Анализ и совершенствование организационной структуры ОАО «Запорожкокс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ организационной структуры ОАО «Запорожкокс» и разработка мероприятий по ее усовершенствованию.
Исходя из поставленной цели сформулированы задачи, которые необходимо решить в работе:
• определить теоретические аспекты проектирования организационных структур;
• изучить факторы, оказывающие влияние на построение организационной структуры;
• провести анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия;
• предоставить рекомендации по усовершенствованию организационной структуры предприятия;
• предоставить новую модель организационной структуры, созданную, исходя из проведенного анализа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР…………………………………………....7
1.1 Понятие и принципы построения организационных структур…..7
1.2 Типы организационных структур предприятия……………….....14
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЗАПОРОЖКОКС»……………………………………………………………...27
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия...27
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия...........................................................................................................31
2.3 Анализ финансовых показателей деятельности ОАО «Запорожкокс»…………………………………………………………………..32
2.4 Анализ организационной структуры предприятия……………..34
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «ЗАПОРОЖКОКС»………….37
3.1 Факторы, влияющие на построение организационных структур.37
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия…………………………………………………………42
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту 1.doc

— 482.00 Кб (Скачать)

 

 


 




             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  УКРАИНЫ

    ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                      Учебно-научный институт

                       «Высшая школа экономики и  менеджмента»

 

                                                                             Экономический факультет

                                                                

                                                                 Кафедра финансов и банковского дела

 

 

 

 

                                           КУРСОВАЯ РАБОТА

                                   по дисциплине «Менеджмент»

 

«Анализ и совершенствование  организационной структуры ОАО  «Запорожкокс»

 

 

 

Выполнил студент гр. ЭПР-10а ______________________Марасина Алина

 

Научный руководитель_________________ д.э.н., профессор Стрелец А. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Донецк

                                                          2011

 

                                                РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит: 61 стр., 2 табл., 21 источник, 4 приложения

Объект исследования – действующая организационная  структура ОАО «Запорожкокс».

Цель работы – усовершенствование действующей организационной структуры  ОАО «Запорожкокс».

Методы исследования – анализ финансовой отчетности предприятия, метод качественного и количественного сравнения, методы экономико-математического моделирования; системный и комплексный подход к анализируемым данным.

В работе рассматривались  теоретические аспекты усовершенствования организационной структуры предприятия в условиях ОАО «Запорожкокс». Был представлен анализ финансовых и технико-экономических показателей деятельности. Были определены направления и разработаны рекомендации по усовершенствованию организационной структуры, которые позволят улучшить адаптацию предприятия к внешним условиям, реализовать потенциал работников, рационально распределить нагрузку между менеджерами за счет передачи некоторых структурных звеньев под управление специализированным отделам, внедрению мероприятий по совершенствованию управления с учетом внешних и внутренних факторов.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ПЕРСОНАЛ, ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, СТРАТЕГИЯ, ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

 

                                             ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  СТРУКТУР…………………………………………....7

  1.1 Понятие и принципы построения организационных структур…..7

  1.2 Типы организационных структур предприятия……………….....14

2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЗАПОРОЖКОКС»……………………………………………………………...27

  2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия...27

  2.2 Анализ технико-экономических  показателей деятельности предприятия...........................................................................................................31

  2.3  Анализ финансовых показателей деятельности ОАО «Запорожкокс»…………………………………………………………………..32

  2.4  Анализ организационной  структуры предприятия……………..34

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «ЗАПОРОЖКОКС»………….37

  3.1 Факторы, влияющие  на построение организационных  структур.37

  3.2 Рекомендации по  совершенствованию организационной  структуры предприятия…………………………………………………………42

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

                                     

 

                                      

                                         ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе  развития экономики каждое предприятие стремится максимизировать прибыль, удовлетворить общественные потребности, выйти на новые рынки сбыта, усовершенствовать технологию производства и т.д. Для достижения вышеуказанных целей необходимо не только стабильное экономическое состояние предприятия, но и эффективный менеджмент.

Одним из самых важных аспектов управления предприятием является проектирование и создание эффективной  организационной структуры.

Актуальность данной темы состоит в том, что для  достижения наиболее высоких показателей  хозяйственной деятельности на предприятии должна функционировать организационная структура, адаптированная к целям и задачам деятельности предприятия, его внешней и внутренней среде. Правильно построенная система управления позволит исключить «лишние» звенья, правильно распределить задания между структурными звеньями, снизить нагрузку на менеджеров высшего звена, исключить параллельное выполнение одних и тех же заданий различными отделами.

Целью данной работы является анализ организационной структуры  ОАО «Запорожкокс» и разработка мероприятий по ее усовершенствованию.

Исходя  из поставленной цели сформулированы задачи, которые необходимо решить в работе:

  • определить теоретические аспекты проектирования организационных структур;
  • изучить факторы, оказывающие влияние на построение организационной структуры;
  • провести анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия;
  • предоставить рекомендации по усовершенствованию организационной структуры предприятия;
  • предоставить новую модель организационной структуры, созданную, исходя из проведенного анализа.

Объект исследования – действующая организационная  структура ОАО «Запорожкокс».

Методы исследования – анализ финансовой отчетности предприятия, метод качественного и количественного  сравнения, методы экономико-математического  моделирования; системный и комплексный подход к анализируемым данным.

Для достижения поставленной задачи использовалась отчетность предприятия, статистические материалы, публикации отечественных и зарубежных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

 

1.1 Понятие и принципы  построения организационных структур

На современном этапе  развития менеджмента различные  специалисты дают следующие определения  организации как объекта управления.

Организация – это:

    • систематизированное, сознательное объединение людей с целью достижения определенных целей;
    • группа лиц, которые взаимодействуют между собой для достижения поставленных целей при помощи материальных, правовых, экономических и других условий;
    • группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей;
    • совокупность лиц и групп лиц, объединенных для достижения общей цели, решения того или иного задания на основе определенных правил и процедур, распределения прав и обязательств и т.д.

Несмотря на достаточно большое количество сходных определений, организациям присущи четкие характеристики:

      1. Наличие общих целей. Они формируются в результате взаимного влияния индивидуальных целей членов организации или задаются извне соответственно миссии организации.
      2. Общая деятельность персонала. Эффективное взаимодействие персонала очень важно для результативности хозяйственной деятельности предприятия, поскольку оно обеспечивает синергетический эффект.
      3. Иерархия власти имеет большое значение, т.к. помогает распределить между сотрудниками исполнительные и управленческие обязанности.
      4. Наличие подразделений, которые решают конкретные задания. Важно оптимально определить организационные границы структурных подразделений, их права и обязанности – от профессионального решения этих вопросов в значительной степени зависит функционирование фирмы в общем.
      5. Распределение труда, которое обеспечивает рациональную структуризацию работ и заданий.
      6. Формализация правил поведения, процедур и контроля, которая осуществляется для того, чтобы организация функционировала как единое целое.
      7. Взаимодействие с внешней средой и зависимость от нее. Правильный выбор стратегии и тактики при взаимодействии с внешней средой позволяет усовершенствовать труд менеджеров и работников компании.
      8. Организационная культура. Эта характеристика также является немаловажной, поскольку корпоративный дух позволяет сплотить коллектив для достижения поставленных целей.

 Таким образом, все организации обладают определенными характеристиками, которые упорядочивают их деятельность. Однако для эффективного управления фирмой менеджерам следует разрабатывать и совершенствовать ее организационную структуру.

В современных условиях происходит совершенствование управленческой деятельности, вызванное научно-техническим прогрессом, развитием направлений сбыта продукции, повышением квалификации персонала. Вместе с тем возникает необходимость изучения форм и методов управления на уровне предприятия. Использование зарубежного опыта и адаптация его для отечественных предприятий - одна из важнейших задач управленческого звена.

В сложившейся экономической  и рыночной ситуации важную роль играет организационное проектирование – это процесс выбора организационной структуры управления, которая наилучшим образом отвечает целям и задачам организации, а также внутренним и внешним факторам, которые на нее влияют. Решение о выборе структуры организации в целом принимается руководством высшего звена.

Производственная структура  и структура управления – два  организационных комплекса, которые  образуют общую организационную  структуру предприятия.

Оптимальная организационная  структура предприятия дает возможность  минимизировать затраты и использовать все имеющиеся возможности для улучшения результатов деятельности. В условиях сложной и динамичной окружающей среды предприятие ощущает влияние многих и далеко не всегда предусмотренных факторов. При этом ему необходимо решать множество разнообразных заданий. Большое количество факторов и разрешаемых задач порождает разнообразные формы организационных структур.

Правильно выбранная  форма организационной структуры предприятия соответствует корпоративной культуре и стратегии, используемым технологиям и квалификации работников, потребностям рынка и специфике изготовляемой продукции. Поэтому структуру предприятия нельзя создавать произвольно – следует учитывать множество внешних и внутренних факторов.

Организационная структура  какой-либо системы связана с  достижением ее стратегических целей  и является конструкцией организации, на основе которой осуществляется управление фирмой. Эта конструкция охватывает два аспекта:

1) каналы власти и  коммуникации между различными  административными службами и  сотрудниками;

2) информации, которая  передается по этим каналам.

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи  между которыми обеспечивают координацию  отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми  понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, персоналом и его полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все аспекты деятельности организации.

Под организационной  структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них сотрудниками.

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существует два направления специализации элементов организационной структуры:

Информация о работе Анализ и совершенствование организационной структуры ОАО «Запорожкокс»