Защита прав человека в системе международных судебных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Вообще проблема защиты прав человека возникла в международных отношениях относительно рано. Движение за решение вопросов, связанных с правами человека, на международном уровне широко развернулось после Второй мировой войны с созданием Организации Объединенных Наций. На современно этапе международному праву присуща тенденция к регламентации национального механизма защиты прав и свобод индивида, что подтверждается большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д.

Оглавление

Введение. 3
Международный организационно-правовой механизм защиты прав и свобод человека. 5
1. Органы ООН по защите прав и свобод человека. 6
2. Региональные международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека. 14
2.1. Европейская система защиты прав и свобод человека. 14
2.2. Американская система защиты прав и свобод человека. 17
2.3. Африканская система защиты прав и свобод человека. 19
2.4. Азиатская система защиты прав и свобод человека. 20
2.5. Защита прав человека в исламе. 21
2.5. Система защиты прав и свобод человека в Содружестве Независимых Государств. 22
3. Защита прав человека в системе международных судебных учреждений. 23
Заключение. 28
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

м-нар-ый орг-прав.мех-зм защиты прав и свобод человека.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

В рамках усилий по устранению нарушений прав человека и поощрению их защиты УВКПЧ продолжает осуществлять миссии по наблюдению и установлению фактов. Заключая соглашения с правительствами отдельных стран, Верховный комиссар по правам человека создает в этих странах отделения УВКПЧ с мандатом, предусматривающим защиту и поощрение прав человека, в том числе посредством проведения мероприятий по наблюдению за положением в области прав человека на территории страны.

В качестве координационного центра ООН в области прав человека УВКПЧ получает заявления, в которых группы людей или отдельные лица жалуются на нарушения их прав. В среднем УВКПЧ получает около 100 000 заявлений в год и отсылает их в соответствующие органы ООН, подключая механизмы оказания помощи с учетом процедуры, установленной в результате соглашений между органами.

Следует отметить, что в связи с участившимися внутригосударственными вооруженными конфликтами и принимаемыми Советом Безопасности ООН мерами возникла острая проблема защиты прав человека в этих конфликтах, в которых значительно возросла роль Верховного комиссара по правам человека. В настоящее время в его обязанности входит активное участие во всех мероприятиях, проводимых органами ООН, в том числе Советом Безопасности, в которых обсуждаются проблемы защиты прав человека. В сущности права человека должны стать неотъемлемым элементом процесса принятия решений и обсуждений в масштабах работы всей Организации Объединенных Наций.

Верховный комиссар и  Управление (УВКПЧ) должны быть задействованы  во всем комплексе мероприятий ООН. Это может сработать лишь в том случае, если межправительственные основы правозащитного механизма будут достаточно сильны. Вся система ООН в области прав человека обязана активизировать свою работу в этой области и принять конкретные меры для того, чтобы защита прав человека стала неотъемлемой частью деятельности Организации по всем направлениям9.

Следует обратить внимание, что наряду с деятельностью ООН большое значение в международном механизме защиты прав и свобод человека играют конвенционные органы – «treaty bodies», учрежденные на основании ряда международных договоров по правам человека, принятых под эгидой ООН – так называемые договорные органы.

Функции контроля за соблюдением  международных договоров о правах человека выполняют семь органов:

  1. Комитет по правам человека (1976 г.), созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему № 1 1966 г.;
  2. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (1985 г.), созданный Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) ООН;
  3. Комитет по ликвидации расовой дискриминации (1970 г.), созданный на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
  4. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (1982 г.), созданный на основе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;
  5. Комитет против пыток (1988 г.), созданный на основе Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
  6. Комитет по правам ребенка (1990 г.), созданный на основе Конвенции о правах ребенка 1989 г.;
  7. Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, созданный в 2004 г. на основе Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г.

Указанные контрольные  органы осуществляют наблюдение за выполнением  государствами-участниками своих  обязательств по договорам с помощью  трех полномочий. Одной из функций данных органной является рассмотрение сообщений частных лиц о предполагаемом нарушении их прав в своем государстве. Однако следует отметить, что индивидуальные жалобы предусмотрены факультативными процедурами; т.е. государство самостоятельно решает вопрос о предоставлении своим гражданам данного права. Кроме того, жалобы, направляемые в Комитеты, должны соответствовать ряду условий (т. н. условия «приемлемости»):

  1. жалоба должна быть подана от имени лица, находящегося под юрисдикцией государства – участника соответствующего договора и соответствующей факультативной процедуры;
  2. индивид должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты в своем государстве, при этом Комитеты требуют детального указания на то, какие средства были использованы и их эффективность;
  3. жалоба не должна быть уже рассмотренной или рассматриваться в настоящее время в соответствии с правилами другой международной процедуры;
  4. жалоба не должна представлять собой злоупотребление правом на предоставление сообщений или быть несовместимой с положениями соответствующего договора;
  5. жалоба не должна быть анонимной.

На первом этапе рассмотрения сообщения дается заключение о его  приемлемости. Только после признания  жалобы таковой Комитет рассмотрит ее по существу. Затем Комитет направляет сообщение об этом заинтересованному  государству с предложением предоставить письменные объяснения по существу вопроса, которые в том числе могут свидетельствовать о принятии государством каких-либо мер. Государство предоставляет эту информацию в течение определенного периода – по общему правилу: 6 месяцев с момента получения уведомления Комитета. Сообщение рассматривается в закрытом заседании, где оценивается вся письменная информация, полученная от лица и заинтересованного государства-участника. На заседании присутствуют стороны, обладающие правом представлять свои письменные и устные замечания, и представитель заинтересованного государства. Приняв решение о том, было ли допущено нарушение прав человека, Комитет излагает его заинтересованным сторонам, т.е. индивиду и государству. Выполнение государствами постановлений Комитетов свидетельствует о юридической возможности таких органов обеспечить права и свободы отдельной личности.

Однако следует отметить, что механизм осуществления контроля в области защиты прав человека с  помощью договорных органов неоднократно подвергался критике. Доклады государств о принимаемых мерах в соответствии с требованиями Конвенции представляются в Комитеты несвоевременно, во многих документах информация носит поверхностный характер и объективно не отражает положение дел с правами человека в стране, многие доклады дублируют друг друга, создают определенные трудности как для государств, так и для Комитетов. В настоящее время в данном вопросе наблюдаются положительные тенденции: договорные органы достигли прогресса в согласовании методов работы и способов оказания помощи государствам в осуществлении их основных обязательств в выполнении обязанностей, связанных с представлением докладов.

2. Региональные международно-правовые  механизмы защиты прав и свобод  человека.

2.1. Европейская система защиты прав и свобод человека.

Совет Европы был учрежден в 1949 г. десятью западноевропейскими  государствами. В настоящее время в нем состоит большинство европейских стран. Основной его задачей является создание единого европейского сообщества, которое будет основываться на свободе, демократии, признании прав человека и верховенства права. Для этих целей Совет вырабатывает общие нормы для государств-участников, создавая единую правоприменительную практику. Деятельность Совета Европы в области прав человека направлена на расширение и укрепление гарантий, включенных в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, усовершенствование содержащегося в ней перечня прав, ускорение судебной процедуры и т.д.

После создания Совета Европы и в результате функционирования его основных контрольных механизмов – Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека, утверждения основных норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других конвенций Совета Европы в национальных законодательствах европейских стран, а также деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, других европейских организаций по защите прав человека можно говорить о возникновении понятий «Европейские стандарты по защите прав человека» и «Европейская система защиты прав человека»10.

Под Европейскими стандартами  по защите прав человека понимаются признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все жизненно необходимые права человека, а также механизмы их гарантии, защиты и обеспечения на практике. В свою очередь Европейскую систему защиты прав человека составляют действие и гарантии норм европейских конвенций по правам человека, которые стали нормами национальных законодательств европейских стран, а также непосредственная деятельность Совета Европы, его контрольных органов, особенно Европейского Суда по правам человека, по обеспечению выполнения европейских конвенционных норм по защите прав человека.

Важность Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод11 обусловлена не только перечнем гарантируемых прав, но особенно механизмами защиты, созданными в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией. Основная роль Конвенции состоит в том, чтобы дать личности гарантии соблюдения ее прав с помощью наиболее развитых инструментов защиты.

Обязательными условиями членства в Совете Европы является на сегодняшний день ратификация Конвенции и признание права частных лиц на подачу индивидуальных заявлений12 и обязательная юрисдикция Европейского Суда по правам человека13. Принимаемые Советом Европы протоколы к данной Конвенции приобретают обязательную силу для государств после их ратификации. Совет осуществляет постоянный контроль за реализацией Конвенции как путем расширения перечня гарантируемых прав, так и путем совершенствования действующих процедур.

Естественно ни Конвенция, ни предлагаемые ею процедуры не имеют своей целью замену национальных систем защиты прав человека. Цель европейского механизма – предоставление индивиду международных гарантий в дополнение к праву на возмещение ущерба, существующее в конкретных государствах. Во всех государствах – членах Совета Европы положения Конвенции стали частью внутригосударственно-правовой системы, благодаря чему любое лицо может подать в национальный судебный или иной орган иск или апелляцию, основанные непосредственно на ее нормах.

Еще одним элементов  европейской системы защиты прав и свобод является Европейская социальная хартия 1961 г.14 Вступившая в силу 1 июля 1999 г. новая редакция хартии15, состоит из шести частей, одна из которых посвящена механизму подачи коллективных жалоб.

Кроме того, следует отметить Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г., вступившую в силу 1 февраля 1989 г., цель которой заключается в помощи европейским государствам в усилении защиты лиц, лишенных свободы. Данная конвенция предусматривает учреждение Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания – внесудебного механизма воздействия с целью предупреждения возможных физических или моральных злоупотреблений в отношении лиц, лишенных свободы, и эффективного надзора, контроля за обращением с такими лицами. Состав этого органа формируется из представителей государств – участников Конвенции.

Большое значение в защите прав и свобод имеет Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г.16, целью которой является обеспечение в высших интересах детей их права на предоставление им процессуальных прав и облегчение реализации этих прав, а также осуществление контроля за тем, чтобы дети были информированы лично либо через других лиц, либо через другие органы и им было позволено участвовать в судопроизводстве, затрагивающем их интересы.

На судебные органы, рассматривающие  споры, затрагивающие интересы детей, возлагаются в том числе следующие обязанности:

проверить, располагают ли они достаточной  информацией, чтобы принять решение в высших интересах ребенка, и в случае необходимости получить дополнительную информацию, в частности, от носителей родительской ответственности;

  1. в случае, если ребенок в соответствии с внутренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания:
    • обеспечить, чтобы ребенок получил всю необходимую информацию;
    • в соответствующих случаях проконсультировать ребенка лично, либо через других лиц, либо через другие органы, если необходимо – в частном порядке в форме, соответствующей его пониманию, за исключением случаев, при которых бы это явно противоречило высшим интересам ребенка;
    • позволить ребенку выразить свое мнение;
  2. должным образом учитывать мнение, выраженное ребенком;
  3. действовать незамедлительно, чтобы избегать любых излишних промедлений. Процессуальные нормы должны обеспечивать быстрое исполнение его решений. В случае срочной необходимости там, где это потребуется, принять решение, подлежащее немедленному исполнению;
  4. в установленных внутренним законодательством случаях производить действия по собственной инициативе, если благополучию ребенка угрожает серьезная опасность.

2.2. Американская система защиты прав и свобод человека.

Действующая в рамках Организации американских государств система защиты прав человека обладает целым рядом особенностей по сравнению с региональной системой Совета Европы. Прежде всего, в основе функционирования межамериканской системы защиты прав человека лежат одновременно сразу три документа: Устав Организации американских государств, Американская декларация прав и обязанностей человека и Межамериканская конвенция по правам человека. При этом первый документе содержится положение о провозглашении американскими государствами основных прав человеческой личности без различия расы, национальности, убеждений или пола, а два других полностью посвящены проблемам защиты и поощрения прав и свобод человека.

Межамериканская конвенция  по правам человека, принятая 22 ноября 1969 г. в ходе Второй специальной межамериканской конференции в Сан-Хосе17 и вступившая в силу 18 июля 1978 г., является многосторонним международным договором «закрытого типа»: правом подписания, ратификации или присоединения к нему обладают только государства – члены ОАГ. К Конвенции было принято два протокола: первый, протокол Сан-Сальвадора, регламентирует экономические, социальные и культурные права; второй, еще не вступивший в силу, касается отмены смертной казни.

Информация о работе Защита прав человека в системе международных судебных учреждений