Международные права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается изучении международно-правового базиса института прав и свобод человека и гражданина.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих исследовательских задач:
– выделить многообразие подходов к понятию прав человека;
– раскрыть содержание понятия и основных доктрин прав человека в международном праве;
– охарактеризовать эволюцию института прав и свобод человека;
– выявить права человека как объект защиты в правовом государстве;
– представить функцию защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции в России;
– проанализировать проблему применения европейских стандартов в области прав человека в российском праве;
– раскрыть международный контроль как способ обеспечения международных обязательств в области прав человека.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы института прав человека 7
1.1. Многообразие подходов к понятию прав человека 7
1.2. Международное право в области прав человека: понятие и основные доктрины 17
Глава 2. Эволюция института прав и свобод человека 30
2.1. Права человека в советском государстве 30
2.2. Права человека после принятия Конституции РФ 1993 г. 34
Глава 3. Система защиты прав и свобод человека в государстве 46
3.1.Права человека как объект защиты в правовом государстве 46
3.3. Функция защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции 54
3.3. Проблема применения европейских стандартов в области прав человека в российском праве 59
Заключение 78
Библиография 81

Файлы: 1 файл

МД_межд_правЧ.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

В современный период развития международного сотрудничества в сфере  прав человека обнаружился новый круг проблем. Оказалось, что между единой доктринальной основой международно-правового сотрудничества в области прав человека и конкретными доктринами государств нет надлежащего согласования, что придает оттенок абстрактности провозглашенной универсальности прав человека. Это свидетельствует о том, что универсальный консенсус не может быть раз и навсегда данным: на каждом историческом этапе правозащитного сотрудничества необходима выработка новой общедемократической модели универсального консенсуса как способа разрешения конфликта доктрин.

В современном мире происходит соединение двух тенденций - интеграции и дифференциации. Международное  гуманитарное сотрудничество становится консолидированным именно на региональном уровне, на котором удается выработать единство между доктриной государств в области прав человека и региональной доктриной: доктрины государств встраиваются в региональную доктрину. По словам бывшего Генерального секретаря Совета Европы К. Лалюмьера, государства Совета Европы, ориентируясь на общечеловеческие ценности и подлинную демократию, активно участвуют в сотрудничестве и стремятся "найти пронизанные духом уважения к человеку и его правам общие или близкие ответы на проблемы, с которыми сталкивается современное общество"41. Именно на региональном уровне наиболее интенсивно реализуется возможность сближения и согласования национальных политико-правовых доктрин государств, позволяющая выработать и усовершенствовать доктрину региональную, на основе которой существует и развивается региональное право прав человека и проводится единая политика сотрудничества.

Региональное международное  взаимодействие, главным образом  европейское, характеризуется тем, что государства и иные субъекты правозащитного сообщества координируют свою позицию с позицией, проводимой региональным сообществом. Это позволяет одним государствам подключиться к опыту других государств. Разумеется, это не решает проблем внесения моментов большего единства в универсальную доктрину и универсальное сотрудничество. Однако опыт регионального сотрудничества ценен тем, что изменение национального законодательства того или иного государства под влиянием общеевропейских стандартов, конкретизируемых и развиваемых Европейским судом, не предполагает утрату национально-правовой и доктринальной самобытности. Регионально-международная доктрина находится в отношении взаимопронизанности с национальными доктринами. По этой же схеме, как думается, должно строиться соотношение региональных доктрин права человека и универсальной концепции. В последнем случае выстраивание данного соотношения становится составным моментом более широкой политики цивилизационного сближения, выражающегося в том числе и в выработке общепризнанных демократических стандартов.

Дальнейшее сближение  и согласование норм и принципов прав человека на универсальном уровне позволит выработать и более согласованные нормы и принципы международного сотрудничества в области прав человека. Единая система международного сотрудничества в сфере прав человека, подкрепленная доктринальным консенсусом, является условием эффективной реализации тех высоких гуманистических идеалов, которые международное сообщество закрепило в современном международном праве.

 

 

 

 

Глава 2. Эволюция института прав и свобод человека

2.1. Права человека в советском государстве

 

В советский  период целые классы и слои общества были лишены не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав - права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены гарантии неприкосновенности личности, принцип  презумпции невиновности и многие другие. Следствием этого стало попрание в России общечеловеческих ценностей: принципа универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей. Положение с правами человека в России можно проследить по советским конституциям.

Конституция РСФСР 1918 г. Ее основу составила Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г., принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов42. В Декларации законодательно подтверждались завоевания трудящихся в первый период существования Советской власти и провозглашались основные принципы и задачи Советского государства. Были сформулированы основы национальной политики Советской власти и впервые законодательно закреплена одна из форм национально-государственного устройства - социалистическая федерация.

Первая Конституция РСФСР  была в сильной степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней были законодательно закреплены:

- диктатура пролетариата;

- установление государственной  власти в форме Советов. "Власть  должна принадлежать целиком  и исключительно трудящимся массам  и их полномочному представительству  - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов" (ст. 7 Конституции РСФСР). "Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах" (ст. 10);

- союз рабочего класса  и крестьянства при руководящей  роли рабочего класса;

- закрепление  экономической основы Советского  государства. Земля объявлялась  общенародным достоянием. Все леса, недра и воды, а равно весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия были объявлены национальным достоянием. Таким образом первая Конституция РСФСР закрепляла насильственное уничтожение частной собственности.

Конституция СССР 1924 г. С образованием в декабре 1922 г. Союза ССР возникла необходимость  в принятии общесоюзной Конституции, которая послужила бы законодательной  основой для развития и укрепления единого союзного государства. Конституция  СССР 1924 г. оформила добровольное объединение республик в единое государство. Основу ее составили Декларация об образовании Союза ССР и Договор об образовании Союза ССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

Конституция РСФСР 1925 г. была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским  съездом Советов. В значительной мере новая Конституция продублировала первую республиканскую Конституцию 1918 г., хотя имела определенные новшества в структуре и содержании. В ст. 1 Конституции РСФСР 1925 г. говорилось, что она исходит из названной Декларации трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г. и из основных начал Конституции 1918 г. и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма.

Конституция СССР 1936 г. была утверждена VIII Чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 г. Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата.

Гражданам СССР гарантировались права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Труд объявлялся обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу: "Кто не работает, тот не ест". Провозглашалась свобода отправления религиозных культов и одновременно - свобода антирелигиозной пропаганды.

Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов и имела ряд особенностей по сравнению с Конституцией СССР 1936 г. Конституционная система СССР и РСФСР, установленная в 1936 - 1937 гг., просуществовала почти 40 лет.

В ходе последующего развития страны с учетом результатов  политического, государственного и  хозяйственного строительства в  Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции  других союзных, а также автономных республик, вносились изменения. В основном они отражали следующее:

- принятие в  стране мер по преодолению  последствий произвола и беззакония, а также режима личной власти (культа личности) после 1953 г.;

- расширение  гарантий ряда конституционных  социально-экономических прав граждан (на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение) и др.

Конституция СССР 1977 г. была принята в октябре 1977 г. на внеочередной сессии Верховного Совета СССР. Ее основой стала концепция "развитого социализма", характеристика которого содержалась в Преамбуле документа.

В Конституции  СССР 1977 г. впервые появилось понятие "народ". Главным принципом  организации государственной власти провозглашалось полновластие народа.

7. Конституция  РСФСР 1978 г. по своей структуре  и содержанию соответствовала Конституции СССР 1977 г. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 г. в СССР и РСФСР, в особенности  после провала августовского  путча 1991 г., не могли не отразиться на содержании Конституции 1978 г. Она  неоднократно и существенно менялась.

Конституционные поправки 1989 - 1992 гг. имели важнейшее значение для дальнейшего развития страны: были провозглашены отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

В итоге из официального названия страны и республик в  составе Российской Федерации были исключены определения "советская", "социалистическая". Страна стала  называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены не только политический плюрализм, но и множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институты Президентства и конституционного надзора), расширились права местного самоуправления, обновилась избирательная система. В Конституцию РФ была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина.

 

 

2.2. Права человека после принятия Конституции РФ 1993 г.

 

Впервые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты. Впервые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Более того, согласно данной норме, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Однако главное  условие действенности Конституции - соответствие ее норм объективным законам развития регулируемых отношений43. Конституция есть закон, "который принимает народ, для того чтобы определить условия передачи и осуществления власти и отношения между управляющими и управляемыми"44. Вместе с тем, по мнению судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, Конституция России, закрепившая волю ее создателей, а не большинства народа, несет в себе внутренние противоречия. "Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса, а многие конституционные ценности остаются недоступными для значительной части граждан России" 45. С мнением авторитетного профессионала трудно не согласиться. Реальность предполагает соответствие юридической конституции фактической, т.е. тем общественным отношениям, которые в действительности сложились между классами, нациями, народом и государством по поводу власти, суверенитета и свободы личности46. С распадом Союза ССР Россия вступила в новую фазу своего исторического развития, а переживаемый страной общий глубокий кризис породил массу до сих пор не разрешенных проблем, связанных с реальным осуществлением прав и свобод, о чем свидетельствует колоссальный рост преступности, прогрессирующие нарушения норм административного, земельного, гражданского, трудового, экологического и других отраслей российского законодательства.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

По юридической  природе и системе гарантий права и свободы в принципе идентичны. Вместе с тем анализ положений Конституции показывает: термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата:

- "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания" (ст. 28);

- "каждому гарантируется  свобода мысли и слова" (ст. 29);

- "каждый имеет право  свободно распоряжаться своими  способностями к труду, выбирать  род деятельности и профессию" (ст. 37).

Термин "право" определяет конкретные действия человека, например участие в управлении делами государства или в выборах, сбор и распространение информации и т.д. Разграничение между понятиями "право" и "свобода" весьма условно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют "свободами". Нужно отметить, что различие в терминологии - скорее дань традиции, сложившейся еще в XVIII - XIX вв.

Информация о работе Международные права человека