Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:33, курсовая работа
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности производства. Управление запасами призвано решить одну единственную задачу — минимизировать общую совокупность затрат, состоящую из затрат на запасы и упущенной выгоды и убытков, возникающих из-за остановок бизнеса по причине отсутствия запасов.
1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии 6
1.1. Понятие, виды и категории материальных запасов 6
1.2. Методы нормирования запасов 15
1.3. Системы управления запасами 18
2. Управление запасами и пути оптимизации на примере предприятия 24
2.1. Характеристика ООО «Граждан Строй» 24
2.2. Пути оптимизации запасов ООО «Граждан Строй» на основе модели факторного анализа 27
СОДЕРЖАНИЕ
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности производства. Управление запасами призвано решить одну единственную задачу — минимизировать общую совокупность затрат, состоящую из затрат на запасы и упущенной выгоды и убытков, возникающих из-за остановок бизнеса по причине отсутствия запасов.
Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
Грамотное управление запасами способно обеспечить уникальный, конкурентно способный ресурс компании. При адекватной оптимизации запасов, возможно, добиться значительного снижения транзакционных издержек, освободить перегруженные склады и при этом сохранить необходимый уровень качества и оперативности поставок клиентам.
Актуальность
данной темы заключается в том, что
эффективное управление в современных
условиях рынка – необходимое
условие повышения
Предмет исследования – направления оптимизации оборотных средств в запасах.
Объект исследования – предприятие.
Целью данной работы является:
1) изучить теоретические аспекты управления запасами.
2) определить основные проблемы управления запасами предприятия и пути их решения;
3) проанализировать управление запасами на предприятии;
4) разработать конкретные предложения по повышению эффективности управления производственными запасами.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить основные методы управления запасами на предприятии;
2) раскрыть функциональную роль запасов в производственном процессе;
3) рассмотреть методы нормирования запасов предприятия;
4)
сделать выводы и привести предложения
по оптимизации управления запасами на
предприятии.
Запасы — это активы:
Запасы обладают следующими тремя важными свойствами:
Виды запасов:
Если мы говорим о сервисной компании, то основными видами запасов для нее будут:
Применительно же к торговой компании (в т.ч. розничной), основными видами запасов будут:
Как мы видим, в компаниях всех трех типов есть одна общая группа запасов — запасы в виде вспомогательных материалов, т.е. ресурсов, которые используются для обеспечения деятельности этих компаний и для административно-управленческих целей.
Причины образования запасов:
Третья причина образование запасов — это стремление снизить затраты на ведение бизнеса. [3]
Суть второй причины образования запасов сводится к тому, что мы стремимся уйти от упущенной выгоды или убытков. А суть третьей причины образования запасов связана с тем, что мы стремимся уйти от неоправданно высоких затрат. Но и в том, и в другом случае в основе формирования запасов лежит наше стремление оптимизировать бизнес. Только для второй причины главным в этой оптимизации является избавление от упущенной выгоды и убытков, а для третьей причины — избавление от излишних, неоправданных затрат. [3]
Потребность в материальных ресурсах на образование запасов определяется в трех оценках:
1)
в натуральных единицах
2) в денежной (стоимостной) оценке для выявления потребности в оборотных средствах и увязки с финансовым планом;
3)
в днях обеспеченности – в
целях планирования и контроля
за выполнением графика
Обеспеченность предприятия запасами в днях исчисляется по формуле:
Здн = Зmi / Pдi
где Здн – запасы сырья и материалов, в днях; Зmi – запасы i-ого вида материальных ресурсов в натуральных или стоимостных показателях; Pдi – средний дневной расход i-ого вида материальных ресурсов в тех же единицах измерения [4].
Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса [5].
Классификация запасов
На запасы, впрочем, как и на все прочие объекты управления на предприятии или в компании, можно посмотреть с разных точек зрения.
Иными словами, в отношении запасов можно использовать разные классификационные признаки.
Запасы можно рассматривать с точки зрения:
С точки зрения потребителя, для которого запасы создаются, можно выделить:
Производственные запасы — это запасы, потребителями которых является сама компания.
В производственной компании к таковым относятся основные сырье и материалы, комплектующие, незавершенное производство и вспомогательные материалы. А в сервисных и торговых к производственным запасам относятся вспомогательные материалы.
Задача производственных запасов — обеспечить бесперебойную работу самой компании.
Товарные запасы — это запасы, созданные для внешних потребителей.
В производственной компании к таковым относятся готовая продукция. А в торговых и сервисных компаниях — товары.
Задача товарных запасов — обеспечить бесперебойное удовлетворение потребностей внешних потребителей.
Если рассматривать запасы с точки зрения места нахождения, то можно выделить:
Очевидно, что конкретное место нахождения запасов очень сильно зависит от того, является компания производственной, сервисной или торговой. А также от схем организации бизнеса, используемых в компании. Например, собственную торговую точку компания может обеспечивать товарами через собственный же распределительный центр. А может и не быть никакого центра, так что поставщики будут доставлять товары непосредственно в торговую точку.
С точки зрения привязки ко времени можно выделить:
С точки зрения функции (назначения) запасов можно выделить:
Текущие запасы — это запасы между двумя поставками. Они нужны для того, чтобы компания смогла нормально, безостановочно отработать от одной поставки до другой.