Управление запасами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности производства. Управление запасами призвано решить одну единственную задачу — минимизировать общую совокупность затрат, состоящую из затрат на запасы и упущенной выгоды и убытков, возникающих из-за остановок бизнеса по причине отсутствия запасов.

Оглавление

1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии 6
1.1. Понятие, виды и категории материальных запасов 6
1.2. Методы нормирования запасов 15
1.3. Системы управления запасами 18
2. Управление запасами и пути оптимизации на примере предприятия 24
2.1. Характеристика ООО «Граждан Строй» 24
2.2. Пути оптимизации запасов ООО «Граждан Строй» на основе модели факторного анализа 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам предпиятия.doc

— 341.50 Кб (Скачать)
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Запасы  представляют собой один из важнейших  факторов обеспечения постоянства  и непрерывности производства. Управление запасами призвано решить одну единственную задачу — минимизировать общую совокупность затрат, состоящую из затрат на запасы и упущенной выгоды и убытков, возникающих из-за остановок бизнеса по причине отсутствия запасов.

      Развитие  рыночных отношений определяет новые  условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.

      Грамотное управление запасами способно обеспечить уникальный, конкурентно способный ресурс компании. При адекватной оптимизации запасов, возможно, добиться значительного снижения транзакционных издержек, освободить перегруженные склады и при этом сохранить необходимый уровень качества и оперативности поставок клиентам.

      Актуальность  данной темы заключается в том, что  эффективное управление в современных  условиях рынка – необходимое  условие повышения эффективности  бизнеса, создания, развития и реализации конкурентного преимущества предприятия.

      Предмет исследования – направления оптимизации  оборотных средств в запасах.

      Объект  исследования – предприятие.

      Целью данной работы является:

      1) изучить теоретические аспекты  управления запасами.

      2) определить основные проблемы управления запасами предприятия и пути их решения;

      3) проанализировать управление запасами на предприятии;

      4) разработать конкретные предложения по повышению эффективности управления производственными запасами.

      Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

      1) определить основные методы управления запасами на предприятии;

      2) раскрыть функциональную роль запасов в производственном процессе;

      3) рассмотреть методы нормирования запасов предприятия;

      4) сделать выводы и привести предложения по оптимизации управления запасами на предприятии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии

1.1. Понятие, виды  и категории материальных  запасов

 

      Запасы — это активы:

  • предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности;
  • в процессе производства для такой продажи;
  • в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг.

Запасы  обладают следующими тремя важными свойствами:

  • Они материальны, т.е. имеют вещественную форму, их можно увидеть и пощупать
  • Запасы — это активы, т.е. ресурсы, которые компания может использовать для получения какой-либо пользы (или, как говорят те же международные стандарты, «для получения экономических выгод»)
  • Запасы, рано или поздно, будут потреблены (или, по крайней мере, предполагается, что они будут потреблены)
 

 Виды  запасов:

  • Если мы говорим о производственной компании, то основными видами запасов для нее будут:
  • Основные сырье и материалы, покупные комплектующие (т.е. то, что составляет основу производимой продукции, и что потребляет в основном технологическом процессе), которые еще не переданы в производство (при этом они могут находиться на складе предприятия, а могут быть еще в пути)
  • Разного рода вспомогательные материалы, которые используются для обеспечения основного технологического процесса (например, запчасти для оборудования, которые ждут своего часа в ремонтной службе) или для административно-управленческих целей (канцтовары в кладовке у завхоза)
  • Незавершенное производство (полуфабрикаты и комплектующие), которые прошли только часть технологического процесса и «ждут», когда их передадут на обработку (на сборку) на следующую технологическую операцию или передел
  • Готовая продукция, пока она еще не передана покупателю (при этом она может находиться на складе компании, а может находиться в дороге, на пути к покупателю)

Если  мы говорим о сервисной компании, то основными видами запасов для нее будут:

  • Материалы и комплектующие, которые непосредственно будут использоваться при оказании услуг (например, кабель, который лежит в кладовке Интернет-провайдера и который будет использован при оказании услуги подключения абонента)
  • Разного рода вспомогательные материалы, которые используются во вспомогательных производственных процессах и административно-управленческих процессах (запчасти для ремонта серверов у того же Интернет-провайдера и те же канцтовары в кладовке у завхоза)
  • Товары, если сервисная компания кроме оказания услуг еще и «приторговывает». (Например, тот же Интернет-провайдер при предоставлении услуги по подключению может еще продавать абоненту лицензионную антивирусную программу. CD с этой программой, которые компания до момента продажи хранит в своих «закромах», это тоже запасы.)

      Применительно же к торговой компании (в т.ч. розничной), основными видами запасов будут:

  • Товары, которые могут находиться в пути, на каком-нибудь распределительном складе, в «подсобке» магазина, в торговом зале
  • Разного рода вспомогательные материалы, которые используются в обеспечивающих и административно-управленческих процессах (запчасти для торгового оборудования, моющие средства для уборки торгового зала, те же канцтовары)

      Как мы видим, в компаниях всех трех типов есть одна общая группа запасов — запасы в виде вспомогательных материалов, т.е. ресурсов, которые используются для обеспечения деятельности этих компаний и для административно-управленческих целей.

      Причины образования запасов:

  • Первая причина образования запасов состоит в том, что, при всем желании, избавиться от них просто бывает невозможно. А если мы пытаемся без них обойтись, то наша жизнь автоматически превращается в абсурд.
  • Вторая причина образования запасов — это стремление обеспечить бесперебойную работу бизнеса.

      Третья  причина образование запасов — это стремление снизить затраты на ведение бизнеса. [3]

      Суть  второй причины образования запасов  сводится к тому, что мы стремимся уйти от упущенной выгоды или убытков. А суть третьей причины образования запасов связана с тем, что мы стремимся уйти от неоправданно высоких затрат. Но и в том, и в другом случае в основе формирования запасов лежит наше стремление оптимизировать бизнес. Только для второй причины главным в этой оптимизации является избавление от упущенной выгоды и убытков, а для третьей причины — избавление от излишних, неоправданных затрат. [3]

      Потребность в материальных ресурсах на образование запасов определяется в трех оценках:

      1) в натуральных единицах измерения,  что необходимо для установления  потребности в складских помещениях;

      2) в денежной (стоимостной) оценке  для выявления потребности в  оборотных средствах и увязки с финансовым планом;

      3) в днях обеспеченности – в  целях планирования и контроля  за выполнением графика поставки [4].

      Обеспеченность  предприятия запасами в днях исчисляется  по формуле:

      Здн = Зmi / Pдi

      где Здн – запасы сырья и материалов, в днях; Зmi – запасы i-ого вида материальных ресурсов в натуральных или стоимостных показателях; Pдi – средний дневной расход i-ого вида материальных ресурсов в тех же единицах измерения [4].

      Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса [5].

      Классификация запасов

      На запасы, впрочем, как и на все прочие объекты управления на предприятии или в компании, можно посмотреть с разных точек зрения.

      Иными словами, в отношении запасов можно использовать разные классификационные признаки.

      Запасы  можно рассматривать  с точки зрения:

  • Потребителя, для которого эти запасы созданы
  • Места нахождения запасов
  • Времени, применительно к которому говорят о запасах
  • Функции, которую выполняют запасы

      С точки зрения потребителя, для которого запасы создаются, можно выделить:

  • Производственные запасы
  • Товарные запасы

      Производственные  запасы — это запасы, потребителями которых является сама компания.

      В производственной компании к таковым относятся основные сырье и материалы, комплектующие, незавершенное производство и вспомогательные материалы. А в сервисных и торговых к производственным запасам относятся вспомогательные материалы.

      Задача  производственных запасов — обеспечить бесперебойную работу самой компании.

      Товарные  запасы — это запасы, созданные для внешних потребителей.

      В производственной компании к таковым относятся готовая продукция. А в торговых и сервисных компаниях — товары.

      Задача  товарных запасов — обеспечить бесперебойное удовлетворение потребностей внешних потребителей.

      Если  рассматривать запасы с точки зрения места нахождения, то можно выделить:

  • Запасы, находящиеся внутри компании (на складах, в производстве, в торговом зале и т.д.)
  • Запасы, находящиеся вне компании (это запасы в пути, или, например, запасы в виде материалов, переданных на переработку другой компании)

      Очевидно, что конкретное место нахождения запасов очень сильно зависит  от того, является компания производственной, сервисной или торговой. А также от схем организации бизнеса, используемых в компании. Например, собственную торговую точку компания может обеспечивать товарами через собственный же распределительный центр. А может и не быть никакого центра, так что поставщики будут доставлять товары непосредственно в торговую точку.

      С точки зрения привязки ко времени можно выделить:

  • Запасы на какую-либо дату (например, — запасы на сегодня, на два дня назад, которые будут через неделю, которые были на начало месяца и которые будут в конце месяца)
  • Запасы по отношению к какому-либо периоду. При этом могут рассматриваться, в частности, средний уровень запасов за период (например, средний уровень запасов в течение года) или изменение уровня запасов за период (например, как изменился уровень запасов в течение месяца)

      С точки зрения функции (назначения) запасов можно выделить:

  • Текущие запасы
  • Подготовительные запасы
  • Гарантийные запасы
  • Сезонные запасы
  • Переходящие запасы

      Текущие запасы — это запасы между двумя поставками. Они нужны для того, чтобы компания смогла нормально, безостановочно отработать от одной поставки до другой.

Информация о работе Управление запасами на предприятии