Защита прав человека в системе международных судебных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Вообще проблема защиты прав человека возникла в международных отношениях относительно рано. Движение за решение вопросов, связанных с правами человека, на международном уровне широко развернулось после Второй мировой войны с созданием Организации Объединенных Наций. На современно этапе международному праву присуща тенденция к регламентации национального механизма защиты прав и свобод индивида, что подтверждается большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д.

Оглавление

Введение. 3
Международный организационно-правовой механизм защиты прав и свобод человека. 5
1. Органы ООН по защите прав и свобод человека. 6
2. Региональные международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека. 14
2.1. Европейская система защиты прав и свобод человека. 14
2.2. Американская система защиты прав и свобод человека. 17
2.3. Африканская система защиты прав и свобод человека. 19
2.4. Азиатская система защиты прав и свобод человека. 20
2.5. Защита прав человека в исламе. 21
2.5. Система защиты прав и свобод человека в Содружестве Независимых Государств. 22
3. Защита прав человека в системе международных судебных учреждений. 23
Заключение. 28
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

м-нар-ый орг-прав.мех-зм защиты прав и свобод человека.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Вступление Конвенции  в силу в 1978 г. завершило 30-летний процесс  формирования в рамках Организации американских государств региональной системы защиты прав человека. Со вступлением в силу Межамериканской конвенции Комиссия по правам человека в своей правоприменительной деятельности в отношении государств – участников Конвенции руководствуется положениями последней, в то время как в отношении государств – членов ОАГ, не ратифицировавших Конвенцию, Комиссия продолжает применять положения Американской декларации. Это создало уникальную ситуацию: когда в рамках одной региональной системы защиты прав человека действуют одновременно две подсистемы: для одной базовым документом выступает Американская декларация (документ юридически необязательный), для другой – Межамериканская конвенция по правам человека – договор, обязательный для государств-участников.

Следующей особенностью межамериканской системы является то, что перечень прав и свобод, содержащийся в Межамериканской конвенции, не выходит за пределы традиционных гражданских и политических прав.

Наконец, в основе функционирования созданного в соответствии с Конвенцией контрольного механизма (Комиссия и Суд18) лежит обязательное право любого лица или группы лиц, а также неправительственной организации, законно признанной в одном или более государств – членов ОАГ, обращения в Межамериканскую комиссию с жалобами на нарушения Конвенции государством-участником19. В отличие от Совета Европы право государства на подачу сообщений в отношении другого в связи с нарушением последним своих обязательств по Конвенции является факультативным. Оно накладывает обязательства юридического характера и действует только в отношении тех государств, которые сделали специальные заявления о признании компетенции Комиссии по этому вопросу.

2.3. Африканская система защиты прав и свобод человека.

Основой региональной системы защиты прав и свобод человека на африканском континенте служит разработанная и принятая в рамках Организации африканского единства Африканская хартия прав человека и прав народов, целью которой является содействие развитию уважения прав человека и их защита на африканском континенте.

Данная Хартия также относится к договорам «закрытого» типа, текст был принят и открыт для подписания 27 июня 1981 г. на 19-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ, проходившей в г. Найроби (Нигерия). Рассматриваемый договор вступил в силу 21 октября 1986 г. В настоящее время участниками Хартии является 51 государство – член Африканского союза20. Следует отметить, что подписали, но не ратифицировали Хартию Эфиопия и Эритрея, а государство Марокко – не является членом АС, что делает невозможным его участие в Хартии. На этом основании Африканская хартия – наиболее универсальный региональный договор из трех региональных систем (европейской, американской и африканской).

Особенность Африканской  хартии заключается в том, что она отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации. Ее можно признать уникальным документом не только для Африканского континента, но также и возрастающем числе региональных договоров в области прав человека, адаптированных к особенностям нужд и интересов тех регионов, в рамках которых они действуют.

Среди отличительных черт Хартии, являющихся концептуальные новации в области международного права прав человека, следует отметить:

  • признание наряду с правами человека прав народов («третье поколение» прав человека);признание неделимости прав человека, под которыми в Хартии подразумеваются права политические, гражданские, экономические, социальные и культурные;
  • признание права на развитие в качестве права человека;
  • провозглашение ряда основополагающих обязанностей, налагаемых на человека в его отношениях с семьей, общиной, обществом, государством, а также другими законно признанными образованиями и международным сообществом;
  • ярко выраженный коллективистский (семья, община, народ) подход к правам человека. Частное лицо должно, согласно концепции Хартии, отдавать приоритет интересам общины. В качестве «ответного шага» община принимает на себя обязательства защищать права своих членов.

2.4. Азиатская система защиты прав и свобод человека.

Среди регионов, определенных ООН, Азиатско-Тихоокеанский регион является единственным, в котором отсутствует собственная система защиты прав человека21. В данном случае актуально мнение профессора Национального университета Сингапура М. Сорнарайяха, который, признавая большое значение международного права для будущего развития азиатского региона, считает, что государства Азии «должны иметь достаточно сильную верховную власть для того, чтобы способствовать защите своих интересов, а не следовать предписаниям организаций, управляемых господствующими странами. Один из основных постулатов западных представлений о демократическом устройстве общества, провозглашающий приоритет индивидуальных прав человека, не разделяется многими азиатскими государствами.

Азиатские проблемы, касающиеся развития и этнических вопросов, отличаются от тех, которые стояли перед Европой. Поэтому их решение должно быть найдено самими жителями Азии»22.

В данному вопросу  можно отметить один из немногих документов в сфере защиты прав человека в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Азиатско-Тихоокеанская декларация прав человека и народов 1988 г. Она провозглашает право на жизнь; право на мир и безопасность в своем коллективе, государстве; право на достойное существование – материальное, духовное, физическое – независимо от расы, пола, национальности, религии, уровня развития; право на достойную среду обитания (сохранение должного состояния окружающей среды на Земле – долг и обязанность каждого индивида, народа и государства); право на развитие; право быть свободным от насилия и страха. Ненасилие должно быть основой организации человеческого сообщества на всех социальных и политических уровнях.

2.5. Защита прав человека в исламе.

Лига арабских государств (ЛАГ)23 – международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран, созданная 22 марта 1945 г. Высший орган организации – Совет Лиги. Юридические, социальные и экономические нормы общественной жизни, в т. ч. и права человека, детально описаны в Коране и основанном на нем мусульманском праве, что позволяет сопоставить их с известными декларациями и хартиями. Всеобщая исламская Декларация 1981 г. включает преамбулу и 23 статьи. В преамбуле подчеркивается религиозный характер данного документа и отмечаются божественное происхождение прав человека и божественные санкции, лежащие в основе их обеспечения. Из божественного характера происхождения прав человека следует, что они не могут быть ограничены, упразднены, нарушены властями, ассоциациями или какими-либо другими институтами. В Декларации особо подчеркивается обязанность мусульман содействовать установлению исламского порядка, который должен характеризоваться гуманностью, равенством, отсутствием дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола и т.д.

Организация «Исламская конференция» (ОИК) – международная организация исламских стран, основанная в 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в Рабате с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины. Она является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организацией.

В 1990 г. ОИК была принята  Каирская декларация о правах человека в исламе. Кроме традиционного  для западного каталога набора прав она включает право ребенка на заботу со стороны родителей, государства и общества; определяет получение знаний как обязанность, а их предоставление со стороны государства – как долг; содержит минимальные гуманитарные права на случай вооруженного конфликта; запрещает колониализм; захват заложников и т.д.

2.5. Система защиты прав и свобод человека в Содружестве Независимых Государств.

Содружество Независимых  Государств. 26 мая 1995 г. государства – участники СНГ приняли Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека. В Конвенции закреплен практически весь перечень гражданских, политических, социально-экономических прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека и в международных пактах о правах человека.

Вместе с тем нормы  Конвенции имеют и определенную специфику, связанную с учетом особых условий СНГ: прежде всего это касается гарантий прав женщин, прав на социальное и медицинское обеспечение24. Согласно статье 33 ничто в Конвенции не может истолковываться как ограничение или ущемление любых из прав человека и основных свобод, которые признаются и гарантируются согласно законодательству соответствующей страны, а также основополагающим международным договором в области прав человека, участником которого она является. Создан специальный орган по наблюдению за выполнением Конвенции – Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств. Положение о Комиссии по правам человека 1993 г. является неотъемлемой частью Конвенции.

3. Защита прав человека в системе  международных судебных учреждений.

Ведущая роль в международном механизме защиты прав и свобод человека принадлежит международные судебные учреждения.

Рассматривая вопрос о праве человека на судебную защиту и его регламентации в международном праве, нельзя не обратить внимание на «главный судебный орган» международного сообщества – Международный Суд ООН. Несмотря на то, что Международный Суд не рассмотрел ни одного дела, в котором физическое лицо являлось истцом или ответчиком, но выносимые им решения достаточно серьезно сказываются на формировании доктринальных и практических позиций в международном праве.

Следующим судебным органов  защиты прав и свобод человека является Европейский Суд по правам человека, созданный в 1959 г. в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Его создание объективно продиктовано увеличением нагрузки и количеством жалоб, поступающих в контрольные органы, что привело к ухудшению качества работы последних и сроках рассмотрения жалоб. Таким образом, 11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол № 1125 к Конвенции, предоставивший право индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять жалобы (обращения) непосредственно в Суд.

Согласно данному Протоколу единственным органом европейского правосудия становится Суд, действующий на постоянной основе. Данная система призвана рационализировать действующий правозащитный механизм, сократить процессуальные сроки и повысить уровень защиты прав человека.

Процедура рассмотрения индивидуальных обращений состоит из основных стадий и особенностей этого механизма, к ним во-первых относятся условия приемлемости жалоб. На основании статьи 35 Конвенции о правах человека жалоба приемлема, если:

  1. физическим лицом исчерпаны все внутренние средства защиты и с момента принятия окончательного внутреннего решения должно пройти не более шести месяцев;
  2. жалоба не анонимна;
  3. жалоба повторна (т.е. уже рассмотрена Судом или разбираема в соответствии с правилами другой международной процедуры), кроме случае новых обстоятельств и информации по делу;
  4. жалоба совместимой с положениями Конвенции или представлять собой злоупотребление правом петиции.

Кроме того, Протокол № 14 добавляет новое условие приемлемости: Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34 Конвенции, если сочтет, что в результате предполагаемого нарушения положений Конвенции или Протоколов к ней права петиционера нарушены незначительно или ему не причинен существенный вред, а принцип безусловного соблюдения прав человека, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, не требует проверки жалобы по существу. Ни одна жалоба не может быть отклонена на этом основании, если дело заявителя должным образом не рассмотрено внутренним национальным судом.

Следует обратить внимание, что лицо, подающее жалобу в Европейский Суд по правам человека, называет себя жертвой нарушения прав, оговоренных в Конвенции. Данный термин касается индивидуальных обращений, т.к. требование связывается с нанесением личного ущерба заявителю. Таким образом, индивид не может подать жалобу in abstracto, если лично в отношении его не было совершено неправомерных действий.

Европейская конвенция также не допускает жалоб actio popularis – подачи заявлений группой лиц в отношении одних и тех же фактов. В подобных случаях каждый заявитель должен действовать отдельно и самостоятельно доказывать тот факт, что он является жертвой в соответствии со статьей 34 Конвенции.

Индивидуальные жалобы поступают в канцелярию нового Суда, которая устанавливает все необходимые и первоначальные контакты с заявителем и при необходимости запрашивает дополнительную информацию. На этой стадии сторонами подаются так называемые состязательные бумаги и возможно применение предварительных судебных мер – по просьбе стороны в деле или другого заинтересованного лица либо по инициативе Палаты26. Далее заявление поступает к судье-докладчику, который передает его или Палате в составе семи судей или Комитету в составе трех судей для решения вопроса о приемлемости. В случае, когда жалоба признается неприемлемой единогласным решением, решение окончательно. Если в Комитете нет единого мнения, то заявление будет рассматриваться Палатой в составе семи судей, которые могут по просьбе сторон или по своей инициативе провести слушания.

Слушание по существу проводится, если оно не проводилось на стадии рассмотрения вопроса о приемлемости. В порядке исключения Палата может объявить, что исполнение ею своих функций не требует проведения слушания. Слушание возможно как в письменной, так и в устной форме.

Стороны могут обратиться в Палату и с целью дружественного урегулирования. Никакие письменные или устные сообщения, а также предложения или уступки, сделанные в целях дружественного урегулирования, не могут быть использованы в качестве ссылок или обоснований при разбирательстве спора. Если достичь урегулирования не удается, Палата представляет свое решение.

В исключительных случаях  по наиболее важным решениям (если дело поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования положений Конвенции или Протоколов к ней; если решение может быть несовместимо с ранее вынесенным Судом постановлением) к делу подключается Большая палата Суда, состоящая из 17 судей. Палата сама может постановить передать дело в Большую палату, когда она не собирается следовать сложившейся практике Суда или когда затронут вопрос принципа.

Информация о работе Защита прав человека в системе международных судебных учреждений