Аспекты государственного управления в сфере поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическое содержание и регулирование малого предпринимательства.

Оглавление

Введение
Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ: механизмы, опыт, проблемы
1.1. Политика государственной поддержки предпринимательства
1.2. Организация деятельности государства по поддержке бизнеса.
Глава 2. Особенности государственной политики по отношению к малому бизнесу в современной России
2.1. Экономические механизмы регулирования бизнеса
2.2. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства
Глава 3. Направления развития механизма государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

калинин.doc

— 208.00 Кб (Скачать)


 

Красногорский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации

 

Кафедра управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Аспекты государственного управления в сфере
поддержки малого бизнеса

 

 

 

 

Курсовой проект

 

 

Дисциплина: Государственное и

муниципальное управление

 

 

 

                                                Выполнил:

                                       Калинина Илья Павлович

(менеджмент, 3 курс)

             

Руководитель:

                         Гусев А.А. (д.пол.н., профессор)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красногорск

2012

 


Оглавление

Введение

Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ: механизмы, опыт, проблемы

1.1. Политика государственной поддержки предпринимательства

1.2. Организация деятельности государства по поддержке бизнеса.

Глава 2. Особенности государственной политики по отношению к малому бизнесу в современной России

2.1. Экономические механизмы регулирования бизнеса

2.2. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства

Глава 3. Направления развития механизма государственной поддержки малого предпринимательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

В условиях реформирующейся России особую значимость приобретают проблемы стабилизации экономики ее регионов с использованием всех имеющихся резервов социально-экономического роста. Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в нашей стране тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, не привело к созданию благоприятных условий жизни людей. Существенно упал жизненный уровень большинства граждан, остается достаточно низким платежеспособный спрос предприятий и населения, медленно ликвидируется задолженность по заработной плате, не уменьшается безработица. Действующие институциональные структуры не исполняют в должной мере свои системные функции, что, в конечном счете, приводит к структурной разбалансированности не только экономики, но и социальной системы в целом.

В этих условиях важную роль в экономике играет процесс становления малого бизнеса, как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения. Анализ экономической ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли малого предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост, эффективность экономических взаимодействий и повышение национального благосостояния. В период трансформационных преобразований развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных социальных проблем в регионах. Малый бизнес является одной из перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса – основного гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.

Целью работы является исследование реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1.      Рассмотреть экономическое содержание и регулирование малого предпринимательства.

2.      Изучить проблемы развития малого предпринимательства на современном этапе.

Объект исследования – малый бизнес (взаимоотношения).

Предмет исследования – функционирование малых предприятий – выявление их проблем и разработка поддержки государством (то, чем управляют).

Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ: механизмы, опыт, проблемы

1.1. Политика государственной поддержки малого бизнеса

Рыночная экономика является преимущественно самофункционирующей, самовоспроизводящейся и саморазвивающейся системой. Однако, несмотря на многие преимущества, она не в состоянии осуществлять полное саморегулирование экономических и социальных процессов, в т.ч. и в сфере предпринимательства. Потому ключевая роль по воздействию на предпринимательскую деятельность принадлежит государству. Мировой опыт позволяет выявить следующую закономерность: чем на более высоком экономическом уровне развития находится государство, тем больше внимания и усилий уделяет и предпринимает оно и местное самоуправление для развития предпринимательства. Рыночные механизмы эффективно работают только тогда, когда действует большое количество малых, средних и крупных предпринимательских структур.

В настоящее время малый и средний бизнес в РФ регулируется следующими нормативными актами:

1.      Федеральные Законы:

Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

Обсуждение Проектов 2009 года ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства»

Федеральный закон от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

Федеральный Закон от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

2.      Указы Президента

Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2007 года №1384 «О Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией».

Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 года №491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» (в ред. Указов Президента РФ от 14.11.97 №1225, от 06.01.99 №15)

3.      Постановления Правительства

Постановление Правительства РФ от 5 августа 2000 года №581 «О совете по предпринимательству при Правительстве РФ»

С учетом анализа мировой практики концептуальным моментом при работе над выработкой критериев является необходимость разграничения статистических и «политических» критериев.

Статистический критерий должен покрывать весь сектор малого и среднего предпринимательства с выделением наиболее типичных поведенческих групп, например, микро-, малый и средний бизнес. Организация наблюдения за сектором малого предпринимательства должна предусматривать, на основе использования различных фильтров на показатели, возможность построения внутри статистических границ сектора различного рода группировок субъектов хозяйствования: по числу занятых, выручке, величине активов, структуре уставного капитала. Вводимый статистический критерий должен быть постоянным и единым для всех субъектов Российской Федерации.

Предлагается установить два типа пороговых значений для определения принадлежности к малому или среднему бизнесу: по количеству занятых работников; по объему выручки.

С учетом поведенческих особенностей субъектов хозяйствования, для выделения типов бизнеса по числу занятых предлагаются следующие пороговые значения (табл. 1.1, 1.2):

Таблица 1.1.

Структура сектора малого и среднего предпринимательства
по количеству занятых работников[1]

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Тип бизнеса

Количество работников

Субъекты малого предпринимательства

Микро-бизнес

До 15 человек

Субъекты малого предпринимательства

Малый-бизнес

От 16 до 50 человек

Субъекты среднего предпринимательства

Средний бизнес

От 51 до 250 человек

 

Таблица 1.2.

Критерии выделения субъектов малого и среднего бизнеса
(по объемам выручки)[2]

Тип бизнеса

Количество занятых

Объем выручки, млн. руб.

А

Б

С учетом инфляционной
и «теневой» составляющих

Без инфляционной
и «теневой» составляющих

Микро-

От 1 до 15 человек

15

10

 

Малый

От 16 до 50 человек

40

30

 

Средний

От 51 до 250 человек

100

70

 

 

«Политический» критерий должен уточнять в рамках статистического критерия те группы субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются объектом специальной государственной поддержки. Например, целесообразно в рамках политической границы малого и среднего бизнеса исключить муниципальные, государственные предприятия, субъекты отдельных видов деятельности, например игорного бизнеса. Как уже отмечалось, «политическим» критериям в рамках статистического критерия необходимо придать некие степени свободы, то есть, в зависимости от задач программ поддержки, приоритетов регионального и областного развития, целевые группы поддержки внутри статистических границ сектора малого и среднего предпринимательства могут модифицироваться.

Развитие предпринимательства является неотъемлемым условием экономического роста. Экономика, где сектор малых и средних предприятий (МСП) играет существенную роль, получает немалые плюсы:

1.      Повышается маневренность экономики, т.к. большей части участников рынка (МСП) внутренне присуща быстрая и эффективная приспособляемость к экономической конъюнктуре.

2.      Повышается стабильность экономики, т.к. риски распределяются между большим числом компаний (МСП), уменьшается зависимость от ограниченного числа субъектов рынка.

3.      Повышается инновационный потенциал экономики, т.к. большему числу хозяйствующих субъектов (МСП) внутренне присуще ускоренное внедрение инновационных идей в бизнес и их распространение в экономическом пространстве.

4.      Выравнивается экономическое развитие отдельных территорий внутри страны, т.к. размещение большей части участников рынка (МСП) имеет тенденцию к децентрализации.[3]

Целью государственной политики развития и поддержки предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

5.      Повышение социальной эффективности деятельности предприятий – рост численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса-базы политической стабильности.

6.      Повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление предприятий.[4]

Информация о работе Аспекты государственного управления в сфере поддержки малого бизнеса