Защита прав человека в системе международных судебных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Вообще проблема защиты прав человека возникла в международных отношениях относительно рано. Движение за решение вопросов, связанных с правами человека, на международном уровне широко развернулось после Второй мировой войны с созданием Организации Объединенных Наций. На современно этапе международному праву присуща тенденция к регламентации национального механизма защиты прав и свобод индивида, что подтверждается большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д.

Оглавление

Введение. 3
Международный организационно-правовой механизм защиты прав и свобод человека. 5
1. Органы ООН по защите прав и свобод человека. 6
2. Региональные международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека. 14
2.1. Европейская система защиты прав и свобод человека. 14
2.2. Американская система защиты прав и свобод человека. 17
2.3. Африканская система защиты прав и свобод человека. 19
2.4. Азиатская система защиты прав и свобод человека. 20
2.5. Защита прав человека в исламе. 21
2.5. Система защиты прав и свобод человека в Содружестве Независимых Государств. 22
3. Защита прав человека в системе международных судебных учреждений. 23
Заключение. 28
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

м-нар-ый орг-прав.мех-зм защиты прав и свобод человека.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Решение Палаты становится окончательным, если нет дальнейшей возможности обратиться в Большую  палату. Решение Большой палаты окончательно и в настоящее время имеет обязательную силу в международном праве.

В рамках Европейской  конвенции впервые решениям международного судебного органа был придан юридически обязательный характер и впервые была установлена процедура систематического контроля за их исполнением со стороны межправительственного органа.

Еще одним органом  судебной защиты является Суд Европейского Союза (Европейских сообществ), остававшийся длительное время единственным органом, осуществляющим правосудие в Европейском Союзе. Но большая загруженность потребовала реформирования судебной системы и в настоящее время она состоит из

  1. Высшее звено судебной системы – Суд (Суд Европейского Союза), действующий с 1952 г., с момента вступления в силу Договора о ЕОУС;
  2. Суд (Трибунал) первой инстанции, созданный в 1989 г. на основе Единого европейского акта, действует как второй орган правосудия в ЕС.

По общему правилу  Суд Европейского Союза не рассматривает  иски к частным лицам, а равно  к должностным лицам государств-участников, к его юрисдикции отнесены споры, затрагивающие Европейский Союз в целом. Юрисдикция Суда (Трибунала) первой инстанции определяется Решением Совета Европейского Союза от 24 октября 1988 г. «Об учреждении Суда (Трибунала) первой инстанции». Трибунал имеет собственный процессуальный Регламент, правила которого обладают некоторыми особенностями по сравнению с Регламентом Суда ЕС.

В основном иски, поданные частными лицами, рассматривает именно Трибунал первой инстанции, а все  остальные – Суд ЕС. Юрисдикция Трибунала носит производный характер, поскольку к ней отнесены дела, переданные из юрисдикции Суда ЕС.

Кроме того, судебная система  Европейского Союза имеет такое  звено как Судебные палаты – это суды специальной юрисдикции по рассмотрению отдельных категорий споров, созданные в соответствии с Ниццким договором 2001 г. Решения судебных палат могут быть обжалованы в Суд первой инстанции, а его решения в свою очередь в Суд ЕС.

Межамериканский суд  по правам человека, функционирующий с 3 сентября 1979 г. в городе Сан-Хосе, Коста-Рика, компетентен в двух направлениях:

  1. Суд оказывает консультативную помощь в толковании и применении Конвенции и других соглашений по правам человека;
  2. Суд разрешает споры, касающиеся применения Конвенции.

Правом на судебную защиту в Межамериканском суде по правам человека обладают государства и индивиды. Все петиции должны направляться Комиссии, которая первоначально изучает их на предмет приемлемости. Критерии приемлемости петиции по Межамериканской конвенции в целом соответствуют аналогичным требованиям по Европейской конвенции. В случае признания жалобы приемлемой Комиссия проводит по ней расследование. По итогам рассмотрения жалобы Межамериканская комиссия составляет доклад, в котором содержится вывод о том, было ли допущено нарушение Конвенции. Данный доклад Комиссия может затем передать для рассмотрения в Межамериканский суд по правам человека.

Следует отметить, что  правом передачи дела в Суд обладают только государства – участники Конвенции и Межамериканская комиссия. Решения Суда по рассмотренным им делам обязательны для участвующих в рассмотрении сторон и обжалованию не подлежат. По просьбе одной из сторон в деле Суд может дать толкование вынесенного им решения.

 

Заключение.

В настоящее время  в современном мире нет ни одного государства, обладающего безукоризненной репутацией в области защиты прав человека. Однако позитивная динамика в этой области становится реальностью благодаря эффективной национальной политике и развитию международного и регионального сотрудничества в данной сфере при соблюдении принципов невмешательства во внутренние дела, суверенитета и территориальной неприкосновенности других государств.

Проведенное в работе исследование показывает, что исторический процесс международного регулирования прав и свобод человека до второй половины ХХ в., развивался в динамике формирования и совершенствования национальных правовых систем и степени эффективности внутреннего механизма защиты основных свобод человека. В тоже время очевидна необходимость постоянного международного контроля над государственным регулированием прав и свобод человека.

Наиболее остро проблема эффективности норм международного права проявляется в формирующихся или недавно сформированных отраслях, регулирующих отношения, которые длительное время находившихся в исключительной компетенции государств. Ярчайшим примером в данном случае является сотрудничество в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека. Кроме того, следует акцентировать внимание на тенденции как науки, так и практики большинства государств при рассмотрении вопросов эффективности защиты прав и свобод человека в международном праве в последнее время больше внимания уделяется именно процессу реализации данных норм и механизмам, обеспечивающим стабильность этого процесса.

Стоит отметить существенный рост и усиление в сфере защиты прав и свобод человека международного контроля как количественном (увеличение количества конвенционных комитетов, выполняющих функции контроля за имплементацией положений соответствующих договоров государствами-участниками, до восьми), так и качественном (учреждение в 2004 г. Африканского Суда по правам человека и народов в качестве дополнительного к Африканской Комиссии по правам человека и народов контрольного механизма Африканской Хартии по правам человека и народов 1981 г.) плане.

Кроме того, следует согласится с мнением большинства ученых и признать уникальным и самым эффективно действующим в мире Контрольный механизм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в том числе и основной элемент этого механизма – международный суд — Европейский Суд по правам человека.

 

Список литературы.

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
  2. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней».
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
  5. Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
  6. Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  7. Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
  8. Конвенции о правах ребенка 1989 г.
  9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 г
  10. Европейская социальная хартия 1961 г
  11. Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г.
  12. Устав Организации американских государств.
  13. Американская декларация прав и обязанностей человека.
  14. Межамериканская конвенция по правам человека 1969 г.
  15. Африканская хартия прав человека и прав народов 1981 г.
  16. В.И. Анишина Правовые позиции Европейского суда по правам человека в правовой системе Российской Федерации и проблемы их применения национальными судами /Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. № 1. 2009.
  17. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов /Отв. ред. проф. Р.М. Валеев и проф. Г.И. Курдюков. – М.: Статут, 2010.
  18. И. Н. Глебов. Международное право: Учебник – М. Издательство: Дрофа, 2006.
  19. Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы – проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1999.
  20. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  21. Кошарский Д.А. Права человека и механизм их реализации: Автореф. дис.  канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  22. Мингазов Л. Х. Эффективность норм международного права (Теоретические проблемы): Дис. д-ра юрид. наук. Казань, 2000.
  23. И.В.Пашинская Российские процедуры в международном механизме в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. / Правовая культура, 2007. № 1.
  24. Травников М.А. Будущее Европейского Суда по правам человека: тупик или смена концепции // Журнал российского права. 2002. № 6.
  25. Черниченко С.В. Еще раз о международной правосубъектности индивидов /С.В. Черниченко // Московский журнал международного права. – М.: Наука, 2005. № 4.
  26. Чертов А. А. Влияние деятельности Европейского суда по правам человека на эффективность международных правовых норм в сфере прав человека /Актуальные проблемы российского права, № 2, 2007.
  27. В.В. Чуксина Национальные правозащитные институты в контексте взаимодействия внутригосударственных и международных механизмов защиты прав человека /Право и законодательство, Известия ИГЭА. 2011. № 4.
  28. Цымбаренко И. Б. Международно-правовые основы судебной защиты прав и свобод личности // Государство и право. 2004. № 2.

1 Данный принцип провозглашен в статье 55 Устава ООН.

2 Статья 46 часть 3 Конституции РФ: «Каждый гражданин вправе в соответствии международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

3 Комиссия по правам человека была утверждена Экономическими Социальным Советом ООН в 1946 г. Первоначально она состояла из 18 членов, затем была увеличена до 53 членов, назначаемых ЭКОСОСом по правилам справедливого географического распределения, регулирующим избрание членов Совета на трехлетний срок. Она созывалась ежегодно в Женеве на шесть недель. Комиссия по правам человека была расформирована 16 июня 2006 г.

4 Документ ООН. А/57/387 от 9 сентября 2002 г.

5 Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

6 Документ ООН. А/59/2005. Доклад Генерального секретаря ООН «При большей свободе», март 2005 г.

7 Документ ООН. А/НRC/1/L. 3 от 3 июня 2006 г.

8 Пост Верховного комиссара ОНН был учрежден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/141 на ее 48-й сессии 20 декабря 1993 г. в целях координации деятельности ООН в сфере защиты прав человека.

9 Документ ООН А/63/1. Доклад Генерального секретаря о работе Организации. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Шестьдесят третья сессия. Дополнение № 1 (А/63/1).

10 Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001. С. 14.

11 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 г. В Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г.

12 Статья 34 Европейской конвенции о защите прав и свобод.

13 Статья 19 Европейской конвенции о защите прав и свобод.

14 Европейская социальная хартия вступила в силу 26 февраля 1965 г., в дальнейшем неоднократно дополнялась: в 1988 г. – Дополнительный протокол, с 1.07.1998 г. вступил в силу Вотрой Дополнительный протокол.

15 Государственная Дума РФ 3 июня 2009 г. приняла закон о ратификации данной Конвенции.

16 Российская Федерация подписала Конвенцию об осуществлении прав детей 10 мая 2001 г., но в настоящее время она еще не вступила в силу.

17Второе название данного договора – Пакт Сан-Хосе.

18 Имеется в виду Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека.

19 Статья 44 Межамериканской конвенции по правам человека.

20 Организация африканского единства была реорганизована в Африканский союз в 2001 г.

21 Саидов А.Х. Международное право прав человека: Учебное пособие. М., 2002. С. 159.

22 Sornarajah M. The Asian Perspective to International Law in the Age of Globalization // Singapore Journal of International and Comparative Law. 2001. Vol. 5. P. 312.

23 Пакт об учреждении Лиги арабских государств вступил в силу в 1952 г.

24 Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебное пособие для вузов/ Отв. ред. Р.М. Валеев, Р.Г. Вагизов. Казань, 2007. С. 557.

25 Протокол № 11 вступил в силу 1 ноября 1998 г. и стал обязательным для государств – членов Совета Европы.

26 Статья 39 Конвенции.

- -


Информация о работе Защита прав человека в системе международных судебных учреждений