Феодализм как форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:40, реферат

Краткое описание

В данной работе автор рассмотрел феодальный тип государства. Данная тема, несмотря на кажущуюся несовременность, несомненно, является актуальной. Именно исходя из анализа развития феодальных отношений на «Западе» и «Востоке» я попытаюсь объяснить те процессы, которые вызвали особенности развития этих цивилизаций. Как считает ряд исследователей в раннем средневековье западная и восточная цивилизации имели примерно одинаковые «стартовые» позиции для развития. Но уже к концу средневековья это были совершенно различные по своему динамизму и ценностям цивилизации. На Западе наблюдался значительный научно-технический прогресс, начали развиваться демократические институты (городское самоуправление, сословно представительные органы), на Востоке же мы видим лишь чередование империй и войн, хотя в раннем средневековье Восток развивался намного более динамично Азия того времени дала человечеству блестящие ре­зультаты развития культуры, науки, техники, экономики. Так в чем же причина подобных исторических метаморфозов?

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……...…..3
1. Общая характеристика феодального типа государства.
1.1. Типология государств……………………………………………..…...….5
1.2. Характерные черты феодального государства и права………………... 11
1.3. Достоинства и недостатки феодального типа государства…………...…..15
2. Особенности феодального типа государства.
2.1.Особенности феодального государства и права стран Западной Европы…………………………………………………………………….....….…17
2.2 . Особенности феодального государства и права России………………………………………………………………...…….…..….24
2.3.Особенности феодального государства и права стран Востока………...….27
Заключение………………………………………………………………………....34
Список литературы ………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

 

Челябинский государственный университет

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

 

 

 

 

 

 

Тема: Феодализм как форма государственного устройства

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………….……...…..3

1. Общая характеристика феодального  типа государства.

1.1.  Типология государств……………………………………………..…...….5

1.2.  Характерные черты феодального государства и права………………... 11

1.3. Достоинства и недостатки  феодального типа государства…………...…..15

2. Особенности феодального типа  государства.

2.1.Особенности феодального государства  и права стран Западной Европы…………………………………………………………………….....….…17

2.2 . Особенности феодального государства  и права России………………………………………………………………...…….…..….24

2.3.Особенности феодального государства и права стран Востока………...….27

Заключение………………………………………………………………………....34

Список литературы ………………………………………………………………..36

Введение.

В данной работе автор рассмотрел феодальный тип государства. Данная тема, несмотря на кажущуюся несовременность, несомненно, является актуальной. Именно исходя из анализа развития феодальных отношений на «Западе» и «Востоке» я попытаюсь объяснить те процессы, которые вызвали особенности развития этих цивилизаций. Как считает  ряд исследователей в раннем средневековье западная и восточная цивилизации имели примерно одинаковые «стартовые» позиции для развития. Но уже к концу средневековья это были совершенно различные по своему динамизму и ценностям цивилизации. На Западе наблюдался значительный научно-технический прогресс, начали развиваться демократические институты (городское самоуправление, сословно представительные органы), на Востоке же мы видим лишь чередование империй и войн, хотя в раннем средневековье Восток развивался намного более динамично  Азия того времени дала человечеству блестящие ре­зультаты развития культуры, науки, техники, экономики. Так в чем же причина подобных исторических метаморфозов? Зная принципы развития западной и восточной цивилизаций мы лучше сможем понять их сущность.

В рассматриваемой работе был  проведен анализ развития государства и права в отдельных странах западной и восточной цивилизаций с целью выявления тех причин, которые определили их различия. Для нас должно быть неоспоримым фактом, что именно экономический строй является определяющим в развитии общества. Иначе чем объяснить, например появление сходных по своей сути процессами, развития государства, в странах разделенных между собой колоссальными по тем временам расстояниями.

Если внимательно подойти к вопросу мы заметим, что по своей сути формационный и цивилизационный подходы не противоречат друг другу. В рамках данной работы автор попытался в какой – то мере объединить данные подходы.  Автор попытался раскрыть основные законы развития феодального общества, а также рассмотреть наиболее важные вопросы  и  процессы феодального строя, в зависимости от тех условий и факторов в которых развивалось государство.

Для анализа развития феодальных отношений на Западе и Востоке приходилось применять сравнительный метод и проводить аналогии. В связи с особенностями работы было использовано значительное количество исторических материалов. Учитывая объем работы, была сделана попытка наиболее емко выразить информацию, подчас сокращая какие- либо малозначимые и несущественные моменты.

                                                                                                     

1. Общая характеристика феодального  государства.

1.1 Типология государств.

Подходы к типологии государств.

Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его соотношении с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть на формационный подход.

В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства, определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем  общества. Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя.

В настоящее время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой - цивилизационный подход.

Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие государства.

Характеристика формационного подхода

Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства – это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.

Типы государств согласно формационной теории

Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Так как в истории человечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

 Рабовладельческое государство

Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства.

Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.

Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).

Рабство, как экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс.

 Феодальное государство

Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.

К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.

 Буржуазное государство

Буржуазное государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства.

В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав.

Социалистическое государство

Согласно формационной теории - это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

1) Экономическую базу соц. государства  составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.

2) Социалистическое государство  с момента своего рождения  становится орудием уничтожения  всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

3) Социалистическое государство  имеет более широкую социальную  базу, т.к. управляют им трудящиеся.

Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса.

Информация о работе Феодализм как форма государственного устройства