Принцип уважения прав человека в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 02:26, курсовая работа

Краткое описание

Отсюда и вытекает необходимость разрешения или хотя бы понимания сложившихся противоречий в современном международном сотрудничестве, в области прав и свобод человека.
Для этого в курсовой работе будут последовательно:
- раскрыты вопросы становления принципа уважения прав человека,
- обозначено его место в современном международном праве, с помощью анализа содержания основных международных документов в изучаемой области;
- описаны основные права человека и международные стандарты по их защите;
- указаны способы контроля, за принципом всеобщего уважения прав человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3
Глава I. Место принципа всеобщего уважения прав человека в современном международном праве……………………………………………………………..6
1.1. Становление принципа всеобщего уважения прав человека………………6
1.2. Принцип уважения прав человека как основной принцип права демократических государств……………………………………………………..12
Глава II. Международно-правовая защита прав и основных свобод человека ……………………………………………………………………….......15
2.1. Характеристика основных прав и свобод человека…………………..…...15
2.2. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека………………………………………………………………………....…19
Глава.III Международный контроль уважения прав человека……………..…24
Заключение………………………………………………………………...……….32
Список используемой литературы………………………………………….…….35

Файлы: 1 файл

КурР Международное право.docx

— 90.26 Кб (Скачать)

     Нетрудно заметить, что обязательства  государств изложены здесь в  самой общей форме, поэтому  с момента принятия Устава  и до настоящего времени государства  стремятся конкретизировать нормативное  содержание принципа всеобщего  уважения прав человека. С наибольшей полнотой и универсальностью это сделано:

- во  всеобщей Декларации прав человека 1948г.

- в международном  пакте о гражданских и политических  правах 1966г.

- в международном  пакте об экономических, социальных  и культурных правах.

      На основе резолюции ЭКОСОС  от 16 февраля 1946 г. была создана Комиссия по правам человека, мандатом которой являлась разработка международных деклараций или конвенций по вопросам гражданских свобод.

         В III Комитете Генеральной Ассамблеи ООН, возникло много дискуссий по тексту и поправкам Всеобщей Декларации прав человека, но в итоге она была принята на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.  абсолютным большинством голосов: из 56 государств, принимавших участие в голосовании, 48 проголосовали за, лишь 8 государств воздержались. Среди них: Белорусская ССР, Польша, Саудовская Аравия, СССР, Украинская ССР, Югославия и Южно-Африканский Союз.

       Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. называют “выдающимся документом в истории человечества”, “Хартией вольностей для всего человечества”. Таких высочайших оценок не удостаивался ни один международный документ. Причину столь беспрецедентного всеобщего признания следует искать в содержании Всеобщей декларации, компактно и доступным языком излагающей современную концепцию прав человека.

       Концепция прав и свобод человека, закрепленная во Всеобщей декларации, состоит из следующих компонентов:

   а) основополагающие принципы прав человека (стержневым элементом, для признания прав и свобод человека является достоинство личности, оно определяет равенство прав и свобод людей);

   б) Классификация прав и свобод человека. В статье 3 дается общее понимание гражданских и политических прав, включающих право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Далее, в последующих статьях 4—21 они перечисляются, трактуются и конкретизируются.

   в) Права человека и общество. Права личности не носят абсолютного характера, а ограничиваются обязанностями перед обществом (ст.29 ).

    г) Соотношение прав личности и государства. Закрепление доминирующего положения прав личности, тем самым умаление исключительной роли государства в определении статуса личности. Это проявляется в установлении конкретных требований к правомерным ограничениям прав и свобод человека со стороны государства.

        Декларация подчеркнула универсальный  характер прав и свобод, запретив  какие-либо исключения в их  предоставлении и распространив  на любого человека, независимо  от статуса территории проживания.

         Всеобщая декларация легла в  основу нормотворческой деятельности  в области прав человека на  международном уровне. Основные фундаментальные права человека получили закрепление в универсальных международных договорах (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных, культурных правах 1966 г.) и в региональных соглашениях (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская Хартия прав человека и народа 1981 г.). Кроме того, весомый вклад в осуществление кодификационного процесса в области прав человека внесли Конвенции ООН, МОТ и ЮНЕСКО, регулирующие права и свободы отдельных групп населения (Конвенции ООН о политических правах женщин 1952 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конвенция ЮНЕСКО о ликвидации дискриминации в области образовании 1960 г., Конвенция МОТ о злоупотреблении в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г. и т. д.). В настоящее время имеется около 70 конвенций в области прав человека. Новацией договоров по правам человека в отличие от Всеобщей декларации являются детальная трактовка прав человека, закрепление гарантий их реализации государством, выделение особой категории фундаментальных прав человека, не подлежащих ограничению со стороны государств ни при каких обстоятельствах.

       В результате образовалась особая отрасль международного права - "Международное право прав человека", в основе которой лежит принцип уважения прав человека.

1.2.Принцип  уважения прав  человека как основной  принцип права  демократических  государств 

    Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к локальным вооруженным конфликтам, показали явную неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением, особенно в странах с диктаторским режимом. Поэтому начиная с середины 70-х гг. в международно-правовых документах, принимавшихся в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) четко прослеживается тенденция определить функции международного права и внутригосударственного права в области защиты прав человека.

     В первом документе СБСЕ — Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался баланс равного взаимодействия международно-правового и национального регулирования прав человека. Государства должны “поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных и других прав и свобод... Совместно и самостоятельно действовать в соответствии с условиями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека”.

       Наличие этого принципа - характерная черта современного международного права. Как известно, в прошлом для классического международного права единственной реальностью были государства. История поставила задачу повернуть мировой порядок и международное право, поставить на первое место защиту их прав и интересов. Международное право, как и внутреннее, призвано стать ориентированным на человека. Приоритет основных прав человека становится общим принципом международного и конституционного права демократических государств.

      Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека по-прежнему остаются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Положения, например, Пактов о правах человека прямо требуют от государства принятия мер, в том числе законодательных, по обеспечению индивидам прав, предусмотренных Пактами.

       Целью международного сотрудничества  в этой области является не  унификация национальных законодательств,  а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств своеобразной отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

    Ни один закон не может противоречить принципу всеобщего уважения прав человека. В России это положение закреплено Конституцией (ч. 2 ст. 55): "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина", которые признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17).

       Анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права. Речь прежде всего идет о грубых и массовых нарушениях прав человека, когда сложившаяся в конкретной стране внутриполитическая ситуация позволяет говорить о «систематических, достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод» (рез. ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г.). Такие явления, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация и т. п., уже квалифицированы международным сообществом как международные преступления и в силу этого не могут рассматриваться в качестве дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства.

        В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ уже утверждалась главенствующая роль международных стандартов в области прав человека. Согласно Документу любое государство имеет право “свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы... и должны обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву”. Кроме того, отдельным лицам или группам, действующим от их имени, было предоставлено право “поддерживать связь с международными органами, наделенными компетенцией получать и рассматривать информацию, касающуюся утверждений о нарушении прав человека”4 (иными словами, право обжаловать действия государства-нарушителя).   Но это ни в коей мере не означает абсолютного примата прав человека над правами государства и народа. Предусмотрена возможность ограничения прав человека только в интересах "общего благосостояния в демократическом обществе"

       В Документе Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г. было прямо подчеркнуто, что “вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона носят международный характер... и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства»5. Таким образом, институт международной защиты прав человека был легализирован. Функции международной внутригосударственной защиты прав человека разграничивались следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением, на национальном уровне государства приводят свое законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

        Документы СБСЕ носят политический характер и не являются источниками международного права. Их положения часто именуют договоренностями. Поскольку руководители государств - участников СБСЕ неоднократно заявляли о том, что данные договоренности подлежат безусловному претворению в жизнь, они имеют и юридический оттенок.

      Делая выводы можно утвердительно заявить, что  принцип уважения прав человека представляет собой главный общий принцип права демократических государств и обладает абсолютной императивной силой.

Глава II.  Международно-правовая защита прав и основных свобод человека 
 

2.1. Характеристика основных  прав и свобод  человека 

          Согласно принятой в международных документах классификации, права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Возможны и иные варианты классификации. Приблизительно с начала 70-х годов в международной практике получила распространение концепция "трех поколений" прав человека6.

         Такой хронологический подход мотивируется тем, что вначале под правами человека имели в виду только гражданские и политические права (первое поколение).  Далее авторы концепции подчеркивали, что под влиянием СССР и его союзников в понятие прав человека стали включаться, начиная со Всеобщей декларации прав человека, социально-экономические и культурные права (второе поколение). И наконец, предлагается как вклад развивающихся стран рассматривать право на мир, право на разоружение, право на развитие, право на здоровую окружающую среду (третье поколение, или права "солидарности").

     Ниже рассмотрим характеристики основных прав и свобод человека, согласно концепции международного принципа.

      1) Право на жизнь (ст.6). Безусловно, право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, гарантируемое ему законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.    Однако человек может быть лишен жизни либо вследствие совершенного в отношении него преступления, что наказуемо по закону; либо вследствие вынесения в отношении него смертного приговора за совершенные преступления. Сколько существует смертная казнь, столько идет дискуссия между ее сторонниками и противниками. Пакт же решает этот вопрос следующим образом.   Если в государстве смертная казнь не отменена, то смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления. Кроме того, приговоренный к смертной казни имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора, которые могут быть дарованы во всех случаях.            

 В  развитие положений ст. 6 Пакта  16 декабря 1966 г. был принят Второй  факультативный протокол к Международному  пакту о гражданских и политических  правах, направленный на отмену  смертной казни. Руководствуясь  тем, что отмена смертной казни  способствует укреплению человеческого  достоинства и прогрессивному  развитию прав человека, государства,  подписавшие этот документ, констатировали, что ни одно лицо, находящееся  под их юрисдикцией, не подвергнется  смертной казни (ч.1 ст.1 Факультативного  протокола    В 1991 г. наше государство ратифицировало Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах 1966 г. Но до настоящего времени Россия не является участником Второго факультативного протокола.            

Информация о работе Принцип уважения прав человека в международном праве