Аспекты государственного управления в сфере поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическое содержание и регулирование малого предпринимательства.

Оглавление

Введение
Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ: механизмы, опыт, проблемы
1.1. Политика государственной поддержки предпринимательства
1.2. Организация деятельности государства по поддержке бизнеса.
Глава 2. Особенности государственной политики по отношению к малому бизнесу в современной России
2.1. Экономические механизмы регулирования бизнеса
2.2. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства
Глава 3. Направления развития механизма государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

калинин.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

3.      Изношенность оборудования (особенно у производственных предприятий).

Слабая материальная база не позволяет малым предприятиям в необходимой мере обновлять производственное и иное оборудование; уровень развития лизинговых организаций в настоящее время не позволяет в полной мере решить данную проблему. При этом, однако, необходимо отметить очевидную положительную тенденцию развития лизинговых отношений в России и степень вовлечения в них малых предприятий, обозначившуюся в последние годы.

4.      Недостаток квалифицированных кадров.

Недостаток квалифицированных кадров в штате малых предприятий во многом обусловлен тем, что сотрудники малых предприятий, как правило, наделены значительно меньшей степенью социальной защищенности по сравнению с работниками крупных компаний, что, очевидно, является дестимулирующим фактором при выборе индивидом МП в качестве места работы. Необходимо также отметить существенно более низкий (по сравнению с крупными компаниями) уровень деловой культуры, правовой культуры, деловой этики.

5.      Трудности выхода на внешние рынки и ведения экспортной деятельности.

Трудности выхода на внешние рынки и ведения экспортной деятельности объясняются как таможенной политикой, так и иными проблемами малого предпринимательства, в первую очередь, недостатком финансовых средств и изношенностью производственного оборудования, следствием которого является относительно более низкое качество предлагаемой продукции, тогда как именно качество является основополагающим требованием для доступа на внешние рынки.

6.      Недостаточность или низкая доступность общеэкономических и специализированных консультаций.

Относительно низкий уровень правовой и экономической грамотности руководителей малых предприятий зачастую вынуждают последних обращаться за помощью к сторонним организациям, в частности, различного рода консалтинговым компаниям. Получение информационной и консультационной поддержки малым бизнесом затрудняется тем, что услуги частных консалтинговых компаний достаточно дороги, а на государственном уровне к настоящему моменту не создано системы, обеспечивающей должный уровень консультационных услуг по специализированным вопросам.

7.      Высокие административные барьеры на входе на рынок при организации нового предприятия и при ведении текущей деятельности.

Согласно последним опросам представителей малого бизнеса, административные барьеры не являются основной проблемой при входе на рынок и ведении текущей деятельности. Тем не менее, существующие проблемы по-прежнему очевидны: отсутствие эффективно действующего принципа «одного окна» при регистрации фирмы, лицензирование видов деятельности, не подлежащих лицензированию, стоимость лицензий, превышающая установленные нормы, коррупция, частота проверок и пр.

8.      Высокий уровень налогообложения и усложненность налогового учета.

На сегодняшний день очевидно, что налоговое бремя далеко не всегда является посильным для представителей малого бизнеса: как в плане высоких налоговых ставок и отсутствии адекватных налоговых льгот, так и в плане простоты осуществления налогового учета и осуществления налоговых выплат. На сегодняшний день издержки «оптимизации» путем ухода в тень и субкриминальную сферу и риски такого поведения значительно ниже размеров уплачиваемых государству платежей и затрат на осуществления этих платежей.

9.      Отсутствие заинтересованности властей местного уровня в развитии малого бизнеса на управляемой ими территории.

На сегодняшний день меры поддержки малого бизнеса со стороны местных властей, как правило, носят декларативный характер, а в случаях оказания таковой являются бессистемными. В данной связи в качестве положительного явления может рассматриваться программа поддержки малого предпринимательства, в рамках которой на основании софинасирования МЭРТ выделяет регионам средства в виде субсидий или субвенций на поддержку малого предпринимательства, однако к настоящему моменту реализация данной программы ощутимых результатов пока не дала.


Глава 3. Направления развития механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

До настоящего времени в российской промышленности не создан единый организационно-экономический механизм регулирования малого бизнеса, представляющий собой взаимосвязанное сочетание различных форм и методов регулирования на всех уровнях, необходимо создание нормальных условий для развития малого промышленного предпринимательства. Это требует не только совершенствования Гражданского кодекса РФ, но и использования эффективных фискальных и налоговых механизмов регулирования деятельности малых предприятий.

В целом, требуется реализация комплекса мер, направленных на совершенствование лизинга. В первую очередь, необходимо включить в систему лизинга операции с недвижимостью на муниципальном уровне государственной структуры. С этой целью необходимо проводить оценку: нежилых помещений; неиспользуемых площадей промышленных предприятий; предприятий, не имеющих сбыта своей продукции, в том числе основных фондов, оставшихся от оборонной промышленности; оценку состояния долгостроя, замороженного строительства; убыточных и неплатежеспособных предприятий с целью передачи их для осуществления рентабельных предпринимательских проектов через отношения лизинга.[10]

В условиях высокого риска необходимо также использовать гарантийные механизмы. В связи с этим, мы предлагаем на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства совместно с региональной сетью инфраструктуры создать гарантийные резервы и предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на программу гарантирования кредитных рисков. Данный шаг со стороны государства позволит стимулировать банки к предоставлению кредитов малым предприятиям. Одним из решений проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам, могло бы стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства.

Для обеспечения формирования и функционирования малых промышленных предприятий необходимо обеспечить их доступ к источникам финансирования и, в первую очередь, к коммерческим кредитам, т.к. этот источник во всем мире в общем объеме финансирования составляет от 30% до 70%. Доступность кредитов играет большее значение на ранних этапах развития предприятия, поэтому здесь должен решаться вопрос о проектном кредитовании.

Однако поставленную проблему невозможно решить только на уровне субъектов хозяйствования – в данном случае банков, небанковских организаций, кредитных союзов, лизинговых компаний. Проблема создается действующим банковским законодательством, в котором заложен общий (стандартный) подход к оценке заемщика, т.е. такой же, как для средних и крупных предприятий и организаций. Следовательно, решение проблемы предполагает комплекс мер по вертикали ЦБ РФ – коммерческие банки и небанковские (кредитные) организации.

Решение проблемы предполагает учет и отраслевых особенностей, а именно учет особенностей оборачиваемости и цикла развития промышленного капитала.

Предлагается внести изменения в 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» в части формирования резервов для малых промышленных предприятий, предусмотреть существенное снижение резервов в процентном отношении в случае предоставления реализуемого залога (не выше 5%). Страхование залога следует предусматривать только при необходимости. Особое внимание нужно уделить малым промышленным предприятиям, имеющим свою производственную базу, нематериальные активы (ноу-хау, изобретения, разработки), зарегистрированным до года. Необходимо предусмотреть также и дифференцированный подход в резервировании при пролонгации кредитов или при незначительных просрочках.

Методика анализа финансового состояния заемщика, процесс оформления и выдачи кредитов должен быть аналогичным экспресс-кредитованию, потребительскому кредитованию, особенно, если при этом присутствуют легко реализуемые залоги. Для этого необходимо сделать доступной информационную базу налоговых инспекций для банков, кредитующих малый бизнес.

Анализ существующих концепций налогообложения в России показал, что ни одна из них не может быть использована в качестве основополагающей и обеспечивающей решение сложнейших проблем развития экономики России. Вследствие этого остро необходимо дальнейшее совершенствование и упрощение существующей налоговой системы, путем расширения налоговых льгот и смягчения налогового бремени. Для развития промышленных предприятий малого бизнеса, прежде всего, следует внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на решение следующих задач:

1.      Решение проблемы начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, возникающей у крупных и средних организаций, приобретающих товары (работы, услуги) у субъектов малого бизнеса для дальнейшей реализации (переработки, иной трансформации).

2.      Снижение входного барьера в первые 9 месяцев функционирования для использования упрощенной системы налогообложения.

3.      Отмена двойного (бухгалтерского и налогового) учета для субъектов малого бизнеса, существенное упрощение налоговой отчетности для всех категорий малого предпринимательства безотносительно к применяемому налоговому режиму (единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения).

4.      Перераспределение налоговых поступлений от малого бизнеса в пользу местного самоуправления, в том числе не менее 60% – в бюджеты муниципалитетов, причем регионы, при необходимости, должны иметь возможность увеличивать эту долю.

На наш взгляд, целесообразно внести изменения в сфере налогообложения малого бизнеса на случаи повышения образования сотрудников. В целях снижения налогового бремени следует затраты на повышение образования сотрудников относить к издержкам производства, а не к прибыли.

В сфере микрокредитования мы предлагаем не облагать налогами гранты, полученные от действующей в России организации, а также полностью вычитать пожертвования микрофинансовых институтов из облагаемого дохода. Необходимо внести изменение в законодательство о некоммерческих организациях в части определения микрокредитования как некоммерческой деятельности, с целью освобождения процентного дохода от налогообложения.

Для решения проблемы с производственными площадями для малых промышленных предприятий мы предлагаем закрепить законодательно их приобретение посредством специально проводимых конкурсов (а не аукционов, как это происходит в настоящее время) с льготными условиями участия в этих конкурсах субъектов малого бизнеса. Также необходимо позволить малым предприятиям производить оплату помещений в рассрочку. Следует определить и специальные льготы, преференции и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и оборудования предприятий, находящихся в федеральной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, вплоть до предоставления на безвозмездной основе производственных мощностей и объектов федеральной собственности, включая административные здания, с последующим возвращением средств в бюджеты различных уровней в виде налогов.

Исследования показывают необходимость установления права выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества субъектами малого бизнеса, внесшими в арендуемый объект 40% стоимости неотделимых улучшений, в приоритетном порядке, без аукционов и торгов, а также обеспечить (на уровне рамочного федерального закона) гарантии арендаторам против произвола со ставками аренды, которые имеют место на региональном и местных уровнях. Наряду с этим необходимо создать целевые фонды недвижимости, предназначенные для продажи субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. В состав фондов должны быть включены: нежилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, помещения, отчуждаемые в процессе приватизации предприятий, объекты незавершенного строительства.

Вследствие повышающегося интереса зарубежных партнеров к российскому промышленному малому бизнесу необходимо создание нормативно-правовой базы для их нормального функционирования в системе субконтрактинга.

Целесообразно принятие следующих мер в целях снижения административных барьеров для развития малого бизнеса: устранение материальной заинтересованности органов исполнительной власти в увеличении количества наложенных штрафов; запрещение оказания платных услуг органами государственного контроля; придание статуса государственных служащим с соответствующим повышением уровня оплаты; обеспечение защиты со стороны государства и адекватной ответственностью должностным лицам, наделенным полномочиями контроля.

При этом необходимо также разработать единую тарифную сетку штрафов, при которых за одно и то же нарушение малое предприятие может быть оштрафовано только один раз, введение детализации размеров возможных штрафных санкций, с тем чтобы решение этого вопроса не зависело от конкретного чиновника.

Одной из основных проблем малого предпринимательства является ограниченность доступа к традиционным источникам финансирования. Банковская система, как показывает опыт, далеко не всегда оказывается способной в полной мере удовлетворить потребности малых предприятий в финансовых ресурсах, так как в силу ряда обстоятельств в большей мере ориентирована на работу со средними и крупными компаниями. На практике оказывается, что банки не всегда могут предложить финансовые продукты, которые оптимальны для малого бизнеса – для них более предпочтительна работа с клиентами, имеющими залоговое обеспечение и претендующих на относительно более крупные кредиты, в то время как подавляющее большинство малых предприятий не располагает существенными активами, которые могут служить подходящим для банков залогом.

Представляется, что на сегодняшний день основными проблемами малого предпринимательства с точки зрения доступа к финансовым ресурсам для развития на сегодняшний день являются следующие[11]:

1.      Возможность доступа к легальным источникам финансового капитала ограничена для большинства начинающих предприятий по причинам отсутствия требуемого специализированными кредитными организациями залогового обеспечения, отсутствия наработанной кредитной истории, оборотов по счетам и т.п. Опыт других стран показывает, что без создания дополнительных стимулов коммерческие банки крайне неохотно идут на контакт с представителями малого бизнеса.

2.      Предложение со стороны банковских кредитных институтов не вполне адекватно предъявляемому спросу на кредитные ресурсы со стороны малого бизнеса. Поскольку для банков работа с малым бизнесом означает довольно высокие издержки на обслуживание кредитов при увеличении числа кредитуемых и повышении рисков, они, если и кредитуют МП, то под значительный объем залога или поручительства третьих лиц, а также стремятся укрупнять кредит. В результате банковское кредитование остается недоступным мелкому предприятию и начинающему бизнесу. Развитие иных легальных источников финансирования в настоящее время не может удовлетворить реальный спрос на финансовые ресурсы со стороны малого предпринимательства.

Информация о работе Аспекты государственного управления в сфере поддержки малого бизнеса