Анализ планирования инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..

1.Теоретические аспекты организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………..
1.1. Сущность и понятие инноваций и инновационной деятельности как фактора эффективного развития организаций…………………………………..

1.2. Роль и необходимость инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………….

3.Состояние и основные проблемы организации инновационной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………..
2. Организация инновационной деятельности РУП «Промсвязь»………..

2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия РУП «Промсвязь».............................................................................................................

2.2. Анализ планирования инновационной деятельности на предприятии РУП «Промсвязь»……………………………………………….…………………

2.3. Оценки эффективности инновационного проекта…………………….

3. Пути совершенствования инновационной деятельности на предприятии РУП «Промсвязь»…………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту2.doc

— 286.00 Кб (Скачать)
 

     Важнейшей характеристикой инноваций является уровень новизны. Так предприятие, производящее инновационную продукцию, может получить существенный экономический эффект, если эта продукция является принципиально новой, предназначенной для удовлетворения ранее неудовлетворявшихся потребностей. Такая продукция, относящаяся к разряду радикальных инноваций, как правило, обладает значительным коммерческим потенциалом, характеризуется высокой конкурентоспособностью и имеет большой спрос на рынках сбыта. К разряду радикальных инноваций также может быть отнесена продукция, которая является принципиально новой по сравнению с существующей. Менее эффективной в экономическом отношении является инновационная продукция, относящаяся к разряду ординарных инноваций. Это – обновленная продукция, которая обладает улучшенными или новыми дополнительными свойствами по сравнению с существующей, что позволяет расширить рынки ее сбыта [1, с. 6].

     Безусловно, приведенная выше классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой. Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.

     Таким образом, изучение понятия «инновация»  позволяет сформулировать некоторые  выводы.

     Во-первых, специфическим содержанием инновации являются качественные изменения, которые приводят к улучшению, усовершенствованию или появлению нового продукта или технологии.

     Во-вторых инновация всегда успешна. Эффект, который  должна обеспечивать инновация может  быть техническим, экономическим, социальным и экологическим. Это можно выразить в виде формулы: 

     Инновация = Новшество + Достигнутая эффективность 

     В-третьих, основными свойствами инновации  являются: научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Все три свойства в равной мере важны для определения и существования категории «инновация». Коммерциализация по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, без которого оно становится простым новшеством.

     Инновация есть результат инновационной деятельности. Опыт свидетельствует, что разрешение экономических противоречий посредством отрицания устаревших форм и методов хозяйствования, формирования и утверждения новых – одно из проявлений инновационной деятельности общества.

     Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание и практическое использование (доведение до потребителя) новых или усовершенствованных  видов продукции, технологий, услуг  или организационных решений  административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающих экономический (социальный, экологический или иной) эффект [1, с 4].

     К инновационной относится вся  деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые  исследования рынков сбыта и поиск  новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

     Содержанием инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в производстве. Инновационная деятельность — опосредующее звено между собственно наукой и производственной сферой, это своеобразная производительная сила, осуществляющая интеграцию науки и производства, реализующая технико-экономические потребности экономических агентов посредством использования научной продукции или услуг. В условиях рыночной экономики осуществление инновационной деятельности опосредуется коммерческой целесообразностью.

     Инновационная деятельность начинается с осознания  противоречия "субъект — внешняя  среда" и формирования цели деятельности, способной разрешить выявленное противоречие с учетом конкретных социально-экономических, культурно-этнических и прочих условий. Противоречия экономической среды представляют собой, в первую очередь, изменения ситуации. При этом возникновение новаторских идей объективно выступает в качестве ответной реакции на меняющиеся внешние условия, под воздействием которых меняются также стратегическая линия развития предприятий, причины, обусловливающие нововведения, структура организаций — инициаторов инноваций и источников финансирования и т. д [4, с. 29].

     Между инновационной и производственной деятельностью, в рамках единого  воспроизводственного процесса, также имеют место противоречия. Производственная деятельность в текущем периоде достигает эффективности в условиях стабильности, тогда как инновационная деятельность приводит к изменению состава и структуры воспроизводственного процесса. В долгосрочном периоде именно необходимость эффективного развития побуждает производство к постоянному внедрению инноваций. Это обеспечивает достижение самим производством более высокого качественного состояния в результате применения принципиально новых орудий и предметов труда, прогрессивных технологических процессов, способов организации производства, труда, управления, что в конечном счете снижает издержки на производство продукции.

     Современная инновационная деятельность базируется на следующих методологических принципах:

     - приоритет инноваций над традиционным  производством

     -экономичность  инновационного производства (достижение  коммерческого успеха)

     - гибкость (под новую идею создается  самостоятельная инновационная  структура, которая может быть  абсолютно непригодной для решения других проблем)

     -комплексность  (кардинальная инновация как правило  вызывает появление целой совокупности  сопутствующих ей более мелких  нововведений) [8, с.5].

     Субъектами  инновационной деятельности являются инновационные организации, т. е. такие организации, которые непосредственно занимаются инновационной деятельностью или способствуют этой деятельности. В случае создания инновационной продукции главными субъектами инновационной деятельности выступают производственные организации — фирмы, производящие эту продукцию.

     Ядром всей инновационной сферы является производственное предприятие. Его  технологический уровень, конкурентоспособность  продукции (и по функциональному  совершенству, и по цене), эффективность  производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления. Основным содержанием инновационной деятельности субъектов (компонентов) инновационной системы являются:

  1. проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного спроса;
  2. развитие инфраструктуры инновационной системы;
  3. вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
  4. технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;
  5. проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок [11, с 17-18].

     Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации нововведений включает в себя:

     - проведение научно-исследовательских  и конструкторских работ по  разработке идеи новшества, проведению  лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

     - подбор необходимых видов сырья  и материалов для изготовления  новых видов продукции;

     - разработку технологического процесса  изготовления новой продукции;

     - проектирование, изготовление, испытание  и освоение образцов новой  техники, необходимой для изготовления  продукции;

     - разработку и внедрение новых  организационно-управленческих решений,  направленных на реализацию новшеств;

     -исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

     - подготовку, обучение, переквалификацию  и специальные методы подбора  персонала, необходимого для проведения  НИОКР;

     - проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

     - организацию и проведение маркетинговых  исследований по продвижению  инноваций и т.д [11, с 19].

     Инновационная деятельность субъекта характеризует  его инновационную активность, под которой понимается интенсивность реализуемых нововведений. Степень инновационной активности определяется развитостью и диверсифицированностью общественных потребностей, отраслевой структурой экономики; наличием адекватной для инновационной деятельности производственной, научной, информационной и другой инфраструктуры; структурой, качеством и мотивацией рабочей силы и тому подобными факторами.

     Инновационная активность обусловлена инновационной  восприимчивостью социально-экономической  системы, то есть способностью к быстрому и эффективному освоению новшеств. Инновационная восприимчивость в свою очередь также находится под влиянием ряда разнообразных экономических, организационных, психологических, социальных и технических факторов[17, с. 30].

     Необходимым условием успешного развития инновационной деятельности является ее комплексное ресурсное обеспечение. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности включает следующие компоненты:

     • правовое обеспечение;

     • финансовое обеспечение;

     • материально-техническое обеспечение;

     • информационное обеспечение;

     • кадровое обеспечение.

     Ресурсное обеспечение охватывает все стадии инновационного процесса. Решающее значение имеет правовое и финансовое обеспечение, благодаря чему приводятся в действие основные механизмы регулирования инновационной деятельности. Кроме того, финансовое обеспечение создает базу, необходимую для материально-технического и информационного обеспечения. Особая роль отводится кадровому обеспечению, так как от уровня квалификации кадров в значительной степени зависит эффективность инновационной деятельности в целом [1, с. 10-11].

     Таким образом, инновационная деятельность оказывается включенной в процесс  разрешения основного противоречия экономической системы — между  растущими потребностями и достигнутым в каждый конкретный период времени уровнем развития производства материальных и духовных благ и услуг. В свою очередь, противоречивая связь между экономическими интересами и инновационной деятельностью представляет собой экономические отношения, детерминирующие развитие национальной экономики. Это приводит к формированию хозяйственных связей, рационализирующих процесс освоения производством научно-технических новшеств (несмотря на экономическую обособленность хозяйствующих субъектов) на основе частной собственности, в том числе на продукцию интеллектуального труда. 

     
    1.   Роль и необходимость инновационной деятельности на предприятии
 

     Инновационная деятельность на уровне предприятия  ведет к формированию новых технологий управления как внутренними процессами, так и внешними связями. Технологии управления, охватывающие процедурные, организационные, информационные, технические, психологические, познавательные аспекты, в свою очередь, могут стать предметом инноваций через внесение новшеств в подготовку, разработку, принятие решений, осуществление документооборота.

     Результатом инновационной деятельности является экономия общественного труда, поэтому  экономические интересы ее участников сводятся к реализации, распределению  и использованию этой экономии. От согласования интересов всех субъектов, участвующих в создании и использовании инноваций, зависят направления, темпы, результативность инновационного развития производительных сил общества. Соотношение прибыли и издержек определяет заинтересованность участников в инновациях [11, 16].

Информация о работе Анализ планирования инновационной деятельности на предприятии