Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:58, контрольная работа
Проанализируйте формирование системы международной защиты прав человека во второй половине XX в. Рассмотрите становление Организа́ции Объединённых На́ций (ООН) и компетенцию ее основных и вспомогательных органов. На основе этого составьте аналитическую характеристику (возможно, таблицу), в которой сравните положения и направления деятельности основных органов Организа́ции Объединённых На́ций (ООН) – Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС).
Дисциплина «Права человека».
«Международная защита прав человека»
Проанализируйте формирование системы международной защиты прав человека во второй половине XX в. Рассмотрите становление Организа́ции Объединённых На́ций (ООН) и компетенцию ее основных и вспомогательных органов. На основе этого составьте аналитическую характеристику (возможно, таблицу), в которой сравните положения и направления деятельности основных органов Организа́ции Объединённых На́ций (ООН) – Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). В характеристике (таблице) должны быть указаны основные отличия каждого органа (состав, принцип формирования, компетенция, направления деятельности и т.д.), раскрыто их содержание.
Основные критерии |
Генеральная Ассамблея ООН |
Совет Безопасности ООН |
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) |
Место в ООН |
Наиболее представительный орган ООН. Она обладает генеральной компетенцией в пределах Устава ООН . |
Орган ограниченного представительства, государства-члены согласились, что при исполнении своих обязанностей Совет "действует от их имени" (п. 1 ст. 24 Устава ООН). |
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) несет ответственность за выполнение функций, изложенных в гл. IX Устава ООН "Международное экономическое и социальное сотрудничество". |
Состав |
В Генеральной Ассамблеи представлены все государства-члены ООН |
В Совете Безопасности представлено менее 10% общего числа членов ООН |
Совет состоит из 54 членов, избираемых ежегодно Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Таким путем обеспечивается постепенное обновление состава и преемственность в работе. Допускается немедленное переизбрание. |
Компетенция |
Широта компетенции Ассамблеи проявляется прежде всего в праве обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава. |
Компетенция – несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности. |
Компетенция - несет ответственность за выполнение функций, изложенных в гл. IX Устава ООН "Международное экономическое и социальное сотрудничество". Декларация тысячелетия ООН предусматривает дальнейшее усиление ЭКОСОС, опирающееся на его нынешние достижения, с тем чтобы он мог выполнять функции, изложенные в Уставе. |
Функции |
Ассамблея осуществляет контроль за деятельностью иных органов, рассматривая их ежегодные и специальные доклады (ст. 15). В результате рассмотрения она дает рекомендации как членам Организации, так и ее органам, включая Совет Безопасности (ст. 10). Для всех органов ООН, кроме Совета Безопасности и Международного суда, такие рекомендации являются обязательными. Кроме определения общей компетенции Ассамблеи Устав конкретно указывает наиболее важные направления ее деятельности. Ассамблея правомочна рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принципы разоружения, и делать соответствующие рекомендации членам и Совету Безопасности. Ассамблея может обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира, поставленные перед ней не только членами или Советом Безопасности, но и государствами-нечленами. Ассамблея может рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами. Сюда отнесены и ситуации, возникающие в результате нарушения положений Устава, излагающих цели и принципы ООН. Тем самым подтверждается высокое положение целей и принципов в системе норм. |
Совет Безопасности определяет наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Само по себе такое определение может иметь юридические последствия, давая угрожаемому или подвергшемуся агрессии государству право на содействие ООН в обеспечении его интересов. Установив наличие угрозы миру, Совет Безопасности может вынести рекомендацию, но вправе и принять решение о мерах принуждения к правонарушителю. Устав предусматривает применение невоенных и военных мер. Они применяются государствами по решению Совета. К первым отнесены полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41). Перечень этот примерный, а не исчерпывающий. Совет не раз принимал решения о применении таких мер в качестве санкций, в частности в отношении ЮАР и Южной Родезии. В случае если Совет Безопасности сочтет, что невоенные меры недостаточны, он может применить воздействие вооруженными силами, которые включают демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств-членов (ст. 42). Соответственно члены обязаны предоставить в распоряжение Совета Безопасности необходимые вооруженные силы и обеспечить их деятельность. В этих целях заключаются специальные соглашения. Для оказания помощи Совету Безопасности в осуществлении этих мер был учрежден Военно-Штабной Комитет, состоящий из представителей штабов постоянных членов. До окончания холодной войны комитет существовал формально. |
ЭКОСОС предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам во многих важнейших областях, в том числе экономике, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении. По любому из таких вопросов Совет может представлять свои рекомендации Ассамблее, членам ООН и специализированным учреждениям. Устав особо выделяет право давать рекомендации в области прав человека. Не менее половины всех принимаемых на сессиях Ассамблеи резолюций относятся к сфере ЭКОСОС. Этот Совет может представлять Ассамблее проекты конвенций. ЭКОСОС заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, уполномочен получать от них доклады. На основе соглашений с членами ООН указанный Совет может получать от них доклады о выполнении его рекомендаций, а также рекомендаций Ассамблеи в соответствующих областях. Свои замечания по докладам ЭКОСОС может представлять как государствам-членам, так и Ассамблее. Эта контрольная функция обладает значительным потенциалом. По предложению Совета Безопасности ЭКОСОС обязан помогать ему в соответствующих областях деятельности. Особо следует сказать о связи ЭКОСОС с неправительственными организациями, чья сфера деятельности затрагивает вопросы, которыми занимается данный Совет. Контакт с национальными неправительственными организациями возможен после консультаций с соответствующим правительством. |
Функции по соблюдению прав человека |
Основная ответственность за выполнение функций ООН в деле содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека. |
Центральное координационное звено в реализации деятельности ООН в области прав человека, к которым отнесены также и консультативные и контрольные функции. | |
Создание органов, специализированных на международной защите прав личности |
Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщины, Верховный комиссар по правам человека, Центр по правам человека и некоторые другие |
Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщины, Верховный комиссар по правам человека, Центр по правам человека и некоторые другие |