Внутрифирменное ценообразование как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Ключевые слова: Целевой рынок, цена, качество, производственная себестоимость, плановая калькуляция, стимулирование сбыта, скидки, ценовая стратегия, маркетинг, предложение, стратегическое планирование.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УСТОЙЧИВОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ……………….6
1.1. Механизм внутрифирменного ценообразования, его влияние на
успех предприятия……………………………………………………………..6
1.2. Методы внутрифирменного ценообразования в формировании
конкурентных преимуществ…………………………………………………..10
1.2.1. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на рыночную текущую цену товара…………………………………………..10
1.2.2. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на издержки производства……………………………………………………..11
1.2.3. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на договорные цены………………………………………………………….13
1.2.4.Смешанные методы внутрифирменного ценообразования…………14
1.3. Взаимосвязь внутрифирменного ценообразования с другими
экономическими методами и функциями менеджмента…………………….14
2. АНАЛИЗ ВНУТРИФИРМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЕГО
ВЛИЯНИЯ НА УСПЕХ ОАО «МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ
ЗАВОД»
2.1. Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
анализ хозяйственной деятельности......................................................................17
2.2. Анализ внутрифирменного ценообразования на ОАО «Минский
подшипниковый завод» и его влияние на обеспечение ценовой
конкурентоспособности продукции……………………………………………24
2.3. Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке.........................................................28
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И УСПЕХА ОАО «МИНСКИЙ
ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»……………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....41

Файлы: 1 файл

МАРКЕТ ЦЕНООБ.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

     Расчёт  прибыли:

     I.  Выручка от реализации

     «минус»  1. Местные налоги (из выручки):

     «минус»  2. ВЗО

     «минус»  3. Стоимость реализованных покупных товаров

     «минус»  4. НДС из выручки

     «минус»  5. Косвенные налоги из выручки

     «равно»   Выручка, освобождённая от налогов  из выручки.

     II.   Себестоимость реализованной продукции

                      1. Производственная себестоимость,  пересчитанная на реализованную  продукцию;

                       2.     Коммерческие расходы и расходы по реализации

                       I - II = Прибыль от реализации продукции

     Прибыль от реализации продукции “+” “ - ” финансовые результаты по операционным и внереализационным доходам  и расходам = Общая прибыль.

     Общая Прибыль «минус» налог на недвижимость = Прибыль для расчёта на прибыль

     Налог на прибыль = Прибыль для расчёта  налога на Прибыль×24%

     Прибыль для расчёта налога на Прибыль  «минус» Налог на Прибыль = Прибыль  без налога на Прибыль.

     Прибыль «минус» налоги на доходы от сдачи в аренду госсобственности = Чистая прибыль  - прибыль к распределению.

     Показатель  рентабельности на предприятии рассчитывается  по отношению к себестоимости  продукции:

     Рентабельность = Прибыль/Себестоимость.

     В условиях рыночных отношений цена нового изделия устанавливается путем соглашения между двумя субъектами: производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) продукции, экономические интересы которых прямо противоположны. Производитель стремится продать ее по возможно более высокой цене, потребитель - приобрести по более низкой. В процессе торга продавец должен доказать покупателю, что ему выгодно заплатить назначенную цену. 

     2.3. Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности продукции предприятия на целевом рынке 

     В зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, однородности продукта предприятие выбирает одно из трех направлений действия:

     - приспособление к рыночной цене;

     - последовательное занижение цен;

     - последовательное повышение цен  (основанное на высокой репутации и качестве продукта).

     Политика  низких цен, ориентированная на конкурентов, часто применяется при вводе  новых продуктов с целью быстрого привлечения большого числа покупателей, использования преимуществ массового производства и устранения потенциальных конкурентов.

     Представленные  направления действий не исключают  друг друга. Существует связывающий  эти три формы ценообразования  метод, называемый методом калькуляционного выравнивания. Он применяется в основном при одновременном установлении цен на большое количество товаров. Его специфика заключается в отказе от затратно - ориентированного ценообразования на продукты, которые являются "индикаторами" возможностей предприятия. Суть метода состоит в том, что значение продуктов, входящих в производственную программу, неодинаково с точки зрения их влияния на конечный результат — это является следствием конкретных условий конкуренции и спроса. Высокие доходы, получаемые за счет одних продуктов, должны по крайней мере компенсировать убытки по реализации других.

     В рамках ценовой конкуренции может  применяться значительное количество моделей ценообразования. Наиболее популярным в условиях рынка стал метод ценообразования по существующим ценам, который основывается на оценке цен конкурентов с меньшим вниманием к своим издержкам и спросу на продукт. Предприятие может маневрировать, устанавливая такие же, как у конкурентов, а также низшие или высшие цены. В промышленных олигополиях, продающих сталь, бумагу, удобрения, обычно устанавливается цена, равная цене конкурентов. Небольшие предприятия выбирают политику "следования за лидером". Они меняют свои цены с изменением цен лидера чаще, чем этого требуют спрос или их издержки. Некоторые предприятия вводят небольшие скидки иди премии, но колебание обычно невелико.

     Метод целевых затрат впервые разработан в Японии. Суть его заключается  в том, что планирование будущей  себестоимости продукции начинается с установления целевой величины, в которую следует уложиться, с тем, чтобы продажа продукции  по существующим рыночным ценам обеспечила не только покрытие будущих затрат, но и получение прибыли. Следовательно, верхним ограничительным пределом являются рыночные цены в том регионе, где предполагается реализация продукции, намеченной к выпуску.

     Рассматриваемый метод ценообразования весьма распространен. Поскольку издержки на единицу продукта зачастую с трудом поддаются оценке, положиться на конкурентные цены — хорошее решение вопроса. Однако могут возникнуть трудности, связанные с отсутствием достоверной информации о ценах конкурентов из-за предоставления последними скидок или начисления дополнительной премии на цену за обслуживание или установку. В целом метод хорош тем, что установившиеся цены обеспечивают гарантированный доход, смягчают ценовую конкуренцию и стабилизируют рынок.

     Нижний  предел цены устанавливается исходя из интересов предприятия-изготовителя. Это минимальная цена, при которой  целесообразно производство новой  продукции. Это цена, которая после  реализации новой техники, уплаты всех видов налогов в бюджет и погашения кредитов, должна обеспечить уровень рентабельности производства продукции не ниже норматива и не ниже того уровня, который завод уже имеет, выпуская освоенную продукцию. При рентабельности ниже действующего норматива (ставки платы за кредит) завод не сможет оплатить кредит на освоение новых изделий. При рентабельности ниже достигнутого уровня заводу не выгодно освоение новой продукции.

     В общем случае нижний предел цены определяется путем суммирования полной себестоимости, прибыли и косвенных налогов и отчислений, приходящихся на одно изделие.

     Фактическая6 и отпускная цена оцениваемого изделия, которая должна находиться в интервале между верхним и нижним пределами отпускных цен, устанавливается в зависимости от ситуации на конкретных сегментах рынка и на таком уровне, чтобы предприятие могло получить максимально возможную прибыль при реализации оцениваемых изделий.

     Совершенствование расчета верхнего предела цены. Верхний  предел цены товара отражает его потребительскую  ценность, т. е. максимальную цену, которую предприятие-потребитель считает для себя возможным заплатить за них. Приведем расчет нижнего и верхнего предела цен подшипник ОАО «МПЗ». Базовым аналогом для сравнения возьмем подшипник (Германия) Solo, реализуемых на рынке Республики Беларусь. Необходимые данные представлены в табл. 2.6. 

Таблица 2.6 − Исходные данные для расчета верхнего предела цены подшипника

Показатель Условные

обозначения

Значения  показателей
Solo (базовая) Подшипник РБ

(оцениваемая)

1 2 3 4
Классификационные:

− полная масса , т

− мощность двигателя, л.с.

   
0,8

39

 
0,8

40

Нормативные:

− соответствие всем требованиям и правилам ЕЭК ООН

− соответствие другим международным требованиям (по надежности, экономичности, комфортности и др.)

− наличие всех необходимых сертификатов и разрешений

− возможность сервисного обслуживания

   
+

+ 

+ 
 

+ 

+

 
+

+ 

+ 
 

+ 

+

Технико-эксплуатационные:

− эксплуатационный расход э/энергии

− эксплуатационная скорость, км/ч

− ресурс до списания,  
− годовой ресурс

 
Рсп

Lгод

 
33,5

70,4

100

196,546

 
36,4

66,5

80

185,658

Экономические:

− годовые эксплуатационные издержки потребителя (без амортизационных отчислений), тыс.руб

в том числе:

− затраты на топливо, тыс.руб

− затраты на смазочные материалы, тыс.руб

− затраты на ТО и ТР, тыс.руб

− прочие затраты, тыс. руб.

− цена подшипника, тыс.руб

 
И 
 
 

Зт

Зсм

Зто,тр

З пр. 

Ц

 
79 ,240 
 
 

53 ,54

144,659

9 77,998

145,040 

206, 170

 
87 ,810 
 
 

54 ,510

290,243

16 15,000

14 3,060 

114, 540

Расчетные:

− верхний предел цены отечественного подшипника в сравнении с зарубежным аналогом, тыс.руб

− коэффициент конкурентоспособности отечественного подшипника в сравнении с зарубежным аналогом

 
Ц2вп
 
- 
 

-

 
143, 815 
 

1,255

 

     Так как верхний и нижний пределы  цены используются для оценки конкурентоспособности, то можно рассчитать показатели конкурентоспособности станка РБ по сравнению с Solo (базовая) при реализации его на рынке Республики Беларусь.

     Основной  причиной конкурентоспособности отечественного подшипника является его гораздо более низкая цена по сравнению с зарубежным аналогом, т.к. по всем остальным потребительским характеристикам отечественный подшипник уступает зарубежному аналогу. Однако это отставание с лихвой компенсировано гораздо более низкой ценой отечественного подшипника по сравнению с ценой на зарубежный аналог.

     Дополнительный  экономический эффект потребителя  от покупки отечественного подшипника вместо зарубежного аналога модели Solo определяем при количестве подшипников 1:

     Э доп, потр =(Ц2-Ц)·n =  (143, 815- 114, 540)∙1 = 29, 275 тыс. руб.

     Ц2 – расчетные: верхний предел цены отечественного подшипникка в сравнении с зарубежным аналогом, тыс.руб.

     Ц – экономические: цена подшипника тыс. руб.

     При этом при реализации 150 отечественных  подшипников предприятие-изготовитель получит дополнительный экономический эффект в размере 4,3 млн. руб., а прибыль составит 3,3 млн. руб. При покупке потребителем отечественного подшипника вместо зарубежного аналога его дополнительный экономический эффект будет равен 29, 275 тыс. руб.

     Следует сказать, что основным мероприятием по снижению цены производителем является снижение себестоимости и увеличения объема продаж.

     Можно выделить следующие основные направления  снижения себестоимости продукции на ОАО «Минский подшипниковый завод»:

  1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, которые облегчат условия труда и поднимут производительность.
  2. Улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов приведет к рациональному использованию и переориентацию на отечественных производителей сырья. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве.
  3. Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости и др.
  4. Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства, например, развития поточного производства, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. В заключение отметим, что, принимая решение о выборе того или иного уровня цены, руководству предприятия целесообразно опираться на несколько цен, рассчитанных для одного и того же товара, поскольку это позволит оценить возможности получения прибыли с различных сторон: исходя из спроса на товар, качества продукции, воспринимаемой ценности товара потребителем, уровня затрат на производство — и выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситуации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Предложения по использованию механизма    внутрифирменного ценообразования для

  повышения устойчивости и успеха ОАО «минский

  подшипниковый завод» 

     Исходя  из структуры видимого потребления  рынка РБ, структуры отгрузки ОАО  «МПЗ» на рынок РБ, рентабельности отгрузок на рынок РБ, рентабельности отгрузок по конструктивным группам, а также структуры потребления конвейерными предприятиями подшипников, не производимых ОАО «МПЗ», следует, что развитие возможно, в основном, за счет двух конструктивных групп – шариковой и конической, которые наиболее убыточны для производства на предприятии и являются неконкурентоспособными по ценам. Однако, учитывая структуру экспорта ОАО «МПЗ» и необходимости обеспечения рентабельной работы Общества, необходимо развивать, в первую очередь, роликосферическую группу подшипников, которая позволит увеличить экспорт продукции и улучшить показатель сальдо внешней торговли.

     Необходимо  изменить структуру продаж в РБ, с учетом сохранения объема продаж, за счет вывода из производства наиболее убыточных типов подшипников (по которым не перекрываются переменные и общепроизводственные затраты) с положительной рентабельностью или минимальной отрицательной рентабельностью.

     Необходимость рассмотрения на уровне Министерства промышленности, как основного собственника предприятия, а при необходимости Совета Министров, вопроса о сохранении в РБ производства двух конструктивных групп подшипников – шариковой и конической, как стратегически важных, в том числе в целях безопасности.

     Увеличение объема производства большинства убыточных типов до объемов потребности конвейерных предприятий РБ не приведет к существенным изменениям в рентабельности отгрузок (при средней рентабельности шариковой группы от -28% до -33% и конической – от -27% до -32% увеличение рентабельности составит около 2-5%). В свою очередь это приведет к значительному увеличению объемов продаж и, соответственно, к увеличению убытков, которые ОАО «МПЗ» не в состоянии перекрыть за счет увеличения объемов производства роликосферических подшипников из-за изношенности технологического оборудования. Увеличение же производства шариковых и конических подшипников в объемах сверх потребности конвейерных предприятий приведет к реализации продукции на рынке, в том числе и других стран, что невозможно из-за не конкурентоспособности продукции ОАО «МПЗ» по ценовому фактору. Реализация же по рыночным ценам приведет к еще большему увеличению убытков.

Информация о работе Внутрифирменное ценообразование как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)