Международные права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается изучении международно-правового базиса института прав и свобод человека и гражданина.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих исследовательских задач:
– выделить многообразие подходов к понятию прав человека;
– раскрыть содержание понятия и основных доктрин прав человека в международном праве;
– охарактеризовать эволюцию института прав и свобод человека;
– выявить права человека как объект защиты в правовом государстве;
– представить функцию защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции в России;
– проанализировать проблему применения европейских стандартов в области прав человека в российском праве;
– раскрыть международный контроль как способ обеспечения международных обязательств в области прав человека.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы института прав человека 7
1.1. Многообразие подходов к понятию прав человека 7
1.2. Международное право в области прав человека: понятие и основные доктрины 17
Глава 2. Эволюция института прав и свобод человека 30
2.1. Права человека в советском государстве 30
2.2. Права человека после принятия Конституции РФ 1993 г. 34
Глава 3. Система защиты прав и свобод человека в государстве 46
3.1.Права человека как объект защиты в правовом государстве 46
3.3. Функция защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции 54
3.3. Проблема применения европейских стандартов в области прав человека в российском праве 59
Заключение 78
Библиография 81

Файлы: 1 файл

МД_межд_правЧ.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

В действующей  российской Конституции используются "основные" и "конституционные" права. Основные права индивида - это  и есть конституционные права. К  такому выводу приводит, например, сопоставление  ст. 17 и 55 Конституции: в последней  отмечается, что перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод индивида. Вместе с тем в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения).

Основные права субъективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до начала XX в. она неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетия ученые стали  рассматривать конституционные  права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. Именно с того времени возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.

Принятие Билля о правах человека, включающего в себя Всеобщую декларацию 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативный протокол N 1 и Факультативный протокол N 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность обращения в Европейский суд по правам человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

Определившись в терминах, можно перейти к классификации  прав и свобод человека. К первому  поколению прав человека относят  либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе, а затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических стран. Это - личные (гражданские) и политические права: свобода мысли, совести и религии, право каждого на ведение государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, на гласное и с соблюдением всех законных требований рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Все это отражает так называемую негативную свободу, состоящую в обязанности государства воздерживаться от вмешательства в личную сферу людей и создавать условия для их участия в политической жизни. Речь идет прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры.

Второе поколение - социально-экономические  права - сформировалось уже в XX в. В  начале века в результате резкой поляризации  общества была выдвинута идея социального  реформирования, призванного смягчить противостояние между богатыми и бедными. Пример - социальная политика Бисмарка. Согласно его Манифесту 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере страхования. Позже Веймарская конституция 1919 г. закрепила возможность добывать себе содержание трудом, страхование в случае болезни, старости. Широкий набор прав "второго поколения" был закреплен в Конституции СССР 1936 г. (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь), хотя некоторые из них, скажем, право на образование, в качестве программы были заявлены еще в Конституции 1918 г. Реальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, тем не менее факт ее законодательной фиксации важен сам по себе. После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность их в том, что они коллективные и могут осуществляться общностью, ассоциацией. К ним относятся право на развитие, мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь, здоровую окружающую среду, общее наследие человечества.

Рост числа научных  работ и статей за последние несколько  лет однозначно свидетельствует  о неподдельном интересе исследователей и ученых к проблеме должной реализации конституционных норм. Например, Ю.И. Гревцов справедливо указывает на необходимость создания правовых и иных гарантий для последовательного проведения в жизнь прямого порядка действия основных конституционных норм47. Правоприменительная практика последнего времени свидетельствует, с одной стороны, о привыкании законодателя к решению возникающих проблем "на ходу", а с другой - о приспосабливании граждан к подобным экспериментам. Усугубляется это тем, что в России не накоплен достаточный опыт быстрого и эффективного решения проблем, упорядоченной реализации и гарантированности норм права.

Подходы Конституции  РФ к институту прав и свобод человека и гражданина нашли свое выражение  в учредительных актах субъектов  Российской Федерации. Основы правового статуса личности в России обусловлены не только ее конституционным строем, но и федеративным устройством государства. Определенный Конституцией РФ статус человека и гражданина, его права, свободы и обязанности действуют на всей территории государства, состоящей из территорий субъектов Федерации, где существует свой собственный правовой режим, который должен являться частью правовой системы государства. Конституция РФ разграничила предметы ведения Федерации и ее субъектов в области прав и свобод человека. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, вопросы гражданства, регулирование и защита прав национальных меньшинств отнесены к ведению Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав национальных меньшинств находится в совместном ведении Федерации и субъектов (п. "в" ч. 1 ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Отнесение регулирования прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Федерации призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.

Исходя из содержания Конституции РФ, под регулированием прав и свобод следует понимать их признание, учреждение и закрепление  государством. Следовательно, к ведению  Федерации относится учреждение прав и свобод, а к совместному  ведению - только их защита. Поэтому в законодательстве субъектов РФ должны содержаться правовые нормы, не учреждающие, а защищающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие общие и юридические гарантии их осуществления, как перечисленные в федеральном законодательстве, так и дополнительные. Естественно-правовая (юснатурализм) и позитивистская (легистская) доктрины прав и свобод человека и гражданина, положенные в основу конституционной теории, нашли свое отражение в конституциях республик. Официальное закрепление в конституциях и других актах естественно-правовых положений о правах и свободах человека означает, что соответствующие положения естественного права признаются самостоятельным (причем приоритетным по отношению ко всем остальным источникам) источником действующего (позитивного) права. Кроме этого, в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ содержится следующая оговорка: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Нормативно-правовой и юридико-логический смысл этой оговорки (как трактует ее В.С. Нерсесянц с либертально-юридических позиций) состоит в утверждении, что закрепленные в Конституции РФ естественные права и свободы человека (как, впрочем, и права гражданина) обладают юридической силой лишь постольку, поскольку соответствуют (не противоречат) правовому принципу формального равенства. Эта оговорка наглядно демонстрирует как коренные недостатки юснатурализма (в силу отсутствия у него концепции правового закона и т.д.) в качестве основы для надлежащего позитивного права, так и необходимость формализованного сущностно-правового критерия (принципа формального равенства) для оценки нормативно-правового значения естественно-правовых положений о правах человека и стыковки естественного и позитивного права (приведения их к общему сущностно-правовому знаменателю) 48. Однако соотношение естественно-правового и позитивистского подходов к проблеме прав и свобод человека в конституциях республик разное. С одной стороны, согласно Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, с другой стороны, в конституциях некоторых республик сохраняется чисто позитивистский подход к правам и свободам как "дару" государства.

Действительно, в конституциях республик в целом  воспроизводятся основные правовые нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, признанные в России. Ряд их конституционно-правовых норм усиливают некоторые "федеральные" права и свободы, создают правовые гарантии для их защиты. Одни правовые нормы относительно прав и свобод не вошли в тексты основных законов республик, другие противоречат федеральной конституции, что объясняется стремлением некоторых республик строить свои отношения с Россией не на конституционно-правовой, а на договорной основе. Имеет значение и то, что некоторые конституции республик были приняты до принятия федеральной Конституции, а соответствующие изменения и дополнения внесены не во всех республиках. В определенной мере сказывается и различная политическая ориентированность состава республиканских законодательных (представительных) органов.

В уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов также содержится ряд  правовых норм, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Однако здесь необходимо обратить особое внимание на особенности формы и содержания. Уставы имеют иную форму изложения правовых норм, нежели принята в конституциях республик, которые имеют четкую и единообразную структуру, где главы, связанные с правами и свободами, являются самостоятельными и охватывают практически весь спектр прав, свобод и обязанностей, гарантированных федеральной конституцией. Уставы субъектов Федерации являются сравнительно новым видом нормативно-правовых актов с еще не устоявшейся структурой. Анализ данных законодательных актов позволяет сделать вывод, что сейчас в России существуют субъекты Федерации, в уставах которых вообще отсутствуют правовые нормы о правах и свободах человека и гражданина. К ним относятся Ленинградская, Брянская, Тюменская области, Коми-Пермяцкий автономный округ. К субъектам Федерации, где права и свободы хотя и выделены в уставах в отдельную главу, но представлены в большей мере только как нормы-цели и нормы-задачи, относятся Приморский и Ставропольский края, Курская, Самарская, Вологодская и Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ. К субъектам Федерации, в уставах которых гарантируется защита прав и свобод, перечисленных в федеральной конституции, относятся г. Москва, Пензенская, Белгородская, Волгоградская, Иркутская области, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Такой подход к  проблеме прав и свобод человека в  уставах объясняется отчасти  и тем, что соответствующие субъекты Российской Федерации не есть самостоятельные  государства, а являются государственно-территориальными или государственно-национальными образованиями России. Следовательно, законодатели усмотрели в этом факте то положение, что достаточно только гарантировать в своих субъектах права и свободы граждан, имеющиеся в Конституции РФ и международных правовых актах, а их перечисление (как это сделано в конституциях республик) совершенно не обязательно. Представляется, что конституции и уставы субъектов должны играть более активную роль в реальном гарантировании гражданам защиты их прав и свобод, поскольку конституции и уставы субъектов, в отличие от Конституции РФ, отражают конкретную обстановку в регионе, более приближены к условиям жизни граждан, к их национальным и территориальным интересам, обычаям и традициям. Сегодня конституции и уставы субъектов Федерации не используют в полной мере возможность непосредственно заняться созданием конкретного механизма реализации пока остающихся декларативными гарантий. Пока посредством конституции и уставов субъектов Федерации сделано самое малое - вторя Конституции РФ 1993 г., в них воспроизведены красивые положения (и то не все) о правах и свободах граждан. Можно сделать следующий вывод: институт прав и свобод человека и гражданина должен найти свое воплощение (документальное и жизненное) в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Иначе мы вынуждены будем констатировать тот непреложный факт, что в современной России на уровне конституционного и уставного законодательства отсутствует цельная и непротиворечивая концепция правового статуса личности.

Насколько справедливо  распространенное мнение о преобладании недемократических традиций в истории  России? В какой мере политика властей  в постсоветский период ответственна за специфический характер отношения  россиян к власти, к демократии вообще и к правам человека в частности? В поисках ответов на эти вопросы следует учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, смена  общественно-политического строя  в России произошла сравнительно недавно. Начало становления новых  властных институтов на фоне политической борьбы элит и одновременного падения реальных доходов у большей части населения не способствовало укоренению ценностей демократии в массовом сознании. "Экономическое расслоение населения, - считает И. Поляков, - проявилось в образовании двух неравных анклавов - зоны обеспеченности и зоны бедности"49.

Во-вторых, уровень  жизни граждан России непосредственно  связан с реализацией норм и принципов  Конституции в сфере труда  и социального обеспечения. В  результате попытки трансформировать централизованную плановую экономику в рыночные отношения за счет перераспределения собственности, а не стимулирования труда и преобразования трудовых отношений "мы получили вместо реальной экономики экономику виртуальную, воображаемую, зазеркальную"50. Ситуация усугубляется высокой дифференциацией в оплате труда между отраслями экономики, профессионально квалифицированными и другими социальными группами. Так, оплата труда рабочих и администрации отличается не менее чем в 20 раз51. Отраслевые различия в оплате труда - в 10 раз, региональные - в 11 раз52.

Сейчас Россия по важнейшим макроэкономическим показателям (по размеру ВВП на душу населения, рассчитываемому в соответствии с паритетом покупательной способности  национальной денежной единицы) находится  в группе развивающихся государств даже с учетом того, что в размер ВВП включены и природные ресурсы страны (нефть, газ и т.д.).

Подлинная демократия должна обеспечивать соблюдение не только естественных человеческих прав, но и  социальных прав, т.е. гарантировать  достойный уровень жизни, обеспеченность работой, медицинской помощью, жильем и доступом к образованию. Хотя времена изменились, граждане нашей страны до сих пор полагают, что социальные права и гарантии, которые они обрели при коммунистах и к которым привыкли, должны рассматриваться как базисные права человека, безусловно охраняемые обществом и государством и в трудных экономических обстоятельствах.

Можно предположить, что поворот России к демократии пробудил к жизни процесс конвергенции политических культур, т.е. сближения, смягчения различий между Россией и Западом в плане фундаментальных политических ценностей, ориентаций, отношения к правам человека и политического поведения масс и элит.

Информация о работе Международные права человека