Защита прав человека в системе международных судебных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Вообще проблема защиты прав человека возникла в международных отношениях относительно рано. Движение за решение вопросов, связанных с правами человека, на международном уровне широко развернулось после Второй мировой войны с созданием Организации Объединенных Наций. На современно этапе международному праву присуща тенденция к регламентации национального механизма защиты прав и свобод индивида, что подтверждается большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д.

Оглавление

Введение. 3
Международный организационно-правовой механизм защиты прав и свобод человека. 5
1. Органы ООН по защите прав и свобод человека. 6
2. Региональные международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека. 14
2.1. Европейская система защиты прав и свобод человека. 14
2.2. Американская система защиты прав и свобод человека. 17
2.3. Африканская система защиты прав и свобод человека. 19
2.4. Азиатская система защиты прав и свобод человека. 20
2.5. Защита прав человека в исламе. 21
2.5. Система защиты прав и свобод человека в Содружестве Независимых Государств. 22
3. Защита прав человека в системе международных судебных учреждений. 23
Заключение. 28
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

м-нар-ый орг-прав.мех-зм защиты прав и свобод человека.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение.

Правовая система современной  России, как и правовые системы  большинства стран мира, на сегодняшний  день невозможна без участия норм и принципов международного права.

Соблюдение основных прав и свобод человека является основным условием стабильности и благополучия, которые позволят сформироваться мирным и дружественным отношениям между народами1. Основой нормотворческой деятельности в области прав человека на международном уровне является Всеобщая декларация прав человека 1948. Кроме того, основные права человека получили закрепление в универсальных международных договорах. Следует отметить, что на сегодняшний день в рамках ООН выработано значительное число международно-правовых актов, составляющих в совокупности самостоятельную отрасль современного международного права, именуемую международное гуманитарное право. В них конкретизируются, уточняются права и свободы личности. Только провозглашения прав и свобод человека не достаточно. Тема обеспечения прав человека актуальна в теоретическом и практическом планах, поскольку представляет их обладателям возможность удовлетворения различных потребностей и интересов. Вместе с тем эффективная реализация основных прав человека и гражданина предполагает наличие механизма юридического обеспечения. Защита прав человека является одной из главных задач и международного сообщества.

Следует отметить, что  с середины ХХ в. в данном вопросе произошли кардинальные изменения, вследствие которых права человека стали объектом регулирования как внутригосударственного, так и международного права в области защиты прав человека. Международные правозащитные механизмы ограждают индивида от посягательств государства на его права и свободы и предоставляют каждому право на их защиту в международных органах при условии, что использованы все внутригосударственные средства и механизмы правовой защиты.

Вообще проблема защиты прав человека возникла в международных отношениях относительно рано. Движение за решение вопросов, связанных с правами человека, на международном уровне широко развернулось после Второй мировой войны с созданием Организации Объединенных Наций. На современно этапе международному праву присуща тенденция к регламентации национального механизма защиты прав и свобод индивида, что подтверждается большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д.

Первоначально исторически  сложившийся и апробированный в  международной практике механизм защиты прав и свобод человека нашел отражение  в российском праве, в настоящее время в России права и свободы человека признаны высшей ценностью. Залогом оптимальной и эффективной защиты провозглашенных прав является сбалансированное функционирование международных и национальных юридических механизмов, позволяющих обеспечить на практике права и свободы человека.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что основной задачей международно-правового регулирования статуса личности является не выработка нового комплекса прав, а поиск средств для наиболее полного осуществления и защиты уже закрепленных в существующих международных документах, касающихся основных прав и свобод человека.

Таким образом, актуальность выбранной темы работы бесспорна, что  лишний раз доказывается частью 3 статьи 46 Конституции РФ2, которая свидетельствует, что права человека перестали быть только «внутригосударственным» делом. А обеспечить переход провозглашенных прав от декларации к реалиям возможно только посредствам механизмов, призванных осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека. При этом данные механизмы в равной мере значимы и для индивида, стремящегося к защите своих прав, и для властных структур, для которых соблюдение и защита прав человека является конституционная обязанность. Кроме того, данные механизмы можно рассматривать и в качестве юридических гарантии, позволяющих обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека.

 

Международный организационно-правовой механизм защиты прав и свобод человека.

Международная защита прав человека представляет собой систему мероприятий, выработанных в результате сотрудничества государств и направленных на всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Данное понятие включает в себя:

  • определение прав и свобод личности, которые должны соблюдаться государствами;
  • выработку международных соглашений, в которых закрепляются права и свободы личности, обязательные для исполнения всеми государствами;
  • создание международного механизма по защите прав и свобод человека.

Исходное положение о национальном (внутригосударственном) механизме было впервые сформулировано в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Основными источниками  международного гуманитарного права  являются различные пакты о правах человека и другие договоры (конвенции). Они предусматривают комплексную систему обеспечения и защиты, зафиксированных в этих актах и во внутригосударственном законодательстве прав и свобод человека.

Существенное отличие  пактов от Всеобщей декларации прав человека заключается в том, что в их законодатели стремятся максимально мере гарантировать провозглашаемые права.

В соответствии с положениями  международных договоров сложилась  определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Кроме того, отдельные конвенции предусматривают создание специальных органов.

Следует отметить, что  пакты о правах человека и другие международные акты направлены на обеспечение правовой защиты провозглашаемых прав и свобод. При этом они не только фиксируют обязательства государств по внедрению национальных средств защиты, но и вводят и прямо регламентируют международные средства защиты.

Эффективная реализация основных прав и свобод человека предполагает наличие механизма юридического обеспечения.

Данный механизм представляет собой социально обусловленный, психологически регулируемый, законодательно предусмотренный комплекс согласованных действий личности как правообладателя, а также других субъектов права с целью защиты прав и свобод человека. Особое внимание следует уделить тому, что защита прав и свобод человека имеет определенную специфику, а именно: для их обеспечения недостаточно юридических механизмов и процедур предотвращения нарушений прав; необходима разносторонняя созидательная деятельность государства, направленная на осуществление социальной политики на основе развития экономики, повышения материального уровня жизни населения.

Кроме того, существенным условием обеспечения прав является создание четко скоординированной системы организационно-правовых механизмов и процедур их защиты.

1. Органы ООН по защите прав  и свобод человека.

Особое место в системе  ООН по защите прав человека занимала до ее расформирования Комиссия по правам человека3. Комиссия представляла собой форум, на котором государства, межправительственные и неправительственные организации обсуждали проблемы прав человека. Посредствам данной комиссии выносились на обсуждение случаи нарушения прав человека в любой точке земного шара. Комиссия была уполномочена представлять ЭКОСОСу предложения, рекомендации и доклады по вопросам защиты прав человека. За многие годы Комиссия создала многочисленные механизмы по установлению фактов в области прав человека: это утверждение тематических мандатов по разбору особо серьезных нарушений; назначение специальных докладчиков по негативным с точки зрения соблюдения прав человека последствиям; создание рабочих групп; обсуждение докладов и информации и т.д.

В сентябре 2002 г. Генеральным  секретарем ООН был подготовлен  доклад под названием «Укрепление  Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований». В этом докладе было отмечено, что Комиссия по правам человека является одной из важнейших составных частей Организации и народы всего мира ждут от нее защиты своих прав и помощи в улучшении условий жизни при большей свободе. Государства – члены Комиссии обязаны искать пути повышения эффективности ее работы. Задача ООН заключается в том, чтобы развивать достигнутые успехи и оказывать помощь в создании и укреплении в каждой стране национальной системы защиты прав человека4.

На сессии 2005 года Комиссия в развитие инициативы Генерального секретаря ООН приняла Постановление, разрешившее аккредитованным национальным правозащитным учреждениям выступать в рамках их мандатов в Комиссии по всем пунктам ее повестки дня. Данное изменение имело большое значение, т.к. укрепило статус и повысило эффективность деятельности национальных правозащитных учреждений.

Однако в рамках подготовки к 60-летию ООН Генеральный секретарь ООН представил доклад о ходе осуществления Декларации тысячелетия, в котором он отметил заслуги Комиссии по правам человека: она дала международному сообществу универсальную правозащитную базу, в т.ч. Всеобщую декларацию прав человека, два международных пакта5 и другие основные договоры по правам человека. Но одновременно было отмечено, что снижение авторитета и профессионализма Комиссии подрывает ее способность выполнять важнейшие задачи в области защиты прав человека, а государства – члены ООН стремятся быть членами Комиссии не для того, чтобы укреплять права человека, а для защиты себя от критики. В качестве альтернативы было предложено принять решение о замене Комиссии Советом по правам человека, меньшим по составу, действующим на постоянной основе в качестве одного из главных органов ООН наряду с Советом Безопасности и ЭКОСОСом или в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН, что придало бы правам человека бóльшую значимость, соответствующую примату прав человека в Уставе ООН6. Что и было сделано Генеральной Ассамблей ООН 15 марта 2006 г., принявшей резолюцию об учреждении в Женеве Совета по правам человека в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Она определила полномочия Совета по правам человека и порядок его создания: Совет отвечает за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека и основных свобод для всех без каких-либо различий на справедливой и равной основе; уполномочен рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека и выносить соответствующие рекомендации. В своей работе он руководствуется принципами универсальности, беспристрастности, объективности и неизбирательности, конструктивного международного диалога и сотрудничества в целях содействия поощрению и защите всех прав человека: гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, включая право на развитие. Кроме того, в обязанности Совету вменялось в течение года после проведения первой сессии пересмотреть и усовершенствовать функции и обязанности Комиссии по правам человека для сохранения системы специальных процедур, экспертных консультаций и процедур обжалования.

Следует отметить, что  важной особенностью Совета является периодический контроль выполнения обязательств в области прав человека всеми странами с помощью механизма периодических обзоров с универсальным охватом.

Первая сессия Совета состоялась 19 июня 2006 г. в Женеве. В  церемонии начала работы Совета в  зале ассамблеи Дворца наций присутствовали делегации 107 стран. К числу важных предпринятых Советом шагов относится принятие Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений и Декларации ООН о правах коренных народов7.

Наряду с Советом  в области защиты прав и свобод человека действует Управление Верховного комиссариата с Верховного комиссара ООН8 по правам человека во главе. Мандат Верховного комиссара был сформулирован таким образом, чтобы механизмы Организации Объединенных Наций по защите прав человека могли реагировать на новый комплекс проблем, которые были сформулированы в документах Всемирной конференции по правам человека в июне 1993 г. – в Венской декларации и Программе действий. В соответствии с этим Верховный комиссар сориентировал свою деятельность на следующие области:

  • поощрение международного сотрудничества в области прав человека;
  • реагирование на случаи серьезного нарушения прав человека и предупреждение нарушений;
  • консультативное обслуживание и техническая помощь в области прав человека, включая помощь странам, совершающим переход к демократии;
  • координация деятельности, связанной с правами человека, в системе Организации Объединенных Наций;
  • приспособление механизмов Организации Объединенных Наций;
  • приспособление механизмов Организации Объединенных Наций в области прав человека к нынешним и будущим потребностям;
  • поощрение права на развитие и пользование культурными, экономическими и социальными правами;
  • борьба с расовой дискриминацией;
  • поощрение прав лиц, принадлежащих к особо уязвимым группам, включая женщин, детей, меньшинства и коренные народы;
  • борьба с особенно гнусными нарушениями прав человека, такими как пытки и насильственные исчезновения;
  • содействие программам просвещения и общественной информации в области прав человека и осуществление Венской декларации и Программы действий.

В последние годы Управление Верховного комиссара по правам человека проводит плодотворную работу по институционализации сотрудничества и координации своей деятельности с отдельными специализированными учреждениями ООН (ЮНЕСКО), Детским фондом (ЮНИСЕФ), Программой развития (ПРООН), Управлением Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). Кроме того, разрабатываются меры в таких областях, как оценка потребностей, планирование, подготовка кадров и содействие установлению более тесных связей между национальными системами и международными правозащитными механизмами.

Информация о работе Защита прав человека в системе международных судебных учреждений