Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:45, курс лекций
Тема 1 – Международные валютно-кредитные отношения в общей системе международных экономических отношений
Тема 2 – Эволюция международной валютной системы
Тема 3 – Международные и региональные финансово-кредитные институты
Лекция 4 – Платежный баланс
Лекция 5 – Золото и его роль в международной валютной системе
Лекция 6 – Международные расчеты
Тема 7 – Международный кредит
Международный акцептный кредит предоставляется в следующих случаях:
1) акцептный кредит для кредитования импорта.
В соответствии с торговым контрактом между импортером и экспортером импортер поручает своему банку открыть документарный аккредитив в пользу экспортера по предъявлении им коммерческих документов. Это дает право экспортеру выписывать переводные векселя на банк-акцептант в строгом соответствии с открытым аккредитивом.
Акцепт банком-акцептантом (банком трассата) тратты, выставленной на него, является банковским акцептом. Этот банковский акцепт может храниться до наступления срока платежа или может быть продан экспортером (трассантом) на денежном рынке. Но чаще всего такие акцепты продаются иностранным банкам, которые учитывали выставленные экспортером тратты и предъявляли их для акцепта. В свою очередь банк, на который выставлена тратга, обычным порядком пересылает коммерческие документы импортеру, предоставив ему таким образом право на получение товаров в целях их обработки и реализации при условии получения от него сохранной расписки, защищающей интересы банка как посредника-бенефициара. Кроме того, обязательство банка-акцептанта страхуется обязательством (иногда обеспеченным) клиента (импортера), который обязан внести необходимую сумму перед наступлением срока платежа по тратте;
2) акцептный кредит для кредитования
экспорта.
Документарный аккредитив открывает
иностранный импортер
или, как правило, банк импортера в национальном банке в пользу национального экспортера. Это дает экспортеру право выставлять тратту на национальный банк в строгом соответствии с аккредитивом, обычно одновременно с предъявлением коммерческих документов. Акцептуя выставленные тратгы, банки создают акцептные кредиты, которые также могут храниться до наступления срока платежа по ним или могут быть учтены (проданы) на денежном рынке;
3) акцептный кредит для создания
валютных резервов (валютных
авуаров) — это неторговое соглашение,
цель которого — оказание
временной помощи странам-экспортерам,
испытывающим значительные сезонные колебания.
Например, если у страны возникает потребность в долларах США, схема операции
следующая: в соответствии с соглашением
банк такой страны выставляет чистые (не
сопровождаемые документами) тратты на
банк-корреспондент одного из американских
банков и после их акцепта продает эти
банковские акцепты на денежном рынке.
Так образуются долларовые валютные счета для удовлетворения потребности в долларах клиента иностранного банка в межсезонные периоды. Банк-трассант своевременно переводит соответствующую сумму (что возможно из выручки в долларах от экспортных поставок клиентов) банку-трассату, который оплачивает тратту при наступлении срока.
Одна из форм акцептного кредита — акцептно-рамбурсный кредит. Если акцептный кредит подразумевает согласие банка на оплату оформленной векселем задолженности импортера, то акцептно-рамбурсный дополнительно предусматривает наличие гарантии со стороны иностранного банка.
Суть этой
операции заключается в том, что
акцепт переводного векселя
Банком-акцептантом в
этой схеме всегда выступает крупный международны
Совокупным кредитором в этой операции выступает мировой рынок ссудных капиталов.
Основные
параметры акцептно-
Эти условия определяются на основе предварительной межбанковской договоренности. Импортер заинтересован в минимальной процентной ставке, закладываемой в вексель, а экспортер — в максимальной, чтобы повысить привлекательность тратт для учета в своем банке или при продаже векселя на вторичном рынке. Однако акцепт первоклассного банка повышает привлекательность тратт и снижает общие затраты импортера.
Вопрос 4.
Лизинг — долгосрочная аренда машин и Оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и других товаров длительного пользования. Это одна из форм кредитования экспорта. Развитие международного лизинга связано с потребностями научно-технического прогресса, решением вопросов экономического развития стран — потребителей лизинговых услуг, с одной стороны, и с объективной потребностью расширения экспорта современного оборудования стран-лизингодателей, организации совместной внедренческой деятельности — с другой.
Арендная форма экспорта машин и оборудования создает экономические выгоды для обеих сторон:
Лизинговые операции относятся к числу достаточно сложных, требуют капиталовложений в создание баз технического обслуживания, подготовку местных кадров, а также предоставления кредитов. Лизингом занимаются как фирмы-производители, так и специализированные фирмы. Активно участвуют в проведении лизинга коммерческие банки.
Международный лизинг — это преимущественно лизинг финансовый. В лизинговых контрактах предусматривается обязанность арендатора по истечении срока аренды выкупить переданный в лизинг товар (машины или оборудование) по остаточной стоимости. В контрактах оговариваются право сохранения собственности за лизингодателем на сданные в аренду товары (машины и оборудование), обязанности сторон по техническому обслуживанию, эксплуатации и т.д. Условием контрактов является установление базисного периода, в течение которого стороны не имеют права прерывать действие договора аренды. Основное отличие международного лизинга от внутреннего прежде всего в номенклатуре передаваемой в лизинг продукции. Это, как правило, инвестиционные товары, изготовленные на основе самых современных технологий и отражающие достижения научно-технического прогресса. Лизинговые компании могут быстро и комплексно удовлетворить нестандартные потребности в уникальных видах техники, приборов, сырья и материалов, производственных мощностях для пуска опытно-экспериментальных установок и т.д.
Лизинговые операции требуют значительного объема сравнительно недорогих ресурсов. Для решения проблем ресурсов лизинговые компании тесно сотрудничают с коммерческими банками. Многие крупнейшие международные лизинговые компании входят в состав банковских холдингов (Великобритания, США, Франция), либо лизинговые подразделения организуются в структуре коммерческих банков (Япония, Франция, Германия). Обеспечением кредита являются лизинговые платежи и само, оборудование, переданное в лизинг.
Банки осуществляют финансирование лизинговых сделок обычно двумя способами:
Банк, производитель, лизинговая компания, лизингополучатель, страховая компания могут быть резидентами разных стран. Акционеры могут находиться во многих странах, а облигационные займы — размещаться на мировом рынке капиталов.
Помимо традиционных рисков, которые несет внутренняя лизинговая операция, в международном лизинге возникают дополнительные риски — валютные риски и риски неплатежа по не зависящим от лизингополучателя причинам. Однако в отличие от кредита право собственности на сданное в аренду имущество сохраняется за лизингодателем, и это делает лизинговые сделки более привлекательными в целом, и в особенности в отношениях с развивающимися странами, странами с неустойчивой валютой, а также в периоды потрясений на валютных рынках. Кроме того, сумма лизинговых платежей, размер каждого платежа и сроки перечисления зафиксированы на весь срок действия лизингового соглашения. Это служит определенной защитой от валютных рисков как для лизингодателя, так и для лизингополучателя.
Факторинг, финансирование под дебиторскую задолженность и дисконтирование счетов-фактур - это инструменты одной сферы. Однако между ними существуют определенные отличия. Более того, факторинговые компании (факторы) разных стран по-разному понимают составляющие элементы и границы действия каждого термина.
Предоставление покупателю коммерческого кредита несет элемент риска для одной или обеих сторон. Факторинг означает финансирование дебиторской задолженности (под уступку денежного требования), возникающей в процессе торговых операций между коммерческими предприятиями при поставке товаров и услуг. При этом фактор обычно предоставляет поставщику до 85—90% суммы дебиторской задолженности немедленно после отгрузки товара — до наступления срока платежа. Возмещение этой суммы фактор производит за счет последующих поступлений средств от покупателей. Оставшаяся часть дебиторских задолженностей (10—15%) за вычетом комиссий фактора выплачивается поставщику после того, как покупатель произвел оплату.
Традиционно к факторингу не относятся:
Мировой оборот факторских услуг исчисляется сотнями миллиардов долларов США. В Европе, факторинг начал развиваться в 1950—1960-е гг. В этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Это было вызвано двумя основными причинами. С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп стал формироваться устойчивый рынок покупателя, где покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа, С другой стороны, многие покупатели в тот период испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали вначале продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем расплачиваться с собственными поставщиками. То есть покупатели предпочитали использовать коммерческий кредит, а не привлекать банковский, поскольку он связан с большими формальностями и доступен не всем.
Однако поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и нередко были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование после отгрузки товара до 85—90% суммы поставки позволяло поставщикам предоставлять покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков. Таким образом, факторинг явился средством, способствующим развитию новых фирм, упрочению связей между поставщиками и покупателями, насыщению товарных рынков конкурентоспособной продукцией.
Современный факторинг помогает бизнесу бороться с негативными сторонами коммерческого кредита и дает предприятию ряд других преимуществ. Он может выступать как средство защиты от потерь, связанных с «плохими долгами», не допуская рост таких долгов выше допустимого уровня; может явиться средством обеспечения учета продаж и административного управления дебиторской задолженностью за фиксированную цену, а также источником финансирования для растущего бизнеса.
Процедура факторинговой операции представляет собой покупку фактором дебиторской задолженности поставщиков, и она является общей для различных типов факторинговых сделок.
В структуре мирового факторинга около 90% сделок приходится на внутренний факторинг и 10% — на международный. В международном факторинге существенная роль принадлежит экспортному факторингу, который представляет собой продажу экспортером фактору краткосрочной дебиторской задолженности (обычно до 90 дней) по экспорту. Фактор обычно заключает с экспортером договор на покупку его долгов по поставкам всем покупателям в одной или нескольких странах.
Экспортный факторинг включает в себя, как правило, полный набор факторских услуг:
Обслуживая своих клиентов-экспортеров, факторинговые компании (экспорт-факторы) нередко работают совместно с иностранными факторинговыми компаниями, действующими.в странах импорта (импорт-факторами). Импорт-факторы помогают экспорт-факторам получать информацию о существующем или потенциальном дебиторе в своей стране, обеспечивать страхование риска неплатежа иностранного дебитора, взимать дебиторскую задолженность. Для этого факторинговые компании разных стран заключают соглашения или вступают в международные факторинговые ассоциации и группы. В конце 1960-х гг. организованы крупнейшие международные факторинговые группы: Интернэшнл фэкторз труп (International Factors Group S.C.), Фэкторз чейн интернэшнл (Factors Chain International, Хеллер файнэншл (Heller Financial, HF-NYSE). Интернэшнл фэкторз труп, охватывающая 28% мирового рынка факторинговых услуг, объединяет 63 факторинговых компании из 35 стран мира, а созданная в 1968 г. Фэкторз чейн на начало 2002 г. объединяла 150 факторов в 51 стране. Постепенно расширяется присутствие на международном рынке факторинговых услуг российских компаний и банков.
Информация о работе Лекции по "Международным валютно-кредитным отношениям"