Феодализм как форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:40, реферат

Краткое описание

В данной работе автор рассмотрел феодальный тип государства. Данная тема, несмотря на кажущуюся несовременность, несомненно, является актуальной. Именно исходя из анализа развития феодальных отношений на «Западе» и «Востоке» я попытаюсь объяснить те процессы, которые вызвали особенности развития этих цивилизаций. Как считает ряд исследователей в раннем средневековье западная и восточная цивилизации имели примерно одинаковые «стартовые» позиции для развития. Но уже к концу средневековья это были совершенно различные по своему динамизму и ценностям цивилизации. На Западе наблюдался значительный научно-технический прогресс, начали развиваться демократические институты (городское самоуправление, сословно представительные органы), на Востоке же мы видим лишь чередование империй и войн, хотя в раннем средневековье Восток развивался намного более динамично Азия того времени дала человечеству блестящие ре­зультаты развития культуры, науки, техники, экономики. Так в чем же причина подобных исторических метаморфозов?

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……...…..3
1. Общая характеристика феодального типа государства.
1.1. Типология государств……………………………………………..…...….5
1.2. Характерные черты феодального государства и права………………... 11
1.3. Достоинства и недостатки феодального типа государства…………...…..15
2. Особенности феодального типа государства.
2.1.Особенности феодального государства и права стран Западной Европы…………………………………………………………………….....….…17
2.2 . Особенности феодального государства и права России………………………………………………………………...…….…..….24
2.3.Особенности феодального государства и права стран Востока………...….27
Заключение………………………………………………………………………....34
Список литературы ………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Центральное правительство, устранив обычай наследования и переда­чи частной собственности, тем самым разжигало внутри страны бесконеч­ные войны за передел. А поскольку «новые» военные беспрерывно предъявляли требования на землю и в то же время сознавали, что следующее поколение, в конце концов, отнимет у них эти дарованные властителем земли, то создалась необходимость и возник институт наследственной передачи офицерских (воинских) званий. Чем сильнее становилась армия, тем слабее общество. Общество, решающее задачи своего существования таким путем, не могло не быть вытеснено из авангарда истории!

Причинами, обусловившими данное развитие являлись:

1. Относительная перенаселенность  Востока побуждала влас­тителей  хоть как-то удовлетворить текущие  нужды государства за счет хищения у соседей и перераспределения имущества внутренних «врагов».

2. Значительное возрастание  роли церкви.

На востоке духовенство стало оказывать серьезное влия­ние на экономическую, а затем и политическую жизнь всех стран. С того момента, как духовенство приобретает большее экономическое и поли­тическое влияние, чем необходимо для духовной жизни населения, - оно попросту становится препятствующим общественно-государственному прогрессу фактором: духовенству, приобретшему решающие позиции в экономике и политике, не нужно сильное государство - оно само пре­тендует на эту роль. В мусульманских странах следование законам шариата принято до сих пор.

3. Роль женщины в обществе.

В Азии роль женщины в сфере государственного строительства была приравнена к нулю. Это означало, что половина насе­ления была лишена права участвовать в организации общественной жизни. Тем самым Азия наполовину урезала ресурсную базу своего развития.

Отключение женщины от участия в процессах развития общества в Азии происходило тремя путями: отказ от права наследования имущества по женской линии (преобладание так называемого агнатического права), отсутствие права наследования титула по женской линии и возложение функций воспитания детей в семье на женщину. От­сутствие права наследования титула по женской линии в Азии часто ста­новилось причиной внутриполитического кризиса. Отсутствие традиций представительской власти и четких правил наследования собственности часто обостряло борьбу за власть и перераспределение имущества.

4. Концепция однополюсная военная организация общества.

На Востоке победила однополюсная система с возрастающей центра­лизацией вооруженных сил в руках одного человека.

Заключение

На основе тех данных, которые были проанализированы автором в данной курсовой работе был сделан ряд выводов:

Феодальный тип государства был объективно необходим для дальнейшего прогрессивного развития человечества. Он предлагал новые перспективы для жизнедеятельности: в отличие от рабовладельческого общества работники лично были более независимы, у него существовали стимулы к повышению производительности труда. В результате появлялись предпосылки к развитию науки и техники.

Но как показывает пример развития Западной и Восточной цивилизаций перспективы развития феодальных отношений зависят от целого ряда факторов:

- наличия обеспеченности ресурсами

- геополитическое положение

- демографическая ситуация

В конечном итоге они, и ряд других факторов влияют на развитие общества. Например, следствием относительно большей ресурсообеспеченности Запада стало, то, что там формировались более свободная форма хозяйствования, и постепенно там возобладали демократические тенденции. На относительно менее ресурсообеспеченном Востоке, несмотря на изначально более высокий уровень развития науки и техники, общество быстро перешло к застою.    

В конечном итоге именно эти факторы являлись определяющими. А, например развитие науки или религия являлись в значительной степени следствием из вышеперечисленных факторов. Ведь если производственные отношения не требовали развития науки, то и развития ее не произойдет. Если в обществе не сложились экономические отношения, требующие создания религией системы ценностей поощряющих, например богатство, то и этого не произойдет. Наглядным примером может служить процесс развития католической церкви: изначально церковь там обладала значительным влиянием, но вследствие развития частной собственности, возникла потребность в ее реформации (снижении ее влияния, поощрение богатства).

В конечном итоге все те различия в ценностях Западной и Восточной цивилизаций, которые сейчас выделяют, являются всего лишь следствием различий в развитии экономического строя. Причем следует признать благоприятное влияние Запада на развитие человечества, благодаря его способности к дальнейшему экономическому, а следовательно и государственному развитию.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Теория государства и права : учебник для вузов по специальности "Юриспруденция" / С. С. Алексеев, [и  др.], отв. ред. В. Д. Перевалов . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : НОРМА , 2004. - 484 с.

 

2. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В. С. Афанасьев, [и др.], ред. В. В. Лазарев. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ , 2002. - 517 с.

3. Багратян Г. А. Общество и государство: пер. с арм. / Г. А. Багратян. - М.: Изограф , 2000. - 319 с.

4.  Теория государства и права : учебник / А. Г. Бережнов, [и др.], ред. М. Н. Марченко . - 3-е изд., расшир. и  доп . - М. : Зерцало , 2001. - 611 с.

5. История государства и права  зарубежных стран: учебник для  юридических вузов / ред. О. А, Жидкова, Н. А. Крашенинникова. – 2-е изд., стереотипное. – М. : Норма, 1999 – 610 с.

6. Хрестоматия по истории государства  и права зарубежных стран в 2 т.  Т.2. Современное государство  и право / отв. ред. Н. А. Крашенинникова . - М. : НОРМА , 2003. - 669 с.

7. Новосельский А. А. Исследования по истории эпохи феодализма  / А. А. Новосельский. - М: Наука, 1994. -223 с.

8. Петров И. В. Государство и право  Древней Руси (750-980 гг.) / И. В. Петров. – С. –П.: Изд-во Михайлова В.А. , 2003. - 412 с.

8. Чельцов – Бебутов М. А. Курс уголовно – процессуального права / М. А. Чельцов. – С. – П.: Альфа, 1995. – 829 с.

 


Информация о работе Феодализм как форма государственного устройства