Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:33, курсовая работа
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности производства. Управление запасами призвано решить одну единственную задачу — минимизировать общую совокупность затрат, состоящую из затрат на запасы и упущенной выгоды и убытков, возникающих из-за остановок бизнеса по причине отсутствия запасов.
1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии 6
1.1. Понятие, виды и категории материальных запасов 6
1.2. Методы нормирования запасов 15
1.3. Системы управления запасами 18
2. Управление запасами и пути оптимизации на примере предприятия 24
2.1. Характеристика ООО «Граждан Строй» 24
2.2. Пути оптимизации запасов ООО «Граждан Строй» на основе модели факторного анализа 27
Подготовительные запасы формируют с целью более рационального их последующего использования.
Гарантийные (страховые) запасы создаются на случай возникновения каких-либо форс-мажоров в снабжении.
Сезонные запасы формируются, если в течение года происходят плановые «провалы» в снабжении.
Переходящие запасы — это запасы на конец одного периода и начало следующего. Они необходимы для того, чтобы на рубеже периодов в компании не возникали простои.
Можно применить к запасам еще ряд классификационных признаков.
В частности, рассмотреть запасы с точки зрения их ликвидности. В соответствии с этим признаком можно выделить ликвидные запасы — запасы, которые можно использовать по прямому назначению, и неликвидные запасы — которые по прямому назначению использовать нельзя.
Все эти признаки классификации, в большей или меньшей степени используются при управлении запасами. [3]
Затраты связанные с создание и содержание запасов (далее «затратами на запасы»), принято делить на две больших группы:
Если, например, речь идет об основных материалах и комплектующих, то к затратам на формирование запасов можно отнести:
К затратам на содержание, в отношении тех же материалов, будут относиться:
Эти две группы затрат — затраты на формирование запасов и затраты на содержание запасов — довольно существенно отличаются друг от друга с точки зрения свой природы и своих характеристик. [3]
Но прежде, чем рассматривать их, введем такое понятие, как «заказ» («партия»).
Заказ (партия) — это некая величина (некий объем) запасов, формируемых одномоментно (разово).
Главная характеристика партии — это размер партии. И как раз затраты на формирование и содержание запасов мы будем засматривать с точки зрения того, как они зависят от размеров партии.
Затраты на формирование запасов.
Есть затраты, которые, практически не зависят от размера партии. Например, к ним относятся затраты на оплату труда персонала, который занимался всей подготовительной работой по приобретению тех же материалов. По существу, нет особой разницы — две тонны материала к нам придут или двести тонн. Время, которое потратит персонал на эту «снабженческую суету», будет одинаковым. А значит и затраты на оплату его труда будут одинаковыми. Аналогичным образом можно охарактеризовать и затраты на командировки.
Получается, что эти затрат носят условно-постоянный характер и от размера партии не зависят. Вывод напрашивается следующий: надо стремиться к покупке максимально большой партии. Тогда на единицу приобретаемых материалов «упадет» меньше этих условно-постоянных затрат.
Другая часть затрат будет иметь очевидную склонность к зависимости от размера партии. Сюда можно отнести, в частности, комиссионные, выплаченные посредникам, и страховую премию, уплаченную страховой компании. Ведь и размер комиссионных, и размер страховой премии зависят от стоимости закупаемых материалов, а значит и от их количества, т.е. от размера партии. [3]
Вывод такой: купим партию побольше, больше будет и величина данных затрат. Но на единицу покупаемых материалов будет приходиться одна и та же величина данных затрат, независимо от размера партии. Так вывод наш, на самом деле, не вполне корректен, и данные затраты, вообще говоря, не очень то нам важны, с точки зрения определения размера партии!
В целом же, если подытожить, то затраты на формирование запасов имеют склонность к снижению (на единицу запасов) при увеличении размера партии.
Затраты на содержание запасов.
Скорее всего, затраты на страхование, затраты вследствие «замороженности» капитала можно отнести к зависящим от размера партии. (Они зависят от среднего уровня запасов, а он, в свою очередь, зависит от размеров партии поставляемых ресурсов.)
Возможно, что и затраты на обеспечение особых условий хранения в некоторых случаях будут зависеть от размера партии.
А вот затраты на содержание мест хранения (складов или специальных открытых площадок) и затраты на оплату труда персонала, скорее всего, мало зависят от среднего размера запасов и, стало быть, от размера партий, поскольку складские площади останутся неизменными и количество складского персонала будет неизменным. По крайней мере, в краткосрочном периоде.
В целом же, если подытожить, то затраты на содержание (на хранение) запасов имеют склонность к росту (на единицу запасов) при увеличении размера партии.
Свойства тех или иных статей затрат (на запасы) очень сильно зависят от конкретных условий, в которых они возникают, но при этом можно говорить о наличии следующих закономерностей:
Таким образом, чтобы снизить затраты на запасы (как сумму затрат на формирование запасов и затрат на содержание запасов) необходимо найти некий «оптимум», т.е. некий размер партии, при котором эти затраты будут минимальными.
Затраты на управление запасами.
Производственные запасы — это материальные ресурсы, находящиеся на предприятии, но не вступившие в производственный процесс.
Состав
оборотных средств в
В зависимости от назначения запаса и необходимости подготовки материальных ресурсов к использованию в производстве различают текущий, страховой (или гарантийный), технологический (или подготовительный) и транспортный запасы.
Текущий запас необходим для обеспечения бесперебойного хода производства на предприятии в период между очередными поставками. Норма текущего запаса принимается, как правило, равной половине среднего интервала между двумя очередными поставками. Максимальная величина текущего запаса (Зтек) определяется по формуле:
Зтек = Пср. сут × Т
где Пср. сут — среднесуточная потребность в данном материале, натуральные единицы измерения; Т — время между двумя очередными поставками, дни.
Страховой запас предусмотрен для предупреждения последствий, связанных со сбоями в снабжении. Норма страхового запаса устанавливается либо в пределах 30–50 % от нормы текущего, либо равной максимальному времени отклонений от интервала поставок. Страховой, или гарантийный, запас (Зстр) рассчитывается по формуле:
Зстр = Nз. стр × П
где Nз. стр — норма страхового запаса материалов, дни; П — среднедневная потребность в данном виде материалов, руб.
Подготовительный (технологический) запас (Зтех) создается в тех случаях, когда поступающие на предприятие сырье и материалы требуют соответствующей дополнительной подготовки: сушки, сортировки, раскроя, комплектации и т. п. Норма подготовительного запаса определяется с учетом конкретных условий производства и включает в себя время на прием, разгрузку, оформление документов и подготовку к дальнейшему использованию сырья, материалов и комплектующих. Величина такого запаса определяется следующим образом:
Зтех = Пср. сут × Тц
где Тц — длительность технологического цикла, дни.
Транспортный запас (Зтр) образуется в случае расхождения в сроках движения документооборота и оплаты по ним и времени нахождения материалов в пути. Его величина рассчитывается прямым и аналитическим методами.
Метод прямого счета применяется при незначительной номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков. Если поставщик находится на далеком расстоянии, платежные документы на сырье прибывают и оплачиваются компанией раньше, чем поступает груз. Поэтому размер транспортного запаса равен времени промежутка между оплатой счета и поступлением сырья в компанию.
При большом числе поставщиков и значительной номенклатуре потребляемых ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом. Для этого из данных бухгалтерского учета за прошлый год берутся остатки товарно-материальных ценностей в пути на начало каждого квартала минус стоимость ресурсов, задержавшихся в пути сверх установленных сроков.