Принцип уважения прав человека в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 02:26, курсовая работа

Краткое описание

Отсюда и вытекает необходимость разрешения или хотя бы понимания сложившихся противоречий в современном международном сотрудничестве, в области прав и свобод человека.
Для этого в курсовой работе будут последовательно:
- раскрыты вопросы становления принципа уважения прав человека,
- обозначено его место в современном международном праве, с помощью анализа содержания основных международных документов в изучаемой области;
- описаны основные права человека и международные стандарты по их защите;
- указаны способы контроля, за принципом всеобщего уважения прав человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3
Глава I. Место принципа всеобщего уважения прав человека в современном международном праве……………………………………………………………..6
1.1. Становление принципа всеобщего уважения прав человека………………6
1.2. Принцип уважения прав человека как основной принцип права демократических государств……………………………………………………..12
Глава II. Международно-правовая защита прав и основных свобод человека ……………………………………………………………………….......15
2.1. Характеристика основных прав и свобод человека…………………..…...15
2.2. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека………………………………………………………………………....…19
Глава.III Международный контроль уважения прав человека……………..…24
Заключение………………………………………………………………...……….32
Список используемой литературы………………………………………….…….35

Файлы: 1 файл

КурР Международное право.docx

— 90.26 Кб (Скачать)
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

кафедра

Государственного  права  

КУРСОВАЯ   РАБОТА

Дисциплина: Международное право

Тема:  Принцип уважения прав человека в международном праве

    

       

Выполнил  студент(ка):

Юу08 группы  4 курса

заочного  факультета

Ф.И.О.

Белякова  Екатерина

 Геннадьевна

подпись

____________________ 

Научный руководитель:

____________________

должность, звание 

Ф.И.О.

_________________________ 

      Допущена к защите:

      Зав. кафедрой _______________ 

      ___________________________

                  подпись 

      «___»______________ 20 ____г. 
 
 

Самара

2011 
 
 

План 

Введение……………………………………………………………………….……3

Глава I. Место принципа всеобщего уважения прав человека в современном международном праве……………………………………………………………..6

1.1. Становление принципа всеобщего уважения прав человека………………6

1.2. Принцип уважения прав человека как основной принцип права демократических государств……………………………………………………..12

Глава II.  Международно-правовая защита прав и основных свобод человека ……………………………………………………………………….......15

2.1. Характеристика  основных прав и свобод человека…………………..…...15

2.2.  Международные  стандарты в области защиты прав и свобод человека………………………………………………………………………....…19

Глава.III Международный контроль уважения прав человека……………..…24

Заключение………………………………………………………………...……….32

Список  используемой литературы………………………………………….…….35 
 
 
 
 
 

Введение

     В данный момент все большее количество стран, в том числе и Россия, заявляют о стремлении построить правовое демократическое государство, одним из основных принципов которого должно стать неукоснительное соблюдение прав и свобод человека

    Международное право содержит целый ряд минимальных стандартов в области прав человека и его основных свобод. Они подлежат обязательному уважению на внутригосударственном уровне и в процессе общения людей разных стран.

      Согласно ст. 56 Устава ООН государства  обязаны принимать самостоятельные  меры по соблюдению международно-признанных  стандартов (например, тех, что отражены  во Всеобщей декларации прав  человека, принятой ООН в 1948 г.), а также действовать в этом  направлении совместно, сотрудничая  с ООН.

       Права личности должны соблюдаться  в отношении каждого, без различия  расы, пола, языка и религии. Эти  права должны соблюдаться в  отношении всех лиц, находящихся  под юрисдикцией (т.е. под действием  законов) данного государства  без какой бы то ни было  дискриминации. 
        Непосредственная регламентация поведения людей остается внутренним делом государства, но не должна противоречить международно-признанным критериям. Для соблюдения прав человека государства обязаны предпринимать соответствующие законодательные, административные и практические меры.

       Уважение прав личности - один  из основополагающих компонентов  понятия демократического государства.  Если в государстве грубо и  целенаправленно нарушаются права  человека, оно не может считаться  демократическим и потому представляет  собой угрозу для всего международного  сообщества.

       Актуальность детального рассмотрения  принципа прав человека, как основополагающего  принципа мирового сообщества  в период бурного развития  международных отношений, дающие  повод говорить и о глобализации  мира, лежит на поверхности.  Признание данного принципа большинством стран мира, но при этом несоблюдение и невыполнение государствами–участниками основных международных правозащитных договоров, также например и обязательства по своевременному представлению периодических докладов о выполнении их положений, ведет к  противоречиям между стремлением и действием государств.

     К сожалению в последние годы невозможно  не говорить и о так называемых двойных стандартах в области прав человека, которые ярко прослеживаются на фоне международных конфликтов, нарушающих права людей. 

       Отсюда и вытекает необходимость   разрешения или хотя бы понимания  сложившихся противоречий в современном  международном сотрудничестве, в  области прав и свобод человека.

       Для этого в курсовой работе  будут последовательно:

-  раскрыты  вопросы  становления принципа уважения прав человека,    

- обозначено  его место в современном международном  праве, с помощью анализа содержания  основных международных документов  в изучаемой области; 

- описаны  основные права человека и   международные стандарты по их  защите;

- указаны  способы контроля, за принципом всеобщего уважения прав человека.

        Указанные разделы курсовой работы  разрабатывались на основе исследования  основных международных документов:  Всеобщей Декларации прав человека 1948 г , Устава ООН, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 года, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992, других международных договоров. В их числе - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.

      Также использовалась специальная литература под авторством: Энтина М.Л., Лукашук И.И., Лукьянцева  Г.Е., Горшковой С.А и других, статьи периодических изданий и интернет ресурсов.

Глава I. Место принципа всеобщего уважения прав человека в современном международном праве

 
 

1.1. Становление принципа  всеобщего уважения  прав человека 

    Права человека — неотъемлемый элемент человеческой личности и человеческого бытия. Поэтому процесс формирования концепции прав человека прошел длительный путь, тесно связанный с историей развития общества. Начало его восходит к первым формам общественной жизни людей, вызвавшей необходимость регулирования их поведения в окружающем мире. Однако на всех этапах развития общества концепция прав человека формировалась под определяющим влиянием следующих факторов: философских воззрений и правовой регламентации. Двойственный характер природы прав человека обусловило появление естественно-правовой и позитивной теорий.

    По словам итальянского профессора Черони, для первой характерно выведение прав человека “из области морали, критериев справедливости, безотносительно к юридическим порядкам”, вторая “подчеркивала позитивную природу современного права как права, установленного или гарантированного государством1.

       Вместе с тем представляется ошибочным изолированно рассматривать доктринальные концепции относительно естественной природы прав человека и их правовое регулирование. При всей разновременности указанных процессов они взаимодействуют друг с другом. Любое теоретическое или религиозное воззрение остается лишь абстракцией без юридической защиты со стороны государства. Весь ход формирования философско-правовой концепции прав человека подтверждает данный аргумент2.

       Идеи естественного равенства людей — равенства по природе, столь существенные для понимания прав человека, были высказаны древнегреческими софистами (Протагор, Антифонт, Ликофрон) и китайскими мыслителями (Мао-Цзы, Конфуций) еще в VI—IV вв. до н. э.[3] В VI в. до н. э. греческий архонт Солон разработал Конституцию, закрепляющую некоторые принципы демократического устройства общества, касающиеся привлечения к ответственности чиновников за произвол по отношению к населению3.

       Идеи равенства всех людей можно найти и в раннем христианстве. Характерны такие постулаты: “каждый получает награду по своему труду; где нет закона, там нет и преступления; какой мерой мерите, такой отмерено будет и вам”.

    Философские идеи не получали адекватного отражения в законодательстве в условиях классового общества в Древней Греции и Римском государстве. Права человека рассматривались законом как привилегия только рабовладельцев, исключая огромную массу рабов.

      Аналогичная тенденция характерна для периода средневековья, с его сословно-иерархической структурой, где права человека являлись привилегией отдельных сословий, а равенство прав обусловливалось принадлежностью к одному и тому же сословию. Вместе с тем сословная ограниченность прав человека не умаляет значения английского документа — “Великой хартии вольностей” 1215 г., впервые закрепившей право на неприкосновенность личности.

        Однако ключевую роль в формировании естественно-правовой концепции прав человека играли философы-просветители XVI—XVIII вв.: англичанин Локк, американцы Пэйн и Джефферсон; французы Руссо, Монтескье, Вольтер; голландец Гроций. Их идеи, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, которыми они наделены от рождения, получили закрепление в конституционном и ином законодательстве периода буржуазных революций и становления буржуазных государств: в Англии — в Петиции о правах 1628 г. и “Билле о правах” 1689 г.; в Америке — Декларации о правах Вирджинии 1776 г. и Декларации независимости США 1776 г., “Билле о правах” 1791 г.; во Франции — Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Показательна в этом плане Декларация о правах Вирджинии 1776 г. Это был первый документ конституционного типа, в котором излагалась концепция прав человека. С этих пор “права человека” прочно вошли в философскую и юридическую терминологию.

       Особое место среди названных  документов занимает французская  Декларация прав человека и  гражданина 1789 г. В ней в четкой и лаконичной форме было раскрыто содержание прав человека, подчеркнута ценность человеческой личности, определена роль государства в установлении статуса личности в гражданском обществе.

      Согласно Декларации права человека объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными. Причем термин “священный” использовался, чтобы подчеркнуть наивысшую степень значимости декларируемых прав.

      Несмотря на более чем 200-летнюю  давность, положения Декларации  сохраняют свою актуальность  до настоящего времени. Именно  поэтому Декларацию можно рассматривать  как фундамент Всеобщей декларации  прав человека при несомненном  влиянии ее на последующее  национальное законодательство  других стран в области прав  человека.

       Итак, к началу разработки Всеобщей  декларации прав человека имелась  сложившаяся концепция прав и  свобод человека, получившая закрепление  в конституционном законодательстве  наиболее развитых государств  того времени.   

     Вопрос о необходимости разработки Декларации прав человека был поднят США в ходе выработки Устава Организации Объединенных Наций в 1943—1945 гг.

       Устав ООН сразу же после  задачи избавления от бедствий  войны поставил задачу утвердить  веру в права человека. Поощрение  уважения к правам человека - одна  из главных целей ООН.

     В преамбуле Устава члены ООН  подтвердили «веру в основные  права человека... в равноправие  мужчин и женщин...» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».

      В Уставе ООН были закреплены  цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. С точной фиксацией предмета регулирования: а) основные права человека, б) достоинство и ценность человеческой личности, в) борьба с дискриминацией (равенство прав мужчин и женщин, больших и малых наций).

Информация о работе Принцип уважения прав человека в международном праве