Феодализм как форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:40, реферат

Краткое описание

В данной работе автор рассмотрел феодальный тип государства. Данная тема, несмотря на кажущуюся несовременность, несомненно, является актуальной. Именно исходя из анализа развития феодальных отношений на «Западе» и «Востоке» я попытаюсь объяснить те процессы, которые вызвали особенности развития этих цивилизаций. Как считает ряд исследователей в раннем средневековье западная и восточная цивилизации имели примерно одинаковые «стартовые» позиции для развития. Но уже к концу средневековья это были совершенно различные по своему динамизму и ценностям цивилизации. На Западе наблюдался значительный научно-технический прогресс, начали развиваться демократические институты (городское самоуправление, сословно представительные органы), на Востоке же мы видим лишь чередование империй и войн, хотя в раннем средневековье Восток развивался намного более динамично Азия того времени дала человечеству блестящие ре­зультаты развития культуры, науки, техники, экономики. Так в чем же причина подобных исторических метаморфозов?

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……...…..3
1. Общая характеристика феодального типа государства.
1.1. Типология государств……………………………………………..…...….5
1.2. Характерные черты феодального государства и права………………... 11
1.3. Достоинства и недостатки феодального типа государства…………...…..15
2. Особенности феодального типа государства.
2.1.Особенности феодального государства и права стран Западной Европы…………………………………………………………………….....….…17
2.2 . Особенности феодального государства и права России………………………………………………………………...…….…..….24
2.3.Особенности феодального государства и права стран Востока………...….27
Заключение………………………………………………………………………....34
Список литературы ………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Переходное государство

Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе  и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.

Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.

1.2. Характерные черты феодального государства и права

Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен).

В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1) ее иерархический характер; 2) сословный характер; 3) ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например, церковные земли, вообще были изъяты из гражданского оборота.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения.

       Господствующий  класс феодалов в целом и  каждая его часть в отдельности  представляли собой более или  менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

Поскольку экономической основой феодального строя являлась собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостного крестьянина, то законодательному закреплению этой собственности за феодалами и их потомством придавалась особо важная роль. Если рабовладельческое общество рассматривало наследство как единое целое, устанавливая для всего наследственного имущества единый порядок наследования, то при феодальное строе земля и другое недвижимое имущество были выделены из общей наследственной массы в самостоятельный объект наследования, с установлением для него особого порядка наследования (ленное право, наследование вотчин, майорат). Недвижимое имущество стало главным объектом наследования.

В связи с тем, что наследственный лен и вотчины феодалы получали за военную службу, то наследовать это имущество могли только лица из привилегированного сословия, пригодные к несению такой службы. Наследование недвижимого имущества стало осуществляться не на началах кровного родства, как это имело место в поздний период рабовладельческого строя, а на сочетании двух признаков: родства и пригодности наследника к несению военной службы.

С целью не допустить дробления недвижимого имущества и поддержать блеск аристократического рода, феодальное право большинства стран Европы установило систему майората, согласно которой недвижимое имущество (прежде всего, земля) не подлежало разделу между наследниками, а целиком переходило по наследству к старшему сыну наследодателя.

Феодальное наследственное право являлось сословным правом. Порядок наследования привилегированных сословий отличался от порядка наследования низших сословий.

Находясь под влиянием религии и претворяя в жизнь принципы патриархата, феодальное право не допускало равенства прав между мужчинами и женщинами. Наследственные права последних были весьма ограничены.

Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:

1. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.) - характерна для периода становления  феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства.

2. Вассально-сеньориальная монархия (Х-ХIII вв.) - в этот период наблюдается  расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

3. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.) - для этого периода характерен  процесс централизации государства  и возникновения королевской  власти. Начало функционирования  представительных органов Генеральных  штатов во Франции, Рейхстага  в Германии, Кортесов в Испании и т.д.

4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) - характеризуется  сосредоточением всей полноты  государственной власти, в том  числе законодательных, судебных  и фискальных функций, в руках  короля; созданием большой профессиональной  армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

«Характерной особенностью феодального права был партикуляризм, то есть, отсутствие единой системы права в масштабе всей страны и преобладание в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов, раздробленный характер права. Феодальное право не знало деления на отрасли и институты права». Составными его частями были крепостное право, обеспечивающее полное подчинение крепостных крестьян феодалам; городское право, закрепляющее правовой статус  купечества, ремесленников и других слоев городского населения; каноническое, церковное право, занимавшее значительное место в системе феодального права и регулировавшее отношения не только между служителями церкви, но и между остальными членами феодального общества.

Можно также выделить несколько черт феодального права: Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права.

1.3. Достоинства и недостатки  феодального типа государства.

Говоря о плюсах феодального типа государства нельзя не отметить того, что этот тип государства был более прогрессивным, чем рабовладельческое государства.  В феодальном государстве, несмотря на эксплуатацию крестьян феодалами, у крестьян существовало больше стимулов к труду, нежели у рабов. Рабовладельческое общество задерживало развитие науки и техники потому, что оно не было способно предложить новые методы хозяйствования, а нововведения не требовались из – за того, что сами работники не были заинтересованы в результатах своего труда.   При феодализме же крестьяне обладали личным имуществом, необходимым им для обработки земли и могли оставлять себе часть урожая, то есть они были уже в какой – то степени заинтересованы в повышением производительности своего труда, что стимулировало развитие техники и новых форм хозяйствования. Именно в период феодального строя в Западной Европе развиваются города дававшие людям бесценный экономический и правовой опыт, стимулировавшие развитие самоуправления и демократии. Феодальное государство (по крайней мере на Западе) имело существенные возможности к трансформации в более демократическом направлении, благодаря ряду факторов которые будут описаны позднее. Феодальное государство было проще организовать – для управления страной не нужно было создавать громоздкий чиновничий аппарат, достаточно было назначить соответствующих людей в различных регионах государства. Не требовалось создавать регулярную армию, при необходимости можно было собрать дружины своих вассалов и т. д.

Малоэффективной формой государства показала себя вассально-сеньориальная монархия, при которой развивается феодальная раздробленность.  Вследствие деления государства на отдельные феодальные владения резко снижалась сопротивляемость внешней агрессии, т. к. для эффективного противостояния внешним силам требовалась единая армия, а при феодальной раздробленности вооруженные силы не могли быть едины, вследствие того, что существовавший порядок вассалитета не предполагал сосредоточения всех властных полномочий в руках, например монарха. Следствием стало множество междоусобных войн. Именно вследствие феодальной раздробленности произошло завоевание Руси татаро - монголами.  

Недостаточно эффективным стимулом работы было внеэкономическое принуждение – оно вызывало усиление напряженности внутри общества, следствием чего следует считать значительное количество восстаний и конфликтов внутри средневекового общества.

Опорой своей власти на заключительных этапах развития феодального государства монархи зачастую видели в дворянстве, пренебрегая интересами других сословий, что сильно ослабляло их позиции. Способ производства при феодальном типе государства  недостаточно стимулировал развитие науки и техники. Торговля и промышленность не могла эффективно развиваться при феодализме и порожденных им формах государства. В результате по мере развития капиталистических форм экономики, феодализм стал тормозом общественного развития. Следствием этого стали буржуазные революции на Западе.

Элита в феодальном государстве формировалась зачастую путем принятия наследства, что далеко не гарантировало ее высокое качество. Новая буржуазная формация предлагала здесь более эффективные методы формирования элиты.

2.1. Особенности феодального типа  государства.

Особенности феодального государства и права стран Западной Европы.

Особенности феодального государства и права Англии.

Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться на базе разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение IХ-ХI веков в Англии окончательно побеждает феодализм. Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет. Именно королевский совет становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни проводить какие-либо важные государственные мероприятия.

После норманнского завоевания в Англии в 1066 года было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. При короле действовала так называемая Королевская курия - совещательный орган из знати и приближенных короля.

Особенностью английского феодального государства был довольно ранний отказ от войска, состоявшего из военных дружин вассалов. Другим важным мероприятием, укрепившим роль королевской власти, стала судебная реформа Генриха II. В ходе реформы из сеньориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела и значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Вводятся институты разъездных судей и присяжных обвинителей. Начиная с XIII века в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, "свитки тяжб", которые потом сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип "общего права": решение вышестоящего суда, записанное в "свитки тяжб", является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом.

Информация о работе Феодализм как форма государственного устройства