Принцип уважения прав человека в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 02:26, курсовая работа

Краткое описание

Отсюда и вытекает необходимость разрешения или хотя бы понимания сложившихся противоречий в современном международном сотрудничестве, в области прав и свобод человека.
Для этого в курсовой работе будут последовательно:
- раскрыты вопросы становления принципа уважения прав человека,
- обозначено его место в современном международном праве, с помощью анализа содержания основных международных документов в изучаемой области;
- описаны основные права человека и международные стандарты по их защите;
- указаны способы контроля, за принципом всеобщего уважения прав человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3
Глава I. Место принципа всеобщего уважения прав человека в современном международном праве……………………………………………………………..6
1.1. Становление принципа всеобщего уважения прав человека………………6
1.2. Принцип уважения прав человека как основной принцип права демократических государств……………………………………………………..12
Глава II. Международно-правовая защита прав и основных свобод человека ……………………………………………………………………….......15
2.1. Характеристика основных прав и свобод человека…………………..…...15
2.2. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека………………………………………………………………………....…19
Глава.III Международный контроль уважения прав человека……………..…24
Заключение………………………………………………………………...……….32
Список используемой литературы………………………………………….…….35

Файлы: 1 файл

КурР Международное право.docx

— 90.26 Кб (Скачать)

2) Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Так сформулировано это одно из основных прав человека в ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Согласно ч.1 ст.1 Конвенции, против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. под "пыткой" следует понимать любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать его или принудить третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.            

 В  качестве контрольного механизма  за соблюдением государствами-участниками  положения Конвенции создается  Комитет против пыток (ст.17). Согласно  ст.20 Конвенции, Комитет может,  если он считает это целесообразным, назначить одного или нескольких  своих членов для проведения  конфиденциального расследования  в государстве-участнике, в отношении  которого есть достоверная информация  о систематическом применении  пыток на его территории.            

3) Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии (чч.1, 2 ст.8 Пакта).            

 Обратимся  к Конвенции относительно рабства  1926 г. Рабство определяется Конвенцией  как состояние или положение  человека, над которым осуществляются  атрибуты права собственности  или некоторые из них (ч.1 ст.1). Следовательно, под "рабом"  понимается лицо, находящееся в  таком состоянии или положении.  Однако в Конвенции 1926 г. ни  слова не говорится о подневольном  состоянии.   Этот пробел был устранен в 1956 г. с принятием Дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Под "лицом в подневольном состоянии" понимается лицо, находящееся в состоянии или положении, создавшемся в результате институтов и обычаев, упомянутых в статье 1 Конвенции: долговая кабала;  крепостное состояние; любой институт или обычай, в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда; любой институт или обычай, в силу которого: женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны ; муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом; женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу.            

4) Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст.11 Пакта). Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Так гласит ст.9 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Из этого исходит и национальное законодательство. В ряде случаев закон прямо устанавливает неотчуждаемость некоторых нематериальных благ и личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона             

5) Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутреннему или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника (ст.15 Пакта).             

6) Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности (ст.16).  Произвольное ограничение право- и дееспособности признается недопустимым  нормами международного права.             
           7) Свобода совести .   В соответствии со ст.18 Пакта о гражданских и политических правах, ст.9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.       

        Вместе с тем Пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что свобода исповедовать религию или убеждения может быть ограничена государством, но только в случаях, предусмотренных законом и необходимых для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основные права и свободы других лиц. 
      Таков исчерпывающий перечень основных прав и свобод человека, предусмотренный в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г.7   

   Постановка вопроса о третьем поколении прав человека и дискуссии, разворачивающиеся вокруг него, принятие международных документов, включающих в себя эти права или раскрывающих содержание некоторых из них, свидетельствуют о том, что перечень прав человека не представляет собой что-то застывшее и может быть продолжен. 
 
 
 

2.2.  Международные   стандарты  в   области защиты  прав и свобод  человека 

       Для того чтобы содержание любого принципа международного права воплощалось в жизнь, необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права. Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы.

         Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными.

      В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. В ст. 4 Пакта указывается, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участники Пакта могут принимать при соблюдении определенных условий меры в отступление от своих обязательств по Пакту.           

 Международно-правовая  защита прав и основных свобод человека является одним из аспектов сложной и многоплановой проблемы защиты прав человека в целом.            

 Механизм  международной защиты прав человека (Комитет по правам человека, Европейский  Суд по правам человека и  т.п.) начинает функционировать только  после того, как исчерпаны возможности  внутригосударственного механизма.            

 При  этом следует помнить, что первоначально  развитие института защиты прав и основных свобод человека осуществлялось в национальном законодательстве. Многие народы внесли свой посильный вклад в развитие института прав и основных свобод человека. Примерами закрепления этого института в национальном законодательстве являются такие акты, как английский Билль о правах 1689 г., американский Билль о правах 1789-1791 гг., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и др.

       Являясь центром сотрудничества государств по защите прав человека, ООН с момента своего создания одной из задач ставила поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам.      

 Следует  отметить, что Устав ООН оперирует  терминами "права человека" и "основные свободы". Явления  эти однотипные и чаще всего  объединяются одним термином - права  человека.

          Прежде всего, Устав закрепляет компетенцию своих органов в области защиты прав человека. Так, в ст.13 Устава ООН речь идет о полномочиях Генеральной Ассамблеи, которая может организовывать исследования и давать рекомендации в целях содействия реализации прав личности. А согласно п.2 ст.62 Устава ООН, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) может давать рекомендации о поощрении уважения и соблюдения прав человека. Кроме того, ЭКОСОС имеет право, согласно ст.68 Устава ООН, создавать дополнительные органы для проведения необходимой деятельности по защите прав человека. Таким образом, одни из главных органов ООН - Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС, наделены достаточно широкими полномочиями в деле защиты прав человека.

       Экспертным решением Международного Суда ООН по Намибии в 1971г. было подтверждено, что статьи Устава ООН, закрепляющие цели и принципы деятельности этой организации, порождают обязательства юридического действия и характера. Это относится в равной мере и к стандартам международной защиты прав человека, указанным в п.3 ст.1 Устава.  А ст.103 Устава придает этим принципам особое значение, признавая их основными принципами международного права, нормами jus cogens. 
       Тем не менее, следует признать, что как основной принцип международного права принцип уважения прав и основных свобод человека в Уставе ООН не кодифицирован.            

 Положения  Устава ООН, относящиеся к защите  прав человека, были затем конкретизированы  и развиты в различных международных  документах как универсального, так и регионального характера.  Вот часть документов, составляющих правовую базу института защиты прав и основных свобод человека:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  • Факультативный протокол 1 к Пакту о гражданских и политических правах 1966 г.;
  • Факультативный протокол 2 к Пакту о гражданских и политических правах 1966 г.;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
  • Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
  • Международная Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;
  • Конвенция о статусе беженцев 1951 г.;
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
  • Конвенция относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 г.;
  • Конвенция об охране материнства 1952 г.;
  • Конвенция о политических правах женщин 1953 г.;
  • Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.;
  • Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г.;
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
  • Международная Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.
 

   Естественно,  что указанный перечень договоров  не является исчерпывающим, кроме  того, огромную роль в деле  установления и развития института  прав и основных свобод человека  сыграли резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН.

       Современность уже подтвердила необходимость международного сотрудничества в области поддержания и выполнения стандартов защиты прав и свобод человека. На данный момент работа идет в следующих направлениях:

      – разработка рекомендаций относительно конкретных прав человека и основных свобод, которые подлежат уважению и соблюдению всеми государствами;

      – заключение международных договоров  о правах человека, в соответствии с которыми государства становятся юридически обязанными признать, предоставить и обеспечить зафиксированные этими  документами права и свободы;

Информация о работе Принцип уважения прав человека в международном праве