Феодализм как форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:40, реферат

Краткое описание

В данной работе автор рассмотрел феодальный тип государства. Данная тема, несмотря на кажущуюся несовременность, несомненно, является актуальной. Именно исходя из анализа развития феодальных отношений на «Западе» и «Востоке» я попытаюсь объяснить те процессы, которые вызвали особенности развития этих цивилизаций. Как считает ряд исследователей в раннем средневековье западная и восточная цивилизации имели примерно одинаковые «стартовые» позиции для развития. Но уже к концу средневековья это были совершенно различные по своему динамизму и ценностям цивилизации. На Западе наблюдался значительный научно-технический прогресс, начали развиваться демократические институты (городское самоуправление, сословно представительные органы), на Востоке же мы видим лишь чередование империй и войн, хотя в раннем средневековье Восток развивался намного более динамично Азия того времени дала человечеству блестящие ре­зультаты развития культуры, науки, техники, экономики. Так в чем же причина подобных исторических метаморфозов?

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……...…..3
1. Общая характеристика феодального типа государства.
1.1. Типология государств……………………………………………..…...….5
1.2. Характерные черты феодального государства и права………………... 11
1.3. Достоинства и недостатки феодального типа государства…………...…..15
2. Особенности феодального типа государства.
2.1.Особенности феодального государства и права стран Западной Европы…………………………………………………………………….....….…17
2.2 . Особенности феодального государства и права России………………………………………………………………...…….…..….24
2.3.Особенности феодального государства и права стран Востока………...….27
Заключение………………………………………………………………………....34
Список литературы ………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

 Деятельность разъездных судей, выезжавших на места для рассмотрения  дел и контроля над местной  администрацией, содействовала становлению  единой судебной системы.

Но сильная королевская власть и централизация управления создали благоприятные условия для произвола и деспотизма.

Английский король Иоанн Безземельный, практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы, вступил в открытый конфликт с большинством светских и духовных феодалов, поддержанных городами и частью крестьянства. Этот конфликт завершился подписанием Великой Хартии Вольности (1215 г.).

В целом содержание Великой Хартии Вольностей не выходило за рамки феодальной эпохи. Тем не менее ряд ее статей стал основой для дальнейшей глубокой эволюции политического строя Англии. Статья 12 утверждала право короля взимать налоги лишь после утверждения их советом королевства, а статья 14 определила состав этого совета непосредственные вассалы короля (бароны, графы, епископы и т.п.) и представители рыцарства в лице шерифов и бейлифов. Совет - прообраз будущего средневекового английского парламента.

Статьи 39 и 40 говорили об аресте, заключении в тюрьму, лишении владения, объявлении вне закона или изгнании лишь на основании суда равных и согласно законам страны. Тем самым утверждается неприкосновенность личности.

Во второй половине XIII века в Англии возникла сословно-представительная монархия. В 1265 г. созывается парламент, который может считаться первым парламентом в истории Англии. В нем заседало по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.

Как средство достижения компромисса между королем и баронами, рыцарями и богатыми горожанами в 1295 г. Эдуард I созывает парламент, получивший название "образцового". Кроме крупных светских и духовных феодалов, приглашенных королем лично, в него вошло по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов.

В первой половине XIV века парламент стал делиться на верхнюю палату лордов, где заседала феодальная знать, и нижнюю палату общин, где заседали представители графств и городов.

Парламент Англии периода сословно-представительной монархии закрепил за собой следующие полномочия: а) утверждение порядка и размеров налогообложения; б) право законодательной инициативы, постановления, принятые королем и обеими палатами парламента ("Статуты") становились высшим законодательным актом государства; в) согласие на объявление войны или заключение мира; г) право "импичмента", т.е. возбуждение судебного процесса перед палатой лордов против тех или иных чиновников короля за злоупотребление.

В Англии наряду с сильной королевской властью продолжали существовать парламент и местное самоуправление, а также отсутствовала централизация и бюрократизация госаппарата.

Особенности феодального государства и права Германии.

Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германского государства.

Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились.

Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки князей, наделяла их разными привилегиями. Длительная борьба германских королей за завоевание Италии и противоборство с папской властью, хотя и завершилась принятием в 962 г. Оттоном I титула императора и образованием "Священной римской империи германской нации", но привела к еще большему ослаблению императорской власти, поскольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваются новыми уступками феодалам.

С конца XI века в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена "Золотой буллой", изданной в 1356 г. при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов (князей-избирателей). Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей. Империя сохранилась как символ номинального единства Германии. Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрстов.

Кроме императора существовало еще два общеимперских учреждения: рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг состоял из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и свободных господ и курии городов. Все курии заседали и работали отдельно. Компетенция рейхстага включала: установление земского мира, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, изменение территориальных границ, права. Но поскольку решения рейхстага проводились силами отдельных земель, то их выполнение полностью зависело от позиции местных властей.

Учрежденный в 1495 г. имперский суд сыграл определенную роль в рецепции римского права в Германии. Но фактически единые законы не действовали в масштабах страны вплоть до XIX века.

Особенности феодального государства и права Франции.

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - "королевском домене" - он полностью контролировал ситуацию.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (условного наследственного земельного владения). Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заставить вассала повиноваться.

Глава государства - король в этот период был выборным. Его избирали представители знати и бывшие иерархи церкви. Власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: "Вассал моего вассала - не мой вассал".

В этих условиях единственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, являлась Королевская курия или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип "суда равных", когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии.

Несвободное население, крестьяне судились их феодалами или их должностными лицами.

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевский власти, и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. На пути укрепления королевской власти большое значение имели реформы Людовика IX. Прежде всего, это судебная реформа, которая сделала разрешение споров между феодалами исключительно прерогативою короля или назначенных им судей, была создана специальная судебная инстанция - Парижский парламент. В рамках финансовой реформы вводится королевская золотая монета в качестве единственного расчетного средства.

В XIV в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочетается с представительством от сословий - Генеральными штатами. В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй - заседали выборные от дворянства. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов. Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV века они перестают созываться.

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата - орган финансового управления.

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявших текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

К началу XVI века во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы - короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд.

Общие особенности феодального государства и права стран Западной Европы

Западная цивилизация, чем дальше, тем в большей степени возлагала главную роль в развитии общества на индивида, на хо­зяйствующего субъекта. Это не могло не оказать влияния на политическую структуру стран Запада. Уже в XIII-XIV веках в западноевропейских стра­нах сформировались парламенты или подобные им учреждения (Англия, Швеция, Франция, Дания). Вскоре начала также формироваться сравни­тельно независимая судебная система (церковь оказалась вытесненной из сферы судебно-правовых отношений). Позднее назрел и был разрешен вопрос о политической независимости человека и о законодательном огра­ничении власти, особенно монархов. Исторической победой «западной» цивилизации является формирование института «свободного» гражданина и его защита государством.

Причинами, обусловившими данное развитие являлись:

1. Относительно большая обеспеченность  Западной Европы природными ресурсами. Это обстоятельство стимулировало процесс, в соответствии с которым на Западе, где на каждую рабочую силу при­ходилось больше ресурсов, сформировалась более настоятельная по­требность в свободе хозяйственной деятельности человека, в частной собственности, в системе доверия и упорядоченных экономических от­ношениях в государстве.

2. Постепенное снижение роли  религии в жизни общества.

Католическая церковь осуществляла судебные функции до Реформа­ции XV-XVI веков. После этого значительное расширение института ча­стной собственности выдвинуло необходимость перехода этих функций государству. И в XVII-XVIII вв. суд на Западе постепенно становился от­дельной ветвью власти. Разделением законодательной, исполнительной и судебной влас­тей европейские страны заложили основы общества закона.

3. Роль женщины.

Несмотря на определенные ограничения для деятельности женщины в общественной жизни на западе женщина обладала несравнимо большими правами, чем на Востоке. Что сильно повышало динамизм развития Запада, путем расширения социальной активности населения.

4. Становление многополюсной  концепции военной организации  общества.

На Западе постепенно победила многополюсная военная систе­ма: исключение власти одного главнокомандующего в условиях едино­го военоначальства, разъединение гражданской и военной властей с монархическо-княжеской системой управления; разложение военной власти по мере формирования республиканских традиций управления обществом.

2.2. Особенности феодального  государства и права России

Начиная с того времени, когда славяне переместились с бе­регов Дуная на бескрайнюю Восточно-Европейскую равнину, богатую землями и природными ресурсами, у них сформировались довольно сво­бодные межплеменные и внутриродовые хозяйственные отношения. Исто­рики заметили, что принцип выборности (будь то предводитель, князь или кто-то еще) и вынесение решений посредством представительного органа (вече) были отличительными особенностями раннеславянских обществ. Интересно, что и впоследствии, независимо от реального процесса органи­зации государственной жизни, в славянских странах существовали про­грессивные для своего времени демократические «островки». Так, в горо­дах-государствах Киеве, Новгороде и Пскове парламент - народное ве­че -   действовал намного раньше, чем первый парламент в Западной Ев­ропе (в Англии). Согласно Лаврентьевской летописи 1176 г., вече состав­ляло неотъемлемую часть русской действительности до татаро-монгольского нашествия[2].

В IX веке возникло первое русское государство. Централизация власти в од­них руках постепенно укоренялась как в период единого государства (Ки­евская Русь), так и в эпоху феодальной раздробленности. Русские князья раннефеодального периода, как правило, в пределах своих владений обладали всей судебной и налоговой властью, чеканили собственные деньги.

Основными причинами таких тенденций в русском обществе ранне­феодального капитализма были:

— трудности освоения огромных территорий при сравнительно низ­ком уровне развития техники и технологии;

— постоянные набеги враждебных племен и народов (особенно с Востока и Юга);

До татаро-монгольского ига русский крестьянин был свободен в такой степени, что потом понадобились столетия для обращения его в крепостного, причем с применением силы всего государст­венного аппарата. Русские историки П.Милюков и В.Сергеевич правы, отмечая, что община в России появилась поздно, после становления княжеской власти.

Информация о работе Феодализм как форма государственного устройства