Международные права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается изучении международно-правового базиса института прав и свобод человека и гражданина.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих исследовательских задач:
– выделить многообразие подходов к понятию прав человека;
– раскрыть содержание понятия и основных доктрин прав человека в международном праве;
– охарактеризовать эволюцию института прав и свобод человека;
– выявить права человека как объект защиты в правовом государстве;
– представить функцию защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции в России;
– проанализировать проблему применения европейских стандартов в области прав человека в российском праве;
– раскрыть международный контроль как способ обеспечения международных обязательств в области прав человека.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы института прав человека 7
1.1. Многообразие подходов к понятию прав человека 7
1.2. Международное право в области прав человека: понятие и основные доктрины 17
Глава 2. Эволюция института прав и свобод человека 30
2.1. Права человека в советском государстве 30
2.2. Права человека после принятия Конституции РФ 1993 г. 34
Глава 3. Система защиты прав и свобод человека в государстве 46
3.1.Права человека как объект защиты в правовом государстве 46
3.3. Функция защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции 54
3.3. Проблема применения европейских стандартов в области прав человека в российском праве 59
Заключение 78
Библиография 81

Файлы: 1 файл

МД_межд_правЧ.doc

— 410.00 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Защита прав человека - вечная и постоянно возобновляемая тема не только в российской юриспруденции. Отрадно, что в отечественном правоведении интерес к "вечной теме" проявляют специалисты из различных отраслей права. Повышается значение межотраслевых исследований в области прав человека. Большое значение приобретает изучение влияния международных и особенно европейских стандартов в области прав человека на российское законодательство и правоприменительную практику. Охрана и защита прав и свобод личности с позиций конституционной юриспруденции - сравнительно новое правовое явление в свете действия положений Конституции РФ 1993 г.

 Степень гарантированности прав и свобод в государстве зависит не столько от их перечня, закрепленного в законодательстве, сколько от уровня развития механизмов и разработанности процедур, используемых при защите данных прав. В каждом обществе существует система гарантий, посредством которых и воплощаются в жизнь права человека, но не везде она одинакова. Однако мы можем говорить о существовании в России внутригосударственных институтов, главная задача которых - гарантировать защиту прав человека. Это судебная власть (Конституционный Суд РФ, общие суды, мировые судьи), Президент как гарант прав и свобод граждан, парламент, Уполномоченный по правам человека в РФ и субъектах РФ, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, средства массовой информации, формирующееся гражданское общество.

Действие юридических  механизмов защиты прав и свобод зависит  от стабильности политической обстановки, развития экономики и уровня социальной защищенности населения. Для России становление правовой государственности - приоритетная цель, ибо Россия как крупнейшая европейская страна не может быть в стороне от процессов глобализации, происходящих в современном мире. В наше время на смену ушедшим идеологическим установкам должна прийти общенациональная идея, консолидирующая все российское общество, основанная на незыблемости, неотчуждаемости и естественном характере основных прав и свобод человека, которая подчеркнула бы их особую значимость и фундаментальный характер.

Для обеспечения  гарантий прав и свобод человека и  гражданина во внутригосударственном законодательстве России надо, чтобы обеспечение гарантий основывалось на следующих принципах.

1. Приоритет  прав человека во взаимоотношениях "личность - государство" и обязанности  государства признавать, соблюдать  и защищать их.

2. Господство  права в обеспечении законности и правопорядка.

3. Принцип взаимной  ответственности личности и государства.

Важнейшее место  в системе гарантий прав и свобод занимает институт правовой ответственности  государства, его органов. Должна существовать эффективная система юридических средств, позволяющих заставить государственные органы и должностных лиц соблюдать права человека, обеспечивающая восстановление нарушенных этими органами интересов граждан. А все принимаемые в стране законодательные акты требуют детальной проработки на соответствие нормам Конституции, касающихся гарантий прав человека и гражданина.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема обеспечения прав и свобод человека постоянно находится в центре внимания правовой науки. очевидна многогранность данной темы. различные ее аспекты изучались и нашли отражение в трудах видных и начинающих научные изыскания ученых.

Основы современной  концепции основных прав человека были заложены в трудах выдающихся мыслителей прошлого: Аристотеля, Платона, И. Канта, Н. А. Бердяева, Г. Гроция, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Ф. М. Достоевского, С. Н. Булгакова, А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, И. А. Ильина, И. А. Покровского, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, В. И. Вернадского, А. Д. Сахарова и др.

Вопросам осуществления прав и свобод уделяли внимание такие ученые, как Е. В. Аграновский, С. С. Алексеев, М. В. Баглай, В. М. Баранов, П. П. Баранов, В. В. Бойцова, М. С. Бондарь, Н. В. Витрук, С. А. Глотов, Г. М. Даниленко, В. Н. Карташов, В. О. Лучин, Е. А. Лукашева, И. И. Лукашук, Г. В. Мальцев, Н. И. Матузов, А. В. Малько, А. С. Мордовец, Б. Л. Назаров, В. П. Сальников, В. Н. Синюков, И. Е. Фарбер, В. А. Четвернин, Б. С. Эбзеев и др. Однако формирование общеправовой теории прав человека, отражающей новую политико-правовую ситуацию в мире и России, в частности, началось в конце 90-х гг. XX в. К монографическим работам отечественных авторов последнего времени, рассматривающих некоторые аспекты обозначенной проблемы, необходимо отнести исследования М. И. Байтина, Л. И. Глухаревой, В. М. Шафирова, О. И. Цыбулевской, Р. Б. Головкина, В. А. Терехина, П. А. Лаптева, В. В. Чепурина и др.

Таким образом, следует отметить, что до настоящего времени окончательно не решена проблема реализации прав человека, согласно современному нормативному правопониманию, с учетом влияния норм международного права и правовых прецедентов Европейского суда по правам человека на национальную правовую систему и отечественную правоприменительную практику в общей теории права.

Объектом исследования являются основные права человека как международно-правовой институт.

Предмет исследования составляют юридические свойства и характеристики прав человека, рассматриваемых в системе международного и отечественного права.

Цель  исследования заключается изучении международно-правового базиса института прав и свобод человека и гражданина.

Достижение указанной  цели предопределило постановку и решение  следующих исследовательских задач:

– выделить многообразие подходов к понятию прав человека;

– раскрыть содержание понятия и основных доктрин прав человека в международном праве;

– охарактеризовать эволюцию института прав и свобод человека;

– выявить права  человека как объект защиты в правовом государстве;

– представить  функцию защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции в России;

– проанализировать проблему применения европейских стандартов в области прав человека в российском праве;

– раскрыть международный контроль как способ обеспечения международных обязательств в области прав человека.

Методологическую  основу исследования Для выявления системных характеристик прав человека продуктивным стало применение системного подхода. Необходимость выявления юридических свойств прав человека предопределило применение нормативно-догматического метода. Использовались также и другие частноправовые методы: конкретно-социологический, сравнительного правоведения, статистический, историко-правовой, а также метод моделирования и формально-логического толкования.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, насчитывающих 8 параграфов, заключения и библиографии.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Международно-правовые основы института  прав человека

1.1. Многообразие  подходов к понятию прав человека

 

В современной  отечественной теории права существует множество определений понятия прав человека. В них акцентируется внимание на различных аспектах этого сложного, многомерного явления. Попытаемся обобщить и структурировать имеющиеся определения прав человека с учетом дискуссионности выдвигаемых положений.

Прежде всего  следует обсудить вопрос о первоисточнике (первооснове) прав человека: принадлежат  ли они изначально человеку как таковому, коренятся в социальных взаимодействиях  или предоставляются человеку государством. Условно говоря, в первом случае авторы исходят из несколько модернизированной классической теории естественного права, для второй позиции характерен так или иначе интерпретируемый социологический подход (иногда - антропологический), для третьей - юридико-позитивистское истолкование прав человека.

Приверженцы классического  естественного права всегда утверждали и утверждают, что права человека являются его неотъемлемыми свойствами и принадлежат каждому с момента  рождения. Закрепление в правовом акте не означает трансформации естественного  права человека в позитивное право. Оно обретает лишь форму позитивного права и более надежные гарантии реализации. Естественное право человека - это его субъективное право1. Если одни авторы полагают, что права человека - это свойства человека, то другие рассматривают их "как продолжение" свойств человека2.

А.В. Поляков  признает неотъемлемость прав от человека, но лишь как субъекта социальных взаимодействий: "Самым "естественным", самым  незаметным и самым человечным является изначальное неотъемлемое право - право на коммуникацию, т.е. право быть человеком как субъектом межчеловеческих отношений". Исходя из такого понимания первоисточника прав человека, автор предлагает их антрополого-коммуникативное обоснование и определение: "Права человека представляют собой единство легитимированных правовых текстов, включающих нормативное поведение субъектов, действующих в собственных интересах, и обеспеченное исполнением обязанностей другими субъектами"3.

Позиция, согласно которой права человека как таковые  не могут существовать безотносительно к его связям с другими людьми, характерна и для других концепций прав человека4. Так, Л.С. Мамут признает имманентность прав человеку только как жизнедеятельному существу, члену "общественного союза"5. "Долг субъекта (индивида, группы, народа), - пишет автор, ссылаясь на Р. Фон Иеринга, - самому обрести (найти) свое право. Обретает ли субъект свое право, защищает ли его, - все это происходит в борьбе, в беспрестанном борении"6. Чтобы обладать правами, субъекту нужно прилагать определенные усилия, а не просто существовать. Таким образом, если А.В. Поляков, исходя из коммуникативной природы прав человека, все же признает, в терминах естественно-правовой теории, само право на коммуникацию (и только это право) изначальным и неотъемлемым, то Л.С. Мамут первоисточником всех прав человека считает его участие в социальном взаимодействии. Социальное происхождение прав человека отстаивает и И.Л. Честнов, рассматривая их как форму социального статуса, т.е. "фактического положения человека, принадлежащего к определенной социальной группе"7.

Сторонники как "прирожденных" (естественных) прав, так и "приобретенных" (в процессе социального взаимодействия или  в силу определенного социального  статуса) выступают против позитивистских концепций "дарования" прав, их порождения государством. Так, Л.С. Мамут обоснованно оспаривает мнение, согласно которому государство выступает как учредитель прав8. На неотъемлемости прав человека от государства продолжают настаивать и некоторые другие авторы. Вот характерный пример такого понимания первоисточника прав человека: "Неотъемлемые сущностно и содержательно от государства, они и возникать, равно существовать, реализовывать себя могут лишь в сфере деятельности государства, функционирования его власти"9.

В пределах этатистского, юридико-позитивистского понимания первоисточника прав человека остаются и те ученые, кто, не подчеркивая их неразрывной связи с государством, вместе с тем самого существования прав не представляют себе вне их формального закрепления в законодательстве. Например, Р.А. Ромашов обращается на первый взгляд к "человеческому" измерению прав, но исследуемый им "правовой минимум человеческого достоинства" мыслит лишь как формально-юридическую ("формализованную") категорию. Права человека существуют для автора в качестве формально определенных норм10.

Согласно либертарно-юридической  концепции права человека нуждаются  в силе закона, но они не порождаются  волей или мудростью законодателей. Права человека можно назвать  естественными, так как они "существуют не в силу закона, а в силу их взаимного признания внутри круга субъектов государственно-правового общения"11. Идея взаимного признания прав субъектами является попыткой преодоления либертарной теорией односторонности классического естественного права, выводящего права человека непосредственно из человеческой природы. Акцент на интерсубъективности (взаимодействии субъектов) методологически сближает обоснование прав человека с позицией либертарной и коммуникативной правовых теорий.

Таким образом, для большинства проанализированных концепций первоисточника прав человека характерен антропологический подход, т.е. ориентация на человека (как такового или во взаимодействии с другими людьми). Такой подход конкретизируется в различных определениях понятия прав человека, авторы которых акцентируют внимание на присущих человеку потребностях (интересах как осознанных потребностях). Из потребностей человека выводятся соответствующие требования, притязания, направленные на их удовлетворение.

Существуют различные  классификации человеческих потребностей12. Одна из наиболее известных - теория иерархии потребностей американского психолога А. Маслоу13. Согласно этой теории все потребности индивида можно изобразить в виде пирамиды, основание которой образуют физиологические (витальные) потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, а на более высоких уровнях располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность, нуждающуюся в самосовершенствовании. На основании предложенной А. Маслоу классификации потребностей А.А. Малиновский составил таблицу соответствия потребностей человека и его прав (субъективных прав), в рамках которых должна быть удовлетворена та или иная потребность14. Из таблицы видно, что путь к самореализации личности открывается лишь после удовлетворения первичных, элементарных потребностей.

Информация о работе Международные права человека