Феодализм как форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:40, реферат

Краткое описание

В данной работе автор рассмотрел феодальный тип государства. Данная тема, несмотря на кажущуюся несовременность, несомненно, является актуальной. Именно исходя из анализа развития феодальных отношений на «Западе» и «Востоке» я попытаюсь объяснить те процессы, которые вызвали особенности развития этих цивилизаций. Как считает ряд исследователей в раннем средневековье западная и восточная цивилизации имели примерно одинаковые «стартовые» позиции для развития. Но уже к концу средневековья это были совершенно различные по своему динамизму и ценностям цивилизации. На Западе наблюдался значительный научно-технический прогресс, начали развиваться демократические институты (городское самоуправление, сословно представительные органы), на Востоке же мы видим лишь чередование империй и войн, хотя в раннем средневековье Восток развивался намного более динамично Азия того времени дала человечеству блестящие ре­зультаты развития культуры, науки, техники, экономики. Так в чем же причина подобных исторических метаморфозов?

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……...…..3
1. Общая характеристика феодального типа государства.
1.1. Типология государств……………………………………………..…...….5
1.2. Характерные черты феодального государства и права………………... 11
1.3. Достоинства и недостатки феодального типа государства…………...…..15
2. Особенности феодального типа государства.
2.1.Особенности феодального государства и права стран Западной Европы…………………………………………………………………….....….…17
2.2 . Особенности феодального государства и права России………………………………………………………………...…….…..….24
2.3.Особенности феодального государства и права стран Востока………...….27
Заключение………………………………………………………………………....34
Список литературы ………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

В дальнейшем регрессивные формы феодального землевладения развились в России настолько, что она оказа­лась единственной страной, которая вплоть до наших дней, конца XX ве­ка, сохранила в основном принципы общинного землевладения. Оно было тем необходимым условием, которое сделало возможным закрепощение русского крестьянина в конце XVI века вплоть до 1861 г. А ведь в раннем средневековье Россия имела один из самых либеральных экономических укладов в Европе!

Возникает вопрос: почему Россия отклонилась от своего естествен­ного развития, почему это богатейшее государство на длительное время отказалось от пути либерального развития? Какими обстоятельствами все это было обусловлено?

Прежде всего — татаро-монгольское иго. Естественным следствием его должна была стать крайняя централизация государственного управ­ления в рамках русских княжеств. Так было удобно, прежде всего, мон­голам, которым после завоевания России приходилось управлять этой огромной страной. Но это было удобно и русским князьям: такая цент­рализация давала возможность сделать монгольское иго терпимым, спа­сти людей от физического уничтожения.

Второе -  возникновение Османской империи, закрытие тур­ками торговых путей с Запада на Восток. С падением Византии Россия потеряла весьма важный источник свое­го хозяйственного развития. Торгово-экономическое общение, обмен ре­зультатами научно-технической деятельности, культурно-религиозная общность с этой страной имели огромное значение для развития России. Кроме того, Россия заимствовала результаты греко-римской культуры именно от Византии[3].

Третье - имперское расширение России после татаро-монгольского ига и обусловленные этим государственно-политические и географические особенности. В частности, находясь между Западом и Востоком, Россия подверга­лась влиянию обеих этих цивилизаций, все больше и больше удалявшихся друг от друга в позднем средневековье. Дело в том, что эпоху феодальной раздробленности цивилизация Запада преодолела совершенно иначе, чем Восток. На Западе, как уже отмечалось, источники накопления для воспро­изводства переместились в результате этого процесса со среднего уровня на более низкий -  непосредственно к производителю-хозяину. И это проис­ходило под флагом изо дня в день усиливавшихся всеобщих требований организации единой центральной власти.

На Востоке же (в Азии) процесс шел в совершенно обратном направ­лении. Экономическая власть, сила, ресурсы здесь все в большей степени сосредотачивались в руках государства. Наконец здесь тоже перестало существовать крупное землевладение -  но не с созданием крестьянско-фермерских хозяйств и укреплением института частной собственности, а главным образом, посредством огосударствления земли.

Четвертое — выступление России в качестве империи. В условиях империи экономические ре­формы в метрополии зачастую встречали яростное сопротивление царей из-за опасения либеральных последствий, которые они могли вызвать в колониях. И по этой причине потенциал прогресса Российской империи был ограничен.

2.3. Особенности феодального  государства и права в странах  Востока.

Феодальное государство в Китае

Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти императора наследник престола был малолетним, устанавливалось регентство. Личность императора обожествлялась, он считался "Сыном Неба". Но бывали и такие периоды в истории феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.Центральные органы власти и управления строились следующим образом.

Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лица - цзайсяна. Но в период Тан (618-906 гг.) на первое место выдвигаются, превращаясь в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща управляли делами государства. Причем особая роль принадлежала главе Палаты государственных дел. Он ведал всеми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника. При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (1368-1644гг.) была проведена определенная реорганизация. Власть сосредоточивается в руках императора, и все назначения на должности исходят отныне только от него. Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжуры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела проходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые - члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел государственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение - собственная канцелярия императора, которая ведает назначением и смещением чиновников. Ее работой руководил сам император.

В центральный государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство общественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ведомств был приставлен особый чиновник, докладывавший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием пользовались наставники, советники императора и наследника престола.

Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюдением дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую инспекцию[4]. В ее составе было множество чиновников, цензоров, инспекторов.

В раннефеодальный период местное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно - территориального деления: область, уезд, волость и селение.

Разложение надельной системы землепользования вызвало ослабление централизации. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. Вначале такие наместники, на должность которых обычно назначались чиновники высшего ранга, были облечены лишь военной властью. В подведомственных им округах и уездах сохранялась гражданская администрация, назначенная императорским двором. Однако влияние военных наместников быстро росло. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях, сами назначали чиновников, взимали налоги и подати, вступали в столкновения друг с другом, заключали союзы. Власть их, как правило, передавалась по наследству. По мере усиления своего могущества военные наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него.

В связи с этим императоры вынуждены принимать меры к укреплению централизации. В Х веке было проведено разделение военной и гражданской власти, что привело к ослаблению военных наместников. Следующим шагом в этом направлении явилась ликвидация должности военного наместника. Все местные чиновники назначались и смещались теперь только центральным правительством. Особые должностные лица осуществляли контроль за деятельностью местной администрации и сообщали о результатах в столицу. Без их санкции распоряжения местных чиновников не подлежали исполнению.

Монголы не внесли никаких принципиальных изменений в структуру местного управления. Однако аппарат управления был в значительной мере изъят из рук китайцев, все военные должности монголы оставили за собой. В административном отношении страна была поделена на 10 обширных областей ("дорог"), во главе которых стояли монголы. Минская династия упразднила должности начальников областей. Отныне в область (провинцию) назначаются подчиненные непосредственно двору три уполномоченных: правительственный уполномоченный, ведавший гражданской администрацией и финансами, судебный уполномоченный и военный.

Это же административное деление сохранилось и во времена Цинской династии. Империя делилась на провинции, округа, уезды, волости.

Низовая администрация феодального Китая строилась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выполняли определенные административные функции, отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.

Особое внимание было уделено общинной администрации во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился выборный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддержание порядка в общине. Подобная система сохранялась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой делилась на десятидворки, члены, которых были связаны круговой порукой.

Разветвленный государственный аппарат китайских монархий нуждался в огромной массе разнообразных чиновников. Все они подразделялись на два разряда: гражданских и военных. Кроме того, в 220 году была введена система "чинов девяти рангов", воспринятая всеми последующими династиями. Чиновники были разделены на 9 рангов, каждый из которых подразделялся еще на классы. Деление чиновничества на ранги и классы находило проявление и в повседневной жизни. Рангу должны были соответствовать дома, посуда, одежда и т. д. Нарушители этой регламентации подлежали суровому наказанию.

Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная система отбора на государственные должности, введение которой относится еще к рабовладельческому периоду. Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены.

Система комплектования китайской армии была различной на отдельных этапах феодального развития.

С введением государственной надельной системы в основу военной организации была положена воинская повинность крестьянства, получавшего за службу земельные наделы. Вся территория подразделялась на военные округа, каждый из которых выставлял определенное количество воинов. В мирное время солдаты трудились в своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С разрушением надельной системы землепользования и вступлением Китая в период развитого феодализма система воинской повинности уступает место наемной армии. Ядром армии становятся гвардейские части. Они располагались в столице. Местные войска состояли из гарнизонов, размещенных в округах, в пограничные части вербовались представители покоренных племен.

При основателе Минской династии военная система Китая подверглась очередной реорганизации. Основной частью армии были столичные войска. Вся страна делилась на 5 военных округов. Начальник округа ведал солдатами военных поселений, каждый из которых получал земельный надел. Общее командование войсками, назначение главнокомандующего было сосредоточено в руках императора.

При маньчжурской династии Цин (XVII в.) вооруженные силы состояли из крупных военных соединений регулярной армии, так называемых "восьми знамен". "Восьмизнаменные войска" были сформированы главным образом из маньчжуров. Служба в них была наследственной. Эти войска были поставлены в привилегированное положение по сравнению с войсками "зеленого знамени", которые состояли из навербованных в провинциях китайцев.

В феодальном Китае не было четкого отделения суда от администрации, хотя и имелись чисто судебные должности и учреждения.

Например, при правлении Сун (960-1 126 гг.) существовало уже довольно четкое деление судебных инстанций: уездный суд, окружной, провинциальный, затем - столичный и, наконец, сам император. Причем с целью централизации судебной власти местным чиновникам запрещалось рассматривать дела о серьезных преступлениях. Это право принадлежало центру или же императору.

Минская и Цинская династии располагали довольно значительным судебным аппаратом. К числу центральных учреждений относились: ведомство наказаний, уголовная палата, кассационная палата. Высшая судебная власть принадлежала императору. Судебными функциями располагали также Государственный совет, центральные ведомства и т. д. На местах имелись судебные чиновники провинций, областные, окружные, уездные судьи. В деревнях земельные споры, дела о браках, обидах рассматривали староста и старейшины. В то же время наместники, начальники областей, округов и т. д. были одновременно и судьями, из центра часто посылались с судебными функциями различные инспектора. Характерно, что во времена Юань дела о преступлениях монголов рассматривались особыми судами. В XVII веке ведению специальных судебных учреждений подлежали все дела маньчжуров.

 Общие особенности феодального  государства и права стран  Востока

На Востоке стали господствовать тенденции централизации го­сударственной власти, роста произвола властителей и чиновников, огосу­дарствления средств производства, особенно земли, сосредоточения природных ресурсов, силы и богатства в руках единичных лиц.

Все это нашло свое выражение в существенном замедлении темпов развития восточных обществ и продолжавшемся на Востоке применении насильственных способов перераспределения созданных благ. Преобладающая часть государственных дел приходилась здесь на содер­жание по возможности большой (но не всегда сильной) армии. Для нее восточные властители не жалели ничего. Для поощрения военных при­шлось с течением времени даже ограничить частное (княжеское) земле­владение. Предоставление земель военным стало одним из главных заня­тий императоров, царей, султанов, халифов и шахов. Китайские императо­ры, турецкие султаны, иранские шахи так «наловчились» в этом деле, что в XVIII-XIX веках институт частной собственности на землю в этих стра­нах почти исчез (частными остались 10-30 процентов обрабатываемых зе­мель).

Информация о работе Феодализм как форма государственного устройства