Международный бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:42, реферат

Краткое описание

Действительно, ведь собственно решение о начале международных операций и есть (пусть даже чисто формально) тот первый шаг, который в итоге приводит к превращению фирменного менеджмента из страхового в международный (мы в данном случае не касаемся вопроса о том, насколько «международность» охватит все или только отдельные стороны фирменного менеджмента). Таким образом, уже в этой исходной точке видно диалектическое единство двух категорий, анализ которых и является предметом исследования в настоящей главе.

Оглавление

Глава 1. Понятие «международный бизнес»…………………………………..3
Глава 2. Организация международного бизнеса………………………………4
2.1.Основные формы организации международного бизнеса ………………………………….4
2.1.1. Международный стратегический альянс…………………………………………………..5
2.1.2. Многонациональная компания……………………………………………………………..7
2.2. Цели международной интеграции……………………………………………………………8
2.2.1. Доступ к новым рынкам……………………………………………………………………..9
2.2.2. Доступ к новым источникам ресурсов……………………………………………………...10
2.2.3. Достижение конкурентных преимуществ…………………………………………………..11
2.2.4. Повышение эффективности………………………………………………………………….12
2.2.5. Снижение рисков…………………………………………………………...…………………13

Использованная литература и средства.............................................................................................14

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Отметим, что ни один из партнеров по альянсу  не может контролировать процесс  принятия стратегических решений по широкому кругу проблем бизнеса  другим партнером (партнерами). В противном  случае, альянс перерастает в более  интегрированную форму кооперации - финансово-промышленную группу с доминирующей ролью головной компании.

     Международные стратегические альянсы играют заметную роль в жизнедеятельности ключевых отраслей мировой экономики. Это  наглядно видно на примере распределения по отраслям МСА, базирующимся в США:

     производство  компьютеров - 7,3%;

     фармацевтика - 6,8%;

     добывающая  промышленность - 5,9%;

     автомобилестроение - 5,4%;

     продукты  питания и напитки - 4,6%;

     аэрокосмическая промышленность - 4,1%;

     металлургия - 4,0%;

     телекоммуникации - 8,0%;

     индустрия развлечений - 6,2%;

     финансы - 5,3%;

     производство  программных продуктов - 2,6%;

     электроэнергетика, газо- и водоснабжение - 1,9%.

     Относительно  высокая концентрация МСА в производстве компьютеров, фармацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической промышленности и сфере развлечений объясняется, в частности, тем, что компании ищут пути сотрудничества с целью снижения характерных для этих отраслей высоких издержек по входу в отрасль, высоких тарифных и/или нетарифных барьеров, значительных технологических и операционных рисков.

     2.1.2. Многонациональная компания

     Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами.

     Организация, формы и структурные особенности  различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности МСА:

    1. . корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;
    2. ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;
    3. наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;
    4. бессрочный характер существования МНК. Наряду с термином "многонациональный" для определения бизнеса, ведущего международные операции по всему миру, часто используют понятия "мировой" или "глобальный".

     При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:

    1. применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);
    2. стремится закрепить присутствие компании на ключевых страновых (региональных) рынках;
    3. ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.

     На  сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономик развитых стран, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства. Так, если в 1976 г. число МНК оценивалось в 11 000 (с более чем 86 000 зарубежных подразделений), то к началу 1990-х гг. их число перевалило за 35 000 (147 000. зарубежных филиалов). Сегодня в мире действует порядка 40 000 МНК, имеющих около 200 000 подразделений в 150 странах.

     МНК лидируют в мировой экономике  по различным показателям. В 1996 г. общий  объем продаж МНК составил 5,5 триллиона  долларов, или 25% мирового ВВП. На МНК  приходится, по разным оценкам, от 1/4 до 1/3 мировой торговли. В середине 1990-х гг. активы 500 крупнейших небанковских МНК превысили 30 триллионов долларов, причем 40% активов было размещено за пределами стран, в которых учреждены головные компании. Общая численность занятых в МНК превышает 70 миллионов человек. Аналогичная картина наблюдается и в банковской сфере: из 300 крупнейших банков мира около 100 являются транснациональными, при этом около 2/3 операций они ведут в своих государствах и 1/3 - за границей.

     По  сути, именно МНК превратили мировую  экономику в подлинно международное  производство, дали импульс развитию научно-техническому прогрессу в  различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности производства. Особо следует выделить значение МНК с позиции совершенствования форм менеджмента и организации предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и кадровым потенциалом. С этим связано значение, которое придается рассмотрению особенностей организации и управления формируемых МНК интегрированных структур в курсе международного менеджмента.

     2.2. Цели международной интеграции

     Рост  и развитие международного бизнеса вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:

     1. Достижения в области компьютерных  технологий и телекоммуникаций  привели к бурному росту взаимообмена  информацией и идеями через границы государств, что позволяет потребителям больше узнать о зарубежных товарах. Так, распространение спутникового и кабельного телевидения, а также Интернет способствует формированию глобального спроса на определенные товары или услуги. Глобальные сети телекоммуникаций позволяют менеджерам компаний координировать деятельность персонала по разработке, внедрению, производству и продажам продукции на многочисленных предприятиях по всему миру.

     2. Правительства многих стран последовательно  снижают барьеры для инвестиций и торговли, что открывает новые рынки для международных компаний. Так, большинство стран Восточной Европы приняли законодательные акты, стимулирующие внешнеторговые операции и прямые инвестиции из-за рубежа.

     3. Существует тенденция к унификации и объединению в рамках мирового сообщества. Например, в европейских странах, подписавших Маастрихтские соглашения о создании Европейского Союза, с 1993 г. создается единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, а с 1999 г. действует Европейский монетарный союз одиннадцати государств и происходит переход на единую валюту - евро. Реализация этой стратегии предоставляет компаниям огромные рыночные возможности уже в ближайшей перспективе.

     В то же время по-прежнему сохраняются  различия многих национальных рынков, а также присущие им несовершенства, выражающиеся, в частности, в относительной дешевизне отдельных ресурсов (сырья, труда, технологий, капитала). Использование таких различий и несовершенств позволяет участникам международной кооперации осуществлять, с одной стороны, глобальный рост своего бизнеса, снижение издержек производства, повышение прибыли, а с другой - привлечение для этого международных ресурсов. Все это обеспечивает финансовую устойчивость международных интегрированных структур бизнеса по отношению к кризисам и потрясениям различного рода.

     За  счет международной интеграции компании достигают разнообразные цели:

    • доступ к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров;
    • доступ к новым источникам ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных, организационных;
    • достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров;
    • экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение его эффективности, использование преимуществ вертикальной интеграции;
    • снижение риска.

     2.2.1. Доступ к новым рынкам

     Эта цель достигается за счет преодоления  правовых ограничений вхождения  на зарубежный рынок, открытия благоприятных рынков с точки зрения каналов сбыта и поступления ресурсов, повышения эффективности использования производственных мощностей.

     Одной из основных причин образования международной  интегрированной структуры может  являться установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьютеров, заказчиков, к которым иностранные партнеры могут присоединиться через альянс или путем включения в МНК.

     Важным  аспектом вхождения в новый рынок  являются торговые ограничения со стороны  правительства принимающей стороны. В частности, эти ограничения  были первопричиной образования  союзов МНК с фирмами и правительствами  развивающихся стран. Кроме того, действующее (или ожидаемое) местное законодательство, требующее от иностранных компаний вступления в альянсы с местными партнерами либо определяющее их минимальный процент участия в местной организации, также приводит к созданию международной интегрированной структуры. Следует, впрочем, признать, что требования закона и протекционистские меры правительства являются меньшими по значимости факторами в сравнении с такими, как, например, получение доступа к новым ресурсам или достижение экономии на издержках за счет "эффекта масштаба".

     2.2.2. Доступ к новым источникам ресурсов

     Посредством международной интеграции компании получают возможность доступа к  дополнительным, возможно более дешевым, материальным, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам зарубежных стран: МСА - через своих иностранных партнеров, МНК - через свои зарубежные предприятия.

     На  начальной стадии удовлетворяются  потребности в сырье (комплектующих), производственных мощностях, зданиях, сооружениях, в финансовых ресурсах, а также потребности в персонале (за счет доступа к дешевой и квалифицированной рабочей силе, а также обеспечения предприятий кадрами линейных и функциональных менеджеров).

     В современных условиях не менее важное значение приобретает доступ к информационным и технологическим ресурсам:

    • знание национальной экономики, политики и культуры, условий и особенностей национальной деловой среды (местное законодательство, государственное регулирование);
    • знание современной деловой практики, традиций, методов работы на рынке;
    • передача знаний в области маркетинга и менеджмента;
    • передача технических ноу-хау, доступ к новым технологиям, результатам научных исследований.

     Фактор "знания рынка", включающий понимание  социально-культурной и конкурентной среды, имеет особенно важное значение в том случае, если культурные различия между страной базирования фирмы и страной предполагаемой деятельности велики. Зачастую (по крайней мере на начальном этапе вхождения в новый рынок) организации предпочитают создать совместное предприятие с местной фирмой, чтобы получить необходимые знания о рынке. Особенное значение при этом имеет развитие конкурентных преимуществ, порождающих поток инноваций на стадиях разработки продукции, производства и маркетинга. Такие устойчивые преимущества являются коллективным знанием, присущим международному бизнесу и делающим возможным координацию разнообразного производственного опыта и интеграцию различных технологий.

     2.2.3. Достижение конкурентных преимуществ

     Рост  компетенции, лежащей в основе конкурентного  преимущества фирмы, во многом зависит от ее способности воспринимать новые навыки и знания в области производства и менеджмента. Наиболее быстро "генерирующие" новую информацию компании оказываются более конкурентоспособными. В то же время помимо создания нового знания внутри организационных рамок самой фирмы существует возможность получать информацию от других участников рынка. Движимые конкуренцией на международных рынках фирмы создают интегрированные структуры бизнеса, в том числе с целью совершенствования совокупности своих знаний и опыта, как актива, имеющего большее значение для результатов деятельности, чем даже запатентованная технология.

     Отметим, что развитие партнерских отношений  между иностранными и местными фирмами  может рассматриваться как жизненно важная функция организации, направленная на достижение конкурентных преимуществ. Практика подтверждает это мнение.

     По  утверждению Д. Файтса, председателя совета директоров американской машиностроительной компании Caterpillar, в основе успешного  противостояния основному конкуренту, японской фирме Komatsu, лежат тесные партнерские отношения со 186 независимыми дилерами, обслуживающими по всему миру машины и дизельные моторы, произведенные Caterpillar. При этом дилеры используются как источники информации по рынкам, агенты, консультанты, имеют полномочия решать на месте многие из возникающих проблем. "Наши дилеры, - подчеркивает Файтс, - играют жизненно важную роль почти в любом аспекте нашего бизнеса, в том числе в проектировании продукции и поставке, обслуживании и управлении запасами запасных частей".

Информация о работе Международный бизнес