Принцип уважения прав человека в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 02:26, курсовая работа

Краткое описание

Отсюда и вытекает необходимость разрешения или хотя бы понимания сложившихся противоречий в современном международном сотрудничестве, в области прав и свобод человека.
Для этого в курсовой работе будут последовательно:
- раскрыты вопросы становления принципа уважения прав человека,
- обозначено его место в современном международном праве, с помощью анализа содержания основных международных документов в изучаемой области;
- описаны основные права человека и международные стандарты по их защите;
- указаны способы контроля, за принципом всеобщего уважения прав человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3
Глава I. Место принципа всеобщего уважения прав человека в современном международном праве……………………………………………………………..6
1.1. Становление принципа всеобщего уважения прав человека………………6
1.2. Принцип уважения прав человека как основной принцип права демократических государств……………………………………………………..12
Глава II. Международно-правовая защита прав и основных свобод человека ……………………………………………………………………….......15
2.1. Характеристика основных прав и свобод человека…………………..…...15
2.2. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека………………………………………………………………………....…19
Глава.III Международный контроль уважения прав человека……………..…24
Заключение………………………………………………………………...……….32
Список используемой литературы………………………………………….…….35

Файлы: 1 файл

КурР Международное право.docx

— 90.26 Кб (Скачать)

      – разработка норм по человеческому измерению в рамках ОБСЕ;

      – создание международных механизмов, обеспечивающих выполнение принятых государствами  обязательств;

      – реализация государствами–участниками договоров о правах человека мер внутригосударственного характера по выполнению взятых обязательств;

      – международно-правовое регулирование  и обеспечение коллективных прав народов. 
 

Глава III. Международный контроль уважения прав человека 

       Международные контрольные органы стали обязательным структурным элементом универсальных конвенций по правам человека, начиная с принятия Международной конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Создаваемые на базе конвенций международные контрольные органы (Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка) наделялись правом требовать от государств периодического предоставления докладов о соответствии их законодательства положениям конвенций, а некоторые из них уполномочивались рассматривать жалобы государства на государство относительно нарушения прав человека, предусмотренных соответствующей конвенцией, и индивидуальных жалоб граждан на государство с правом вынесения рекомендаций по устранению нарушений.

       Региональные конвенции (здесь безусловное авторство принадлежит Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) пошли гораздо дальше, предусмотрев учреждение Суда по правам человека, имеющего право рассматривать жалобы государства на государство и индивидуальные жалобы относительно нарушений положений конвенции, причем решение суда является обязательным для государства.

     Действующая в настоящее время система такого контроля представляет собой довольно сложный и недостаточно организованный механизм, находящийся в процессе становления. Значительное внимание правам человека уделяют специализированные учреждения ООН, например ЮНЕСКО. Наиболее отлажен контрольный механизм МОТ. 
На основе конвенций о правах человека созданы комитеты по контролю за их выполнением. Общей компетенцией в этом плане обладает Комитет по правам человека, созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических правах. Восемнадцать членов Комитета избираются в личном качестве участвующими в этом Пакте государствами. Последние представляют Комитету доклады о принятых ими мерах по реализации прав человека. Комитет изучает доклады и сообщает государствам свои замечания. 
        Государство может сделать заявление о признании компетенции данного Комитета рассматривать сообщения о нарушении каким-либо из участников своих обязательств по указанному Пакту.

      Условием обращения в Комитет по правам человека является исчерпание лицом всех имеющихся внутренних средств правовой защиты.

         Таким образом, на универсальном уровне применяются три основные меры контроля:

- рассмотрение  периодических докладов государства;

- процедуры  рассмотрения споров о толковании  и осуществлении конкретных соглашений;

- рассмотрение  индивидуальных петиций.

      На региональном уровне появляются и совершенно новые институты. Так, в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. в рамках Европейского союза (далее - ЕС) учреждена должность омбудсмена, которая до этого была известна праву лишь нескольких государств. Его основная задача - контролировать соблюдение прав человека.

       В рамках ЕС омбудсмен призван содействовать обеспечению прав не только физических, но и юридических лиц. Последнее обстоятельство имеет существенное экономическое значение. Контроль осуществляется только за деятельностью органов ЕС и не распространяется на действия органов отдельных государств8.

      Центральное место в рамках Совета Европы занимает Европейский суд по правам человека.

     Каждое государство - член ЕС представлено в Суде одним судьей. Избирается он Парламентской ассамблеей сроком на шесть лет. Суд рассматривает петиции как от отдельных лиц, так и от государств. Петиции рассматриваются палатами, каждая из которых состоит из семи судей. При предварительном рассмотрении комитет из трех судей может решить, что дело не подлежит рассмотрению. Каждая из палат вправе в некоторых случаях направить дело на рассмотрение Большой Палаты, состоящей из 17 судей. Государство, в отношении которого вынесено решение, обязано его исполнить. За этим следит Комитет министров Совета Европы.

       Правило исчерпания внутренних средств является нормой обычного международного права, что неоднократно подчеркивалось в решениях международных судов. Оно не только относится к случаю обращения в международные органы, но и применяется при оказании дипломатической защиты.

       Исчерпание местных средств предполагает своевременное обращение к ним, а также представление им соответствующих документов во всей полноте. Невыполнение этих требований служит основанием для отказа в защите.

      В России в качестве одного из конституционных прав человека закреплено право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека в соответствии с ее международными договорами, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

       Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. N 310 утверждено Положение об Уполномоченном РФ при Европейском суде по правам человека. Его основная функция - защита интересов России в Суде, а также контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека государственными органами России. Указом Президента РФ от 14.12.2008 1771 произошли изменения в области назначения Уполномоченного и его функций «О Внесении изменений в положение об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека- заместителе Министра Юстиции Российской Федерации от 9 марта 1998г.№310»  Еще одной функцией Уполномоченного определена подготовка рекомендаций по участию России в международных договорах и по развитию норм международного права, отвечающих интересам России. Уполномоченному предоставлено право устанавливать в исключительных случаях сокращенные сроки (т.е. менее месяца) для исполнения органами власти РФ его запроса о представлении информации, а также право привлекать при разбирательстве дел в Европейском Суде по правам человека российских и зарубежных экспертов, в том числе на договорной основе9.

      Наше государство является участником значительного числа универсальных и региональных договоров в правозащитной области и на практике признает важность международного контроля в сфере поощрения и защиты прав и свобод человека.

      Однако  приходится констатировать, что существующая в настоящее время система  международного сотрудничества государств, в том числе (и особенно) в сфере  прав человека переживает системный  кризис. Как свидетельствует опыт современных международных отношений, проблема международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека (и в равной степени сопряженный  с ней вопрос о международном  контроле в правозащитной сфере) является наиболее сложной и противоречивой. Пожалуй, ни одна другая дискуссия в  рамках ООН не характеризуется таким  накалом страстей, такой степенью политизации, как полемика по правозащитным  вопросам.

        Функционирование современной система контроля в области прав человека связано (хотя это и звучит парадоксально) с тем, что государства–участники основных международных правозащитных договоров не соблюдают свои обязательства по своевременному представлению периодических докладов о выполнении их положений. Такую ситуацию следует признать однозначно неприемлемой, поскольку система должна функционировать не вопреки, а в силу заложенных в ее основу принципов. Как представляется, на это влияет ряд факторов объективного и субъективного характера. Прежде всего необходимо говорить о так называемых двойных стандартах в области прав человека. При этом действия «своих» – лояльных к оценивающему – получают оправдание, в то время как те же действия «чужих» порицаются и считаются недопустимыми.

      В международных отношениях такая  политика обычно принимает форму  обвинения неугодных в нарушении  принципов, конвенций, обязательств, «попрании  общечеловеческих ценностей», «нарушении прав человека», «отступлении от норм международного права» при демонстративном  игнорировании аналогичных собственных действий или действий союзников.

        Как справедливо отмечает Н. Нарочницкая, до настоящего времени не создано свода критериев в области прав человека, что дает возможность некоторым государствам «брать на себя роль менторов в области прав человека». По ее словам, эти государства и объединения государств активно используют правозащитную проблематику для обеспечения своих интересов за рубежом. Выявление нарушений прав человека стало основной задачей некоторых крупных международных организаций, которые «занимаются тем, что составляют доклады о правах человека с политической подоплекой… Крупные международные организации поднимают на щит заявления крошечных групп, не попытавшись даже выяснить достоверность этих заявлений»10.

      Во  всеобщности мира необходим  отказ от односторонних подходов и укрепления сотрудничества между государствами в процессе выработки и принятия коллективных решений в сфере прав человека, решения гуманитарных проблем на основе общепризнанных международных правозащитных стандартов и при должном учете социально-экономической, исторической, культурной и религиозной специфики и традиций11.

     Уже несколько лет во многих регионах планеты звучит девиз «Другой мир возможен!», мобилизующий на борьбу против рыночного и имперского фундаментализма, неолиберальной глобализации и увековечения расколов человечества, за социальную справедливость и предотвращение экологической катастрофы. Мир перестает быть однополярным, его «лидер» уже не может и не хочет нести ответственность за каждый уголок земли – это стало слишком тяжелой ношей. В интервью российским телеканалам 31 августа 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев сформулировал пять принципов российской внешней политики, подчеркнув, что Россия намерена следовать международному праву, развивать партнерские отношения с разными странами, защищать интересы своих граждан за рубежом и «присутствовать» в регионах, где у нее есть «привилегированные интересы». Кроме того, он отметил, что мир должен быть многополярным12.

      Очевидно, что однополярный мир утрачивает способность к самоупорядочиванию. Тем не менее столь же ясно, что США останутся одним из полюсов мироустройства – наряду с Европой и поднимающимся Китаем. А это объективно ведет к необходимости поиска соответствующих компромиссов во взаимоотношениях государств.

      Каким бы ни стал вероятный биполярный или  многополярный мир середины XXI в., он потребует правил и институтов, гарантирующих его стабильность. Ведь в данный момент все большее  количество стран, в том числе  и Россия, заявляют о стремлении построить правовое демократическое  государство, одним из основных принципов  которого должно стать неукоснительное  соблюдение прав и свобод человека.

        С учетом того, что нормативную базу международного права в области прав человека можно считать в основном сформировавшейся, акцент в межгосударственном сотрудничестве будет со временем все больше смещаться в сферу обеспечения выполнения государствами своих обязательств в правозащитной области. В этой связи следует ожидать повышения важности контрольного аспекта в функционировании основных международных систем и договоров в сфере прав человека. Так, нельзя исключать активизации разработки новых договоров, основной целью которых будет не дополнение нормативного содержания уже закрепленных прав и свобод человека, а создание дополнительных органов контроля либо расширение функций уже имеющихся контрольных механизмов.

      На  универсальном уровне может быть использован европейский опыт. По мнению большинства исследователей международного права в области  прав человека, наиболее эффективная  система международного контроля была создана именно на региональном уровне – в рамках Совета Европы. Следует  в полной мере согласиться с бывшим председателем Европейского суда по правам человека Ролвом Рисдалом в том, что «в настоящее время невозможно создать европейскую систему защиты прав человека, более эффективную, нежели та, которая была создана в Страсбурге»13.

     Одной из современных тенденций эволюции контроля в области прав человека является, по сути, отказ от такого его основополагающего качества, как субсидиарность. Контрольные органы и целый ряд государств выступают за то, чтобы международные контрольные механизмы и институты были задействованы на самой ранней стадии, фактически еще до вынесения национальными органами последнего решения. Думается, что данная тенденция противоречит сущности международного контроля в области прав человека – тем принципам, на основе которых эта система создавалась. Именно в данном контексте следует рассматривать, в частности, предложение Парламентской ассамблеи Совета Европы об учреждении поста прокурора при Европейском Суде по правам человека, который был бы наделен целым рядом контрольных функций и полномочий в рамках механизма согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эволюция международной контрольной деятельности в области прав человека ясно свидетельствует если не об отказе, то по крайней мере о существенном ограничении действия и сужении сферы применения принципа невмешательства во внутренние дела государств в том, что касается международного права, относящегося к правам человека. Представляется, что данная тенденция будет сохранена и в будущем.

Информация о работе Принцип уважения прав человека в международном праве