Внутрифирменное ценообразование как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Ключевые слова: Целевой рынок, цена, качество, производственная себестоимость, плановая калькуляция, стимулирование сбыта, скидки, ценовая стратегия, маркетинг, предложение, стратегическое планирование.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УСТОЙЧИВОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ……………….6
1.1. Механизм внутрифирменного ценообразования, его влияние на
успех предприятия……………………………………………………………..6
1.2. Методы внутрифирменного ценообразования в формировании
конкурентных преимуществ…………………………………………………..10
1.2.1. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на рыночную текущую цену товара…………………………………………..10
1.2.2. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на издержки производства……………………………………………………..11
1.2.3. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на договорные цены………………………………………………………….13
1.2.4.Смешанные методы внутрифирменного ценообразования…………14
1.3. Взаимосвязь внутрифирменного ценообразования с другими
экономическими методами и функциями менеджмента…………………….14
2. АНАЛИЗ ВНУТРИФИРМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЕГО
ВЛИЯНИЯ НА УСПЕХ ОАО «МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ
ЗАВОД»
2.1. Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
анализ хозяйственной деятельности......................................................................17
2.2. Анализ внутрифирменного ценообразования на ОАО «Минский
подшипниковый завод» и его влияние на обеспечение ценовой
конкурентоспособности продукции……………………………………………24
2.3. Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке.........................................................28
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И УСПЕХА ОАО «МИНСКИЙ
ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»……………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....41

Файлы: 1 файл

МАРКЕТ ЦЕНООБ.doc

— 442.50 Кб (Скачать)
 

      Для наглядности структуру продаж подшипников  по регионам можно представить в виде диаграммы (рисунок 2.2)

Рисунок 2.1. Диаграмма структуры продаж подшипников по регионам

      Анализируя  структуру продаж подшипниковой  продукции по регионам  можно  сделать следующие выводы: основные отгрузки по трем годам велись по двум регионам – Беларусь и Россия. Анализируя 2010 год, мы видим, что отгрузка подшипников на территории РБ составляет 7 252,8 тыс.шт (70,9 % от общего количества отгруженных подшипников). Количество отгруженной продукции увеличилось на 1385,4 тыс.шт по сравнению с 2009 годом и находится примерно на одном уровне , если сравнивать с 2008 годом. В структуре продаж подшипников в Россию наблюдается тенденция уменьшения продаж. По Украине, прочим странам и дальнему зарубежью, если сравнивать 2009 и 2010 гг. наблюдается та же ситуация – идет плавное снижение продаж. Это происходит за счет расторжения договоров с некоторыми потребителями и увеличением конкуренции китайских и других производителей подшипников.

     Анализ текущего финансового состояния ОАО «Минский подшипниковый завод» проводился по данным бухгалтерской отчетности предприятия (балансов и приложений к нему) за 2008-2010 годы (таблица 2.4).

Таблица 2.4 − Динамика показателей финансово-экономической деятельности ОАО «МТЗ» за период 2008-2010 гг., млн. рублей

Наименование  показателя Годовое значение показателя, млн. руб. Темп  роста %
2008 г 2009 г 2010 г 2010/2008 2010/2009
1 2 3 4 7 8
Товарная  продукция в сопоставимых ценах  на начало года           200335                 143520                 228220        
113,9
 
159
Реализованная продукция  174204 124803 198447 113,9 159
Себестоимость реализованной продукции 138645 115989 185202 133,6 159,7
Управленческие  расходы 59 36 52 88,1 144,4
Расходы на реализацию 1186 1142 1579 133,1 138,3
Прибыль от реализации продукции 20658 -6515 9285 44,9 -
Чистая  прибыль 11952 -29944 443 3,7 -
Среднегодовая стоимость основных фондов 892680 917922 925794 103,7 100,9
Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных  средств 625870 596450 694345 110,9 116,4
Рентабельность  реализованной продукции % 8,6 - 0,2 - -
Рентабельность  всего капитала % 1,3 - 0,05 - -

Продолжение таблицы 2.4.

Фондоотдача с 1 рубля основных фондов % 0,22 0,16 0,25 113,6 156,2
Численность промышл-

произв. персонала

1209 1211 1220 100,9 100,7
Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего 165,7 118,5 187,06 112,9 157,9
 

     Темп  роста товарной продукции составил 159 % в 2010 г по отношению к 2009 году и 113,9% по отношению к 2008 г.

     Себестоимость реализованной продукции в динамике за 3 года так же увеличилась в 2008 году она составила 138 645 млн. руб., в 2009 году-  115 989 млн. руб., в 2010 году- 185 202 млн. руб. Темп роста  в 2010 году по сравнению с 2008 годом составил 33,6%, по сравнению с 2009 годом себестоимость реализованной продукции выросла на 59,7%.

     Анализируя  показатели рентабельности реализованной  продукции можно сделать вывод  о том, что на предприятии рентабельность за период 2008-2010 гг. снижалась. И в 2010 г. по сравнению с 2008 г. этот показатель снизился на 8,4 процентных пунктов.

     Для расчета показателя фондоотдачи  основные фонды необходимо учитывать  по балансовой стоимости. По сравнению  с 2009 г. в 2010 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов снизилась 0,95.

     Из  таблицы видно, что среднегодовая  выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 68,56 млн. руб./чел в 2010 году по сравнению с 2009 годом и на 21,36 млн. руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом. Прибыль от реализации продукции на ОАО «МПЗ» снижается, если в 2008 году она составляла 11952 млн. руб., то в 2009 году прибыль отрицательная -6515 млн. руб., а в 2010 году 9285 млн. руб. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное.

     Подавляющий удельный вес в структуре затрат на производство и реализацию продукции ОАО «МПЗ» имеют материальные затраты. Именно здесь и необходимо искать основные резервы снижения себестоимости продукции, а как следствие и снижение отпускных цен предприятия − изготовителя.  

     2.2 Анализ внутрифирменного ценообразования на ОАО «Минский подшипниковый завод» и его влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции 

     На  ОАО «Минский подшипниковый завод»  регулирование цен производится на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) принят в развитие п. 1.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4.

     Рассмотрим  изменения произошедшие в ценообразовании на ОАО «Минский подшипниковый завод» в 2011году:

     Оптовая надбавка к отпускной  цене. Ранее при поставке товаров на территории нашей страны транзитом оптовая надбавка торговой организации к отпускной цене организации-изготовителя или импортера не должна была превышать 5% (независимо от количества участвующих посредников). Теперь же согласно Постановлению № 196 эти ограничения исключены.

     Отпускные цены на товары иностранного происхождения. Отпускные цены на товары иностранного происхождения, ввезенные субъектами предпринимательской деятельности (импортерами) для последующей реализации на территории нашей страны, формируются исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам и с учетом конъюнктуры рынка. В этом пункте предусмотрена только одна оговорка: за исключением товаров, указанных в приложении 1 к Инструкции № 183. Согласно приложению 1 отпускные цены на товары иностранного происхождения формируются путем добавления надбавки в размере не более 30% к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам.

     Порядок предоставления скидок с отпускных цен  и тарифов. Упрощается механизм применения оптовых скидок с отпускных цен (тарифов) и деления оптовых скидок (внесены изменения в п. 18, 19 Инструкции № 183). В частности, отменяется обязательное требование, касающееся установления фиксированных размеров применяемых скидок и конкретных условий, в зависимости от которых они предоставляются. Это позволит субъектам предпринимательской деятельности более оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка и гибко использовать инструмент предоставления скидок в условиях развития конкурентной среды. Также в целях расширения возможностей применения механизма скидок при оказании услуг из Инструкции № 183 исключен п. 20.

     Отменены  ограничения оптовой надбавки в  размере до 20%. Постановлением № 196 отменены ограничения оптовой надбавки в  размере до 20% для субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую торговлю товарами несобственного производства. Данное изменение в значительной мере расширит возможности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере осуществления торговой и предпринимательской деятельности.

     Отпускные цены на ОАО «Минский подшипниковый завод» формируются затратным методом. Данный метод предполагает формирование цены на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли необходимой для воспроизводства.

     1. Затратный метод с учетом полных (или средних) издержек на производство продукции основан на определении полной себестоимости, включающей как переменные, так и постоянные издержки. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек: переменные (или прямые) плюс постоянные (или накладные), и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.

     Главное преимущество данного метода — его  простота и удобство. Это связано  с тем, что у производителя  всегда имеются данные о собственных  затратах. Однако он имеет два больших  недостатка:

     1) при установлении цен не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом;

     2) любой метод отнесения на себестоимость  товара постоянных накладных  расходов, которые являются расходами по управлению предприятием.

     Отпускная цена = себестоимость + прибыль + НДС. При обосновании цены на определённый товар на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. Плановая калькуляция изделия представлена в таблице 2.5. 

Таблица 2.5−  Плановая калькуляция подшипник 3626 КН

 Наименование  статей  Сумма  на 1 шт, руб.
 2  3
 Материалы за вычетом отходов  305228
 ТЗР от материалов 3%  9157
 Зарплата  основная  33980
 Дополнительная  зарплата  4835
 Отчисления  на соцстрах  13197
 Топливо и энергия  139574
 Вспомогательные материалы  8056
 Содержание  и эксплуатация оборудования  71315
 Общепроизводственные  расходы  35156
 Износ инструмента  12844
 Общехозяйственные расходы  59464
 Итого затрат  692806
 Потери  от брака  0
 Производственная  себестоимость  692806
 Внепроизводственные расходы 0,9%  6235
 Полная  себестоимость  699041
 Налоги, входящие в себестоимость 1,5%  10486
 Полная  себестоимость с налогами  709527
 Прибыль  0%  0
 Отпускная цена  709527
 НДС 20%  141905
 Цена  с НДС (20%)  851432

     Выписка из положения о ценообразовании ОАО «Минский подшипниковый завод». «Для определения экономически обоснованного уровня цен на продукцию ОАО «Минский подшипниковый завод» на предприятии формируется плановая калькуляция».

     Калькуляция рассчитывается на основании, норматива затрат на сырье, материалы и покупные комплектующие изделия, норматива затрат по основной заработной плате производственных рабочих, плановых смет накладных, прочих внепроизводственных расходов, в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в промышленных организациях.

     В практике ОАО «Минский подшипниковый завод»  условно-постоянные расходы относятся на себестоимость продукции пропорционально основной заработной плате основных производственных рабочих. Данный показатель определяется по формуле: 

                                     К= Рconst/ V,                                                             (2.1) 

     где    Рconst - условно-постоянные расходы (тыс. руб.);

     V – фонд заработной платы производственных  рабочих (тыс. руб.)

     Если  значительную долю в себестоимости  составляют материальные затраты, можно  использовать способ отнесения условно-постоянных расходов пропорционально стоимости  материальных ресурсов, пропорционально переменным затратам или полной себестоимости продукции.

       Платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ,услуг)

  1. налоги и отчисления от фонда оплаты труда:

     - отчисления в Фонд социальной  защиты населения;

     - взносы по обязательному страхованию  от несчастных случаев на производстве в Белгосстрах;

  1. прочие налоги и платежи и сборы:

     - экологический налог (налог за  пользование природными ресурсами  и платежи за размещение отходов)  в пределах установленных лимитов;

     - плата за проезд по платным  автомобильным дорогам;

     - отчисления в бюджетные инновационные  фонды.

     Важным  элементом цены является прибыль, которая  представляет собой форму чистого  дохода, категорию расширенного воспроизводства. Она необходима для развития производства и материального стимулирования на предприятии, а также является важным источником формирования доходной части бюджета.

Информация о работе Внутрифирменное ценообразование как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)