Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:45, курс лекций
Тема 1 – Международные валютно-кредитные отношения в общей системе международных экономических отношений
Тема 2 – Эволюция международной валютной системы
Тема 3 – Международные и региональные финансово-кредитные институты
Лекция 4 – Платежный баланс
Лекция 5 – Золото и его роль в международной валютной системе
Лекция 6 – Международные расчеты
Тема 7 – Международный кредит
Классическая форма международного факторинга предполагает участие четырех сторон: экспортер, экспорт-фактор, импортер, импорт-фактор.
Процедура классического международного факторинга с полным набором услуг следующая:
Существенные преимущества международного факторинга: иностранные долги становятся внутренними долгами; разрешаются значительные проблемы и риски, связанные с ведением международного бизнеса, такие как иностранный язык, неизвестное законодательство, незнакомая процедура взимания дебиторской задолженности и торговая практика.
В определенных случаях экспорт-фактор может работать с импортером напрямую, минуя импорт-фактор. Этот порядок носит название прямой экспортный факторинг. Такая практика может использоваться в случаях, когда экспортер (экспорт-фактор) географически близок к импортеру, либо при сделках с проверенными покупателями поставщика, которые показали себя как аккуратные плательщики.
Форфейтинг — это форма кредитования внешнеэкономических операций путем покупки форфейтером (специализированной компанией или коммерческим банком) у экспортера серии долговщх обязательств — переводных векселей, простых векселей или иных акцептованных импортером взаимно согласованных инструментов на безоборотной основе. Форфейтинг предполагает переход всех рисков от экспортера к форфейтеру, поэтому последний требует гарантий банка страны-импортера.
Преимуществами являются твердая ставка кредитования и простота оформления переуступки векселей. Стоимость операции форфейтинга включается в стоимость товара. Ставки кредитования по данному виду кредита могут дифференцироваться в зависимости от сроков кредитования, валюты и степени риска. Форфейтинг носит средне- и долгосрочный характер.
Форфейтер взимает заранее согласованный процент (обычно в форме дисконта) на весь период предоставления кредита, покрываемого долговыми обязательствами. Долговые инструменты выписываются экспортером, принимаются импортером и авалируются либо безусловно гарантируются банком импортера. В обмен на платеж к форфейтеру переходит право получения долгов с импортера. Платеж по выкупленным долговым обязательствам обычно осуществляется сразу после отгрузки товара из страны экспортера.
На практике форфейтер может
держать выкупленные
Форфейтинг как инструмент международного финансирования торговли возник после Второй мировой войны, когда некоторые швейцарские банки начали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. Рост объемов поставок продукции и конкуренция между поставщиками постоянно возрастали. Рынок постепенно превращался в «рынок покупателя» — импортеры требовали увеличения сроков предоставляемого коммерческого кредита. Кроме того, происходило изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком производства и эксплуатации. В результате поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования сделок.
Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где относительно слабо развито государственное кредитование экспорта. Первоначально форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, нр по мере увеличения объема операций «а-форфе» стали создаваться специализированные институты. В настоящее время одним из основных центров европейского форфейтинга является Лондон. Значительная часть форфейтинговых операций сосредоточена в Германии.
Наиболее эффективен форфейтинг в торговле с развивающимися Странами товарами инвестиционного назначения, когда применяется длительная отсрочка платежа. Однако сферы применения форфейтинга достаточно широки: он используется в торговле биржевыми товарами (нефть, уголь, зерно, металлы и т.д.), где сроки финансирования составляют от трех до 24 месяцев; в торговле технологиями — при продаже телекоммуникационных и компьютерных технологий, программного обеспечения со сроками финансирования от шести месяцев до пяти лет; при продаже промышленного оборудования со сроками финансирования от двух до семи лет; при оказании услуг в виде проектных и строительных работ (морские порты, аэропорты, мосты, трубопроводы, больницы и т.д.), когда сроки финансирования составляют от трех до десяти лет. Операция форфейтинга осуществляется после страхования кредита правительственными или частными институтами.
Технология проведения операций. Банк импортера обычно гарантирует серии простых (promissory notes) или переводных (bills of exchange) векселей, которые соответствуют сумме платежа по коммерческому кредиту, предоставляемому экспортером импортеру на период от шести месяцев до семи — десяти лет. Эти векселя обычно распределены по полугодовым срокам платежа, а номинал векселя включает помимо основной суммы долга фиксированную сумму процента по коммерческому кредиту. Векселя передаются экспортеру в момент отгрузки товара или оказания услуг. Эти векселя представляют собой безусловное и безотзывное обязательство уплатить вексельную сумму экспортеру или его банку.
Оплата этих векселей не зависит от подписанного между экспортером и импортером контракта и не имеет с ним никакой прямой связи.
Поскольку экспортер становится добросовестным держателем векселей, для получения немедленного платежа он может продать их третьей стороне. Эта продажа осуществляется без оборота на продавца (экспортера), и покупатель векселей несет все риски.
Вопрос 5.
Синдицированное кредитование — это не вид кредита, а форма организации предоставления кредита. Синдицированными могут быть экспортные кредиты, проектное финансирование, кредитные линии, лизинговые сделки, аккредитивы и т.д. Отличие синдицированного кредита от обычного в том, что в нем участвуют несколько кредиторов. С помощью синдицированного кредитования заемщики могут получать крупные кредиты, которые один банк предоставить не в состоянии в силу высокого риска или превышения законодательных ограничений. Синдицирование позволяет снижать страновой риск и кредитный риск на одного заемщика.
Синдицированные кредиты делятся на обеспеченные и необеспеченные.
Обеспеченным синдицированным кредитом считается кредит, обеспеченный приемлемым залогом или гарантией правительства. Синдикат кредиторов может принять гарантию крупной компании, имеющей высокий кредитный рейтинг, либо залог от третьего лица. При этом учитывается страновой риск гаранта, который может быть ниже странового риска заемщика. Размер обеспеченного синдицированного кредита не зависит от размера капитала и оборотов заемщика, так как риск определяется залогом и гарантиями.
Риски необеспеченного синдицированного кредита прямо зависят от финансовых показателей заемщика. Поэтому они предоставляются только компаниям, соответствующим общепринятым требованиям надежности и имеющим высокий международный кредитный рейтинг. Общее условие любого синдицированного кредита — возврат средств равными долями каждому кредитору. Следовательно, каждый участник синдиката получит выданную сумму только при условии полного погашения всего кредита. Тем самым индивидуальный риск кредитора прямо связан с общим риском, а проблема кредитоспособности заемщика по совокупной задолженности становится особенно значительной.
Существуют два способа
• крупные банки, имевшие на балансе значительные
кредиты крупным клиентам, с целью уменьшения
кредитных рисков продавали часть кредитов
на вторичном рынке. Эта форма синдицирования
получила название «секьюритизации активов».
Секьюритизируются в форме выпусков долгосрочных
облигационных займов ипотечные
ссуды банков и финансовых компаний,
активы лизинговых компаний. Гарантией
возвратности займов является обеспечение
ипотечных ссуд и сданное в лизинг имущество.
Именно такой вариант положил начало
широкому распространению синдицирования.
Эту форму принял фондовый рынок США в 1980-е
гг., хотя идеи подобных операций родились
в Европе;
• заемщик выдает организатору кредита (arranger) поручение на привлечение денег от группы кредиторов. Если организатор сумел организовать синдикат, сделка состоится. Второй способ, собственно, и является синдицированным кредитом. Нередко в роли организаторов синдицированного кредита выступают один или несколько банков-андеррайтеров. Они берут на себя обязательство профинансировать сделку целиком и вносят всю сумму кредита в расчете пере продать значительную часть кредита на вторичном рынке. Этот прием значительно ускоряет сделку: стандартный средний срок классического синдицирования в Европе — восемь недель.
Важная особенность
Вторичный рынок синдицированных кредитов достаточно объемный и ликвидный, хотя и уступает по этим параметрам рынку облигаций. Большинство кредитных соглашений в соответствии с общепринятыми нормами законодательства допускают передачу прав требования по кредиту третьей стороне по договору цессии. В синдицированных кредитах право кредитора на цессию оговаривается специально, с описанием ее механизма и документации. На вторичном рынке обращается около 10% синдицированных кредитов.
Исполнение синдицированного кредита может осуществляться двумя способами.
Организатор (arranger) — это банк, который берет на себя весь процесс по организации синдицированного кредита. Задачи организатора включают подготовку информационного меморандума по заемщику, предложение другим банкам по участию в синдикации и переговоры с ними, подготовка и согласование договора. Организатор должен быть одним из крупнейших кредиторов.
В крупных
сделках организатор может
Агент (Agent) представляет всех участников операции перед заемщиком по проведению платежей, уведомлению о наступлении тех или иных сроков, запросу дополнительной информации и т.п.
Функции платежного агента, агента по переводу средств, агента по листингу на бирже и т.п. обычно распределяются между различными юридическими лицами (нередко расположенными в разных странах), входящими в одну и ту же банковскую группу (Chase Manhatten, Citibank, Bank Austria, Bankers Trust, Merril Lynch, Solomon Brothers и т.д.). Обычно роли организатора и агента синдицированного кредита выполняются одной и той же компанией либо разными компаниями одной группы.
В собственно процессе организации синдицированного кредитования можно выделить три этапа:
Отдельно следует выделить формирование имиджа клиента. Заемщик должен производить на возможных кредиторов благоприятное впечатление: иметь хорошую кредитную историю и высокий кредитный рейтинг, пройти международный аудит, благоприятный годовой отчет, публикации. Для проведения этого процесса «финансового макияжа» (window dressing) обычно привлекают финансовых советников, которые способны профессионально подготовить необходимые бумаги, а также составить подробный информационный меморандум, значительно облегчающий первые контакты с кредиторами и последующую работу.
Выбор банка-организатора является наиболее важным фактором, поскольку правильный выбор определяет успех организации синдиката. Кроме того, на этом этапе согласовываются основные параметры сделки. При этом цена далеко не всегда является основным критерием выбора. Чем выше собственный рейтинг организатора, тем более солидные кредиты войдут в синдикат. Важен опыт организатора в сфере синдицированного кредитования: даже очень крупные и известные банки не всегда специализируются в этой области или не имеют достаточно большого опыта работы. Важно и то, кто персонально будет работать с заемщиком и подбирать членов синдиката. Для промышленных и торговых компаний имеет значение опыт организатора в финансировании конкретной отрасли.
Информация о работе Лекции по "Международным валютно-кредитным отношениям"