Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:47, дипломная работа
Цель исследования заключается изучении международно-правового базиса института прав и свобод человека и гражданина.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих исследовательских задач:
– выделить многообразие подходов к понятию прав человека;
– раскрыть содержание понятия и основных доктрин прав человека в международном праве;
– охарактеризовать эволюцию института прав и свобод человека;
– выявить права человека как объект защиты в правовом государстве;
– представить функцию защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции в России;
– проанализировать проблему применения европейских стандартов в области прав человека в российском праве;
– раскрыть международный контроль как способ обеспечения международных обязательств в области прав человека.
Введение 3
Глава 1. Международно-правовые основы института прав человека 7
1.1. Многообразие подходов к понятию прав человека 7
1.2. Международное право в области прав человека: понятие и основные доктрины 17
Глава 2. Эволюция института прав и свобод человека 30
2.1. Права человека в советском государстве 30
2.2. Права человека после принятия Конституции РФ 1993 г. 34
Глава 3. Система защиты прав и свобод человека в государстве 46
3.1.Права человека как объект защиты в правовом государстве 46
3.3. Функция защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции 54
3.3. Проблема применения европейских стандартов в области прав человека в российском праве 59
Заключение 78
Библиография 81
Итак, в романо-германской правовой системе мотивировочные позиции ЕСПЧ должны занимать место рядом с законом, в англо-саксонской - рядом с прецедентом самой высокой силы, а там, где доктрина является основным источником права, - уподобляться доктрине. Поскольку национальные правовые системы подвержены интернационализации, решения ЕСПЧ должны выдвигаться на первый план.
В современных условиях преждевременно объявлять решения ЕСПЧ частью национального права; предпочтительней формула "входят в правовую систему". Тем самым не нивелируются особенности систем национального и международного права, а, напротив, идет поиск их оптимального взаимодействия в национальном механизме правового регулирования.
Легитимация решений ЕСПЧ в национальной правовой системе зависит от органов, заключающих и ратифицирующих соответствующий договор. Но в тех государствах, в которых судебные органы в определенном плане функционируют независимо от исполнительной и законодательной власти, действие (следовательно, и место) решений ЕСПЧ определяется судебной властью.
Ценность прав человека, закрепленных в отечественном и международном законодательстве, заключается в возможности их полноценной реализации, где главным является четкий и отлаженный механизм обеспечения прав и свобод человека, отражающий особенности содержания обеспечиваемого права. При этом реализацию того или иного субъективного права необходимо рассматривать не только как результат, но и как процесс достижения результата в пользовании и распоряжении правами.
Для реального правообладания должны быть не только созданы необходимые условия процесса реализации прав, но и закреплены специальные средства, обеспечивающие механизм правомерного пользования правами. Правовой механизм защиты нарушенных прав в виде применения санкций или возможности наступления иных неблагоприятных последствий должен быть дополнен специальными социально-правовыми гарантиями для правообладателя, в том числе в виде материальной компенсации со стороны государства или субъекта федерации.
Правами человека конкретной правовой системы следует считать не все провозглашенные потенциальные, гипотетические, декларативные права, а лишь нашедшие отражение в конституциях и законах, возможность реализации которых имеет реальное правовое обеспечение.
Право на судебную защиту представляет собой не регламентацию одного из основных прав человека, а прежде всего гарантию реализации всех прав и свобод человека и гражданина.
Институт прав человека тесно связан с понятиями «человек», «индивид», «личность», «гражданин», без уяснения правового смысла которых невозможно понять и постичь социальную значимость, юридическую природу и ценностные особенности категории «права и свободы человека и гражданина». Таким образом, существует реальная потребность юридического закрепления правового содержания данных понятий.
Смысл, вкладываемый в понятия «естественные», «неотчуждаемые», «неотъемлемые», необходимо рассматривать не с точки зрения придания им указанного значения в силу их происхождения, а в результате достижения в развитии права такой ступени, на которой права и свободы человека признаются высшей ценностью и им придается значение прирожденных, неотъемлемых, естественных. Это становится возможным лишь при условии, что право будет содержать необходимый комплекс юридических норм, обеспечивающих реализацию основных прав человека, а правовая система будет иметь отлаженный правовой механизм защиты нарушенных прав, дополненный специальными социально-правовыми гарантиями для правообладателя, в том числе в виде материальной компенсации со стороны государства или субъекта федерации.
Основные права человека необходимо воспринимать не фрагментарно, а в качестве системного явления, занимающего важное место в национальном праве, т. е. системе юридических норм – общеобязательных правил поведения.
Признание Российской Федерацией юрисдикции решений Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предполагает обязательное использование правовых позиций Европейского суда по правам человека в российском судопроизводстве. В целях наиболее полного и эффективного соблюдения прав и свобод человека в мировом сообществе при участии международных органов в области защиты прав человека, в том числе и Европейского суда по правам человека, создана и действует система реализации международных стандартов в сфере прав человека.
Вместе с тем
декларирование основных прав и свобод
не является синонимом реального
наличия этих прав и свобод в национальной
правовой системе, которое должно иметь
правовое обеспечение и социально-
Приоритетным направлением развития отечественной правовой системы должно быть создание условий, при которых все основные права и свободы человека и гражданина, признанные мировым сообществом, должны найти свое отражение в Кодексе основных прав и свобод человека и гражданина России и быть реально обеспечены правовыми гарантиями.
В условиях глобализации государство как таковое стало терять положение монопольного защитника прав человека. Решение правозащитных задач вышло за рамки исключительной компетенции одного государства.
Вполне обоснованно утверждение о проявлении тенденции нарастания разрыва между теорией и практикой соблюдения прав человека. Общепризнан факт, что круг прав и свобод человека с момента их появления и вплоть до наших дней постоянно расширяется и пополняется все новыми их видами и разновидностями, большинство из которых официально признается и законодательно закрепляется.
Однако это только одна, формальная сторона явления, именуемого правами человека. Она весьма важна, в том числе для более четкой фиксации и констатации прогресса в развитии прав человека. Но более важной представляется качественная, не формальная, а реальная сторона, суть которой заключается не в формально-юридическом провозглашении прав человека, а в их жизненном, фактическом воплощении.
Важнейшая задача состоит в том, чтобы вернуть абстрактным, формальным конституционным установлениям их истинный смысл - "работающих" ценностей современности, сделать их обязательным достоянием повседневной общественной практики.
Нормативно-правовые акты
Научная литература