего в закупке ресурсов/товаров, необходимых для производства/продажи.

Базовым источником кредитных ресурсов в условиях рыночной экономики является рынок финансовых услуг. Однако на современном этапе развития рыночных финансовых институтов в России очевидна их неготовность обеспечить достаточный доступ малого бизнеса к кредитным ресурсам. Таким образом, в настоящее время на первый план выходят проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики и ее неспособностью в достаточной мере обеспечить развитие малого предпринимательства. При этом обеспечение доступа предпринимателей к кредитам является необходимым условием не только для поддержки существующего сектора малого предпринимательства и вывода его из «тени», но и для стимулирования появления новых компаний.

Вместе с тем нельзя не отметить и положительные тенденции сближения малого бизнеса и банковского сектора, наметившиеся в последние два года. Этому способствует ряд объективных тенденций. Так, растет объем свободных ресурсов, которыми располагают банки, в первую очередь за счет активизации привлечения среднесрочных рублевых депозитов от населения. Одновременно с этим уменьшается число крупных предприятий и холдингов, обслуживаемых в российских банках. Все большее их число выбирает представительства иностранных банков, рассчитывая на привлечение дешевых кредитных ресурсов, выход на международные рынки капитала и более привлекательный сервис. Сочетание этих факторов наряду с другими существенными условиями вызывает «выдавливание» российских банков из сектора крупных и средних предприятий в сектор малых, микропредприятий и нишу потребительского кредитования. По мнению Центрального Банка РФ, данные тенденции сохранятся в ближайшие 2-3 года и будут определять направленность реформирования российской банковской системы.

При этом, очевидно, что решение указанных проблем фактически невозможно без участия государства, без его активного вмешательства в процессы поддержки малого бизнеса. При этом в системе поддержки важна комплексность, то есть ориентация на минимизацию отрицательного влияния на развитие сектора малого предпринимательства всех наиболее существенных его проблем.

 

Заключение

Значение развития малого и среднего предпринимательства для России очевидно. Во-первых, этот бизнес играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Его развитие является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые и средние предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера.

Во-вторых, наличие в экономике хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса влечет рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы.

В-третьих, в результате повышения предпринимательской активности населения создается основа для формирования массового среднего класса.

Среди наиболее перспективных форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса с учетом зарубежного опыта государственного вмешательства в экономику, направленного на стимулирование развития малого и микропредпринимательства, следует выделить следующие механизмы:

1.      Выдача гарантий по банковским кредитам для малых предприятий.

Ограничение отсутствия стартового капитала и ликвидного имущественного обеспечения для получения кредитных ресурсов в значительной мере определяет низкий интерес традиционных кредитных институтов (банков) к сектору малого предпринимательства. Государство имеет возможность использования бюджетных средств для поддержки сектора малого предпринимательства – при этом одним из наиболее эффективных механизмов в данном случае может стать гарантирование кредитов, выдаваемых банками субъектам малого предпринимательства. Указанный механизм способен снизить кредитные риски для банковских организаций и существенно расширить спектр потенциальных источников заимствования для малых предприятий. В частности, банки с опытом выдачи потребительских кредитов, обладающие развитой сетью филиалов, могут проявить существенный интерес к кредитованию малых предприятий при условии снижения кредитных рисков, так как имеют опыт предоставления небольших по объему займов и работы со значительным числом клиентов. Использование механизма гарантирования кредитов для малого бизнеса при этом во многом выглядит предпочтительнее ряда других механизмов финансовой поддержки – в первую очередь за счет того, что привлекает в сферу финансирования внебюджетные средства.

2.      Субсидирование процентных ставок по банковским кредитам.

Субсидирование процентных ставок по банковским кредитам также следует отнести к механизмам прямого государственного участия в финансовой поддержке малого предпринимательства. Основная цель данного механизма – повысить доступность банковских ресурсов для малого предпринимательства – часть процентных платежей по кредитам компенсируется государством, что делает этот источник заимствования сравнительно более дешевым для представителей малого бизнеса. Недостатком данного механизма является необходимость привлечения значительного объема бюджетных средств, тщательного отбора претендентов на получение кредитов с компенсацией части процентных платежей по кредиту, а также несколько «нерыночный», дестимулирующий характер воздействия указанного механизма на экономическую активность малых предприятий.

3.      Стимулирование развития рынка лизинга.

Лизинг является одним из ключевых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес. Механизм лизинга позволяет малым предприятиям, которые зачастую не имеют достаточных для модернизации производства финансовых средств, осуществлять инвестиции без необходимости получения кредита или масштабного отвлечения собственных средств от профильной деятельности предприятия. При этом значительным фактором является то, что лизинговые платежи распределяются, как правило, на большую часть времени использования приобретаемого оборудования. Таким образом, предприятие имеет возможность выплачивать сумму кредита по мере поступления доходов, получаемых с использования приобретенного в лизинг оборудования.

4.      Стимулирование развития рынка венчурного финансирования.

Данный механизм финансовой поддержки малого предпринимательства в первую очередь актуален для сегмента инновационного предпринимательства. Зарубежный опыт демонстрирует значительный потенциал венчурных фондов в финансировании инновационного бизнеса. В то же время, с точки зрения качественного, структурного аспекта развития малого предпринимательства, этот сегмент обладает исключительной важностью, так как во многом определяет технологическую оснащенность экономики, а следовательно, и конкурентоспособность государства в целом.

В формировании рынка венчурного финансирования на ранних этапах активное государственное участие является практически необходимым. Такое участие должно главным образом проявляться в виде стимулирования активности в данной сфере. Улучшение условий для развития венчурного финансирования должно в первую очередь проявляться в институциональном оформлении рынка – совершенствовании законодательного регулирования, создании специализированных органов исполнительной власти с функциями регулятора указанного рынка.

5.      Стимулирование развития микрофинансирования.

Микрофинансовые услуги в первую очередь призваны удовлетворять потребности в финансовых ресурсах малых предприятий, не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками. Как показывает мировой опыт, микрофинансовые программы являются эффективным инструментом расширения доступа малых предприятий, индивидуальных частных предпринимателей и так называемых «малоимущих активных социальных групп» к финансовым услугам.[12]

Микрофинансирование является одним из наиболее «рыночных» механизмов поддержки малого бизнеса – для создания микрофинансовой организации требуются инвестиции (в том числе и государственные, т.к. государство прямо заинтересовано в развитии рыночного кредитования малого бизнеса), однако опыт развития микрофинансирования показывает, что эта деятельность может быть самоокупаемой, а следовательно, коммерчески выгодной. Микрофинансирование оказывается выгодной формой коммерческой деятельности в том случае, если организация концентрирует свою активность в секторе малого предпринимательства и по мере накопления опыта работы начинает использовать эффект экономии на масштабе оказываемых услуг. Задача государства в данной ситуации – стимулирование и активное участие в создании новых организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги, а также улучшение правового пространства для их деятельности.

Библиография

1.                 Конституция Российской Федерации с дополнениями от от 30.12.2010 № 6-ФКЗ

2.                 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года от 10.01.2010 № 18-ФЗ

3.                 Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (в ред. Федеральных законов от 02.02.2010 № 19-ФЗ)

4.                 Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства МЭРТ РФ на 2008-2009 гг.

5.                 Концепция активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства

6.                 Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, ОПОРА России, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России.

7.                 Давыдянц Д. Е., Белолапенко Ю. В. Инновационный механизм государственной поддержки организаций и предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты на основе кредитов банков: теория, практика, эффективность. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009.

8.                 Дадашев А. Ресурсная эффективность малых предприятий/
А. Дадашев, Д. Мешкова//Экономист. – 2010. – № 6. – С.55-61.

9.                 Демидов А.В. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в России в современных условиях (диссертация на соискание ученой степени к.э.н.), РАГС, Москва, 2007.

10.             Ермилова Г.А. Особенности развития российского рынка микрофинансовых услуг//Механизмы развития малого предпринимательства в России. – М., 2006.

11.             Ермолина И.В. Роль современной банковской системы в финансировании малых промышленных и инновационных предприятий// Предпринимательство. – 2007. – №3.

12.             Коноплев С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству// Законодательство и экономика. – 2010. – № 11.

13.             Симачев Ю. Теневая деятельность частных предприятий// Вопросы статистики. – 2009. – № 7

14.             Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее/Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева,
О.М. Шестоперова. М.: Новое издательство, 2008.

15.             http://os.bishelp.ru              Портал помощи малому бизнесу

16.             http://smb.economy.gov.ru/politics Федеральный портал малого и среднего предпринимательства

44

 



[1] http://os.bishelp.ru             

[2] Симачев Ю. Теневая деятельность частных предприятий//Вопросы статистики. 2009. № 7. С.24.

[3] Демидов А.В.: Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в России в современных условиях (диссертация на соискание ученой степени к.э.н.), РАГС, Москва, 2007. – С.23.

[4] http://smb.economy.gov.ru/politics

[5] Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства МЭРТ РФ на 2008-2009 гг.

[6] Давыдянц Д.Е., Белолапенко Ю.В. Инновационный механизм государственной поддержки организаций и предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты на основе кредитов банков: теория, практика, эффективность.//Ставрополь, Сервисшкола, 2009. С.47

[7] Ермолина И.В. Роль современной банковской системы в финансировании малых промышленных и инновационных предприятий//Предпринимательство. – 2007. – №3.

[8] Коноплев С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству//Законодательство и экономика. – 2010. – № 11.

[9] Источники: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, ОПОРА России, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России.

[10] http://smb.economy.gov.ru/politics

 

[11] Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее/Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю.Чепуренко, В.В. Буева., О.М. Шестоперова. М.: Новое издательство, 2008.

[12] Ермилова Г.А. Особенности развития российского рынка микрофинансовых услуг//Механизмы развития малого предпринимательства в России. – М., 2006.


Информация о работе Аспекты государственного управления в сфере поддержки малого бизнеса