Международный бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:42, реферат

Краткое описание

Действительно, ведь собственно решение о начале международных операций и есть (пусть даже чисто формально) тот первый шаг, который в итоге приводит к превращению фирменного менеджмента из страхового в международный (мы в данном случае не касаемся вопроса о том, насколько «международность» охватит все или только отдельные стороны фирменного менеджмента). Таким образом, уже в этой исходной точке видно диалектическое единство двух категорий, анализ которых и является предметом исследования в настоящей главе.

Оглавление

Глава 1. Понятие «международный бизнес»…………………………………..3
Глава 2. Организация международного бизнеса………………………………4
2.1.Основные формы организации международного бизнеса ………………………………….4
2.1.1. Международный стратегический альянс…………………………………………………..5
2.1.2. Многонациональная компания……………………………………………………………..7
2.2. Цели международной интеграции……………………………………………………………8
2.2.1. Доступ к новым рынкам……………………………………………………………………..9
2.2.2. Доступ к новым источникам ресурсов……………………………………………………...10
2.2.3. Достижение конкурентных преимуществ…………………………………………………..11
2.2.4. Повышение эффективности………………………………………………………………….12
2.2.5. Снижение рисков…………………………………………………………...…………………13

Использованная литература и средства.............................................................................................14

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

      Реферат

      по  дисциплине «Международный бизнес» 

      ТЕМА: «Международный бизнес» 
 

      Выполнила

      Студентка 4 курса в/о

      42 группы ФМТ

      Новикова  Татьяна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Москва 2010 
 

      Содержание 

      Глава 1. Понятие «международный бизнес»…………………………………..3

     Глава 2. Организация международного бизнеса………………………………4

     2.1.Основные формы организации международного бизнеса ………………………………….4

     2.1.1. Международный стратегический альянс…………………………………………………..5

     2.1.2. Многонациональная компания……………………………………………………………..7

     2.2. Цели международной интеграции……………………………………………………………8

     2.2.1. Доступ к новым рынкам……………………………………………………………………..9

     2.2.2. Доступ к новым источникам ресурсов……………………………………………………...10

     2.2.3. Достижение конкурентных преимуществ…………………………………………………..11

     2.2.4. Повышение эффективности………………………………………………………………….12

     2.2.5. Снижение рисков…………………………………………………………...…………………13

     Использованная литература и средства.............................................................................................14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие «международный бизнес»

      МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС — предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют  фирмы разных государств, и используется международный капитал.

      На  рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и  всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:

      1.      Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес имеет главной своей цетыо извлечение прибыли.

      2.     Несмотря на то что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой — некое правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные — в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой. Иными словами, международный бизнес — это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

      Все вышесказанное относится к бизнесу  как таковому, но необходим ответ  на главный вопрос: что заставляет бизнес становиться международным, что предопределяет целесообразность, полезность, а нередко и необходимость  выхода фирмы за границы собственной страны?

      3.  Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, пли предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это — ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.

      Действительно, ведь собственно решение о начале международных операций и есть (пусть  даже чисто формально) тот первый шаг, который в итоге приводит к превращению фирменного менеджмента из страхового в международный (мы в данном случае не касаемся вопроса о том, насколько «международность» охватит все или только отдельные стороны фирменного менеджмента). Таким образом, уже в этой исходной точке видно диалектическое единство двух категорий, анализ которых и является предметом исследования в настоящей главе.

     Глава 2. Организация международного бизнеса

     Одной из основных тенденций, характеризующих  мировую экономику на современном  этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.

     Одновременно  мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень  международной конкуренции вынуждает  компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание деловых структур различной степени интегрированности - одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.

     Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1980-х г. их число в мире ежегодно возрастало более чем на 25%, 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило показатель 1987 г.

     Стремление  к более глубокой интеграции проявилось в последнее десятилетие, в частности, в мощном всплеске сделок по слиянию  фирм и банков в США, Европе и Азии, причем с точки зрения как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения банковских групп Citibank и Travellers, телекоммуникационных компаний WorldCom и MCI, автогигантов Daimler и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Amoco. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности крупномасштабных, является их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.

     2.1.Основные формы организации международного бизнеса

     В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся:

    • лицензионный договор - использование авторского права, товарного знака, патента;
    • сопроизводство - изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;
    • контракт-менеджмент - передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;
    • франчайзинг - выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;
    • стратегический альянс - формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения "эффекта масштаба", либо с другими целями;
    • совместное предприятие - одна из распространенных форм стратегичского альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;
    • многонациональная компания - наиболее "жесткая" форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля.

     2.1.1. Международный стратегический альянс

     Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.

     В широком смысле к МСА относятся  функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским  и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия). Таким образом, МСА являются функциональными структурами, основанными на формальном или неформальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью.

     Международный стратегический альянс отличает:

    • происхождение партнеров по крайней мере из двух различных стран;
    • стратегическая значимость для каждого партнера.

     Исторически международные стратегические альянсы  предшествовали национальным. В то же время на пути к созданию общего рынка в странах Европейского Союза возникла гибридная форма международных и национальных альянсов. Ведущие национальные фирмы Европы вступили в консорциумы, чтобы совместно реагировать на вызов, брошенный конкурентами из США и Японии. Примером внутриевропейского межфирменного сотрудничества явился ряд совместных научно-технических программ, в том числе ESPRIT (информационные технологии), BRITE (новые материалы), RACE (телекоммуникации).

     Стратегическая  значимость альянса для участников достигается за счет межорганизационных соглашений, которые:

    • компенсируют слабые стороны или создают конкурентные преимущества участников;
    • соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;
    • имеют целенаправленные "рациональные цели для связей одной фирмы с другой".

     В прошлом союзы фирм, с точки  зрения мотивации их создания, зачастую были ограниченными. В качестве цели могло ставиться достижение определенных объемов продаж на рынках отдельных  товаров. Однако начиная с 1980-х гг. при создании альянсов компании все чаще ставят перед собой более далеко идущие цели. Посредством сотрудничества фирма-участница может внедриться на новые рынки, получить доступ к новым технологиям, обеспечить экономию за счет "эффекта масштаба", преодолеть государственные и инвестиционные барьеры либо быстрее, чем действуя самостоятельно и используя рыночные трансакции (сделки), либо дешевле, чем путем приобретения другой фирмы или слияния с ней. МСА стали жизненно важным элементом организационной структуры компаний, устойчивое преимущество которых в возрастающей степени зависит не только от способности оптимально использовать внутренние ресурсы для реализации стратегических целей, но и от характера отношений с партнерами, являющимися настоящими или потенциальными конкурентами.

     Вне зависимости от формы и структуры всем альянсам присуща определенная интеграция между партнерами - в меньшей степени, чем при поглощении или слиянии, но в большей, чем при простых отношениях купли-продажи. Именно на этой стороне альянсов акцентирует внимание М. Портер, определяя их как "долгосрочные соглашения между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм".

     Какими  свойствами должны обладать международные  межорганизационные соглашения, чтобы  их можно было классифицировать как МСА? Во-первых, комбинация ресурсов партнеров должна быть направлена на создание ценности, общая величина которой превышала бы ценность, созданную при раздельном использовании ресурсов. Такой тип синергии распространен во многих современных видах деятельности, особенно в отраслях высоких технологий. Второй особенностью является то, что две или более организации, объединенные для реализации согласованных целей, остаются независимыми после формирования альянса. В-третьих, фирмы-партнеры совместно делят выгоды от функционирования альянса и осуществляют совместный контроль. Наконец, в-четвертых, организации-партнеры оказывают постоянную поддержку одному или нескольким стратегическим направлениям деятельности альянса, например развитию технологии, производству продукции и т. п.

Информация о работе Международный бизнес