Внутрифирменное ценообразование как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Ключевые слова: Целевой рынок, цена, качество, производственная себестоимость, плановая калькуляция, стимулирование сбыта, скидки, ценовая стратегия, маркетинг, предложение, стратегическое планирование.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УСТОЙЧИВОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ……………….6
1.1. Механизм внутрифирменного ценообразования, его влияние на
успех предприятия……………………………………………………………..6
1.2. Методы внутрифирменного ценообразования в формировании
конкурентных преимуществ…………………………………………………..10
1.2.1. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на рыночную текущую цену товара…………………………………………..10
1.2.2. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на издержки производства……………………………………………………..11
1.2.3. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный
на договорные цены………………………………………………………….13
1.2.4.Смешанные методы внутрифирменного ценообразования…………14
1.3. Взаимосвязь внутрифирменного ценообразования с другими
экономическими методами и функциями менеджмента…………………….14
2. АНАЛИЗ ВНУТРИФИРМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЕГО
ВЛИЯНИЯ НА УСПЕХ ОАО «МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ
ЗАВОД»
2.1. Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
анализ хозяйственной деятельности......................................................................17
2.2. Анализ внутрифирменного ценообразования на ОАО «Минский
подшипниковый завод» и его влияние на обеспечение ценовой
конкурентоспособности продукции……………………………………………24
2.3. Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке.........................................................28
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И УСПЕХА ОАО «МИНСКИЙ
ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»……………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....41

Файлы: 1 файл

МАРКЕТ ЦЕНООБ.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

      Высшим  органом управления в Обществе является общее собрание акционеров. В период между собраниями акционеров общее руководство деятельностью осуществляет наблюдательный совет. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет генеральный директор.

      Существующая  организационная структура ОАО  «Минского подшипникового завода» обеспечивает осуществление полного производственного цикла изделий, начиная с разработки конструкторской и технологической документации на производимую продукцию, создание и совершенствование средств производства (включая производство и модернизацию отдельных видов оборудования, изготовление инструмента и оснастки) и завершая производством и реализацией продукции.

      Мировую подшипниковую отрасль определяют 10 компаний, которые контролируют около 90% мирового рынка подшипников (это составляет около 35 млрд. долл..США) (таблица 2.1): 

Таблица 2.1 −  Доля мирового рынка 10 подшипниковых  компаний

Компания Страна  регистрации Торговая

марка

Доля  мирового рынка
SKF Group Швеция SKF 19
FAG Kugelfischer G. Sch. AG Германия FAG - INA 20
INA Schaeffler KG Германия
SNR Roulemente Франция NTN - SNR 8
NTN Япония
The Timken Company США TIMKEN - TORRINGTON 13
Torrington США
NSK Ltd Япония NSK 16
Koyo-Seiko Япония KOYO 11
Nachi-Fujikoshi Япония NACHI 3
 

         Конкуренция в подшипниковой отрасли вынуждает компании к объединению в альянсы. В 21 веке развиваются процессы глобализации подшипниковой отрасли. При этом слияния осуществляют транснациональные корпорации, которые и до слияния присутствовали на всех континентах: NSK (Япония) – RHP (Великобритания), INA (Германия) – FAG (Германия), TIMKEN (США) – TORINGTON (США), NTN (Япония) – SNR (Франция). Специалисты подшипниковой отрасли считают, что процесс глобализации отрасли не закончен и через 10 или более лет мировой рынок подшипников будет контролироваться двумя-тремя транснациональными группами. Основа для доминирования вышеуказанных торговых марок на мировом рынке – преимущественное распространение в мире технологий и оборудования Европейского Союза, США и Японии.

      Лишь  около 5% мирового рынка контролируют производители Восточной Европы, СНГ, Китая и Индии. В этой группе доминируют производители подшипников Китая и Индии, количество которых превышает тысячу компаний (на них приходится около 70% указанного сектора рынка или более 4% мирового рынка подшипников). Основа для доминирования компаний Китая и Индии в этом секторе мирового рынка – низкий уровень цен.

      Подшипники  – это не конечный продукт для  потребителя, а стандартизированная  комплектующая единица для машин  и оборудования, а также для  ремонтно-эксплуатационных нужд, их использование  определяется производителями машин и технологического оборудования. Учитывая, что на мировом рынке большая доля занята производителями японских, европейских и американских марок, а также доминирование на рынке подшипников лидеров данной отрасли, рынок продаж подшипниковой продукции ОАО «МПЗ» ограничен. Кроме того, после вступления стран Восточной Европы в ЕС, ускоренными темпами идет перевооружение преимущественно на технологическое оборудование производства ЕС. Аналогичные процессы все с ускоряющими темпами набирают силу и в странах СНГ, что также приводит к сужению рынка сбыта подшипниковой продукции ОАО «МПЗ». Выйти же на рынки производства машин и оборудования, давно занятые японскими, европейскими и американскими производителями, в настоящее время не представляется возможным в связи с технологической отсталостью и изношенностью оборудования ОАО «МПЗ», что приводит к существенной разнице в качестве производимой продукции. Кроме того, большое количество предложений на рынке, особенно стран дальнего зарубежья, обусловило острую ценовую конкуренцию.

      ОАО «МПЗ» - технологически специализированное предприятие с основным товарным ассортиментом – роликовые сферические  подшипники, доля которых в структуре  продаж составляет более 60%. В структуре  же мирового потребления подшипников роликовые сферические подшипники составляют небольшую часть – около 13% как по стоимости, так и по весу. В указанной товарной нише, где ранее реализовывалась и реализовывается в настоящее время большая часть продукции ОАО «МПЗ» с каждым годом конкуренция ужесточается, и основным фактором, который играет здесь первостепенную роль, является цена. Китайские производители, используя государственную поддержку в виде финансовых льгот на экспортируемую продукцию и льготных валютных кредитов, постоянно расширяют номенклатуру выпускаемых подшипников все с возрастающим уровнем качества и низким уровнем затрат за счет  использования японских, европейских и американских технологий и оборудования (высокопроизводительных и менее энергоемких) и дешевой рабочей силы.

      ОАО «МПЗ» является метало- и энергоемким  предприятием, как следствие, рост цен  на топливно-энергетические ресурсы  и подшипниковую сталь (за 2006 –  первое полугодие 2007 г. на черный металлопрокат  – от 11-32%; цветной металл – 75-87%; электроэнергия – 18,4%; теплоэнергия – 54,4%; газ – 93,6%) приводит к росту себестоимости продукции ОАО «МПЗ» и вынуждает повышать цены на выпускаемую продукцию для обеспечения рентабельности продаж и болезненно воспринимается рынком[5].

      Кроме того, в настоящее время большинство заводов-производителей сокращает собственное производство и переходит на закупку комплектующих  к подшипникам и готовых подшипников с клеймом производителя СНГ у Китайских производителей. Следует также отметить, что в настоящее время большинство производителей перешло на входной контроль с целью сокращения потерь от поставки некачественных комплектующих, и  качество выпускаемой продукции все больше сказывается при работе с потребителями и при оценке соотношения цена-качество. В свою очередь, качество – это, прежде всего, высокотехнологичное оборудование, на ОАО «МПЗ» же износ основного технологического оборудования составляет 95,6%.

      Учитывая  данные факты и принимая во внимание, что в настоящее время разница  в ценах между подшипниковой  продукцией ОАО «МПЗ» и китайского производства составляет 30-70%, в зависимости от производителя подшипников, в ближайшее время главную роль будет играть оптимальное соотношение цены и качества продукции.

      Конкурентов ОАО «Минский подшипниковый завод» можно условно разделить на три стратегические группы исходя из позиционирования (восприятия потребителями) торговых марок на глобальном рынке в системе «качество-цена» и относительно схожими другими характеристиками (размеры компаний, годовой оборот, глобальный характер торговых марок).

      Анализ  всей продукции, выпускаемой на заводе, можно произвести по следующим показателям:

      − широта – в целом на предприятии кроме подшипников также изготавливают товары народного потребления;

      − насыщенность – например, МПЗ выпускает следующие конструктивные группы подшипников: шариковые, игольчатые, карданные, шарнирные, роликовые конические, роликовые сферические; все они также делятся на группы (подшипники шариковые радиальные, радиальные сферические двухрядные, радиально-упорные, радиально-упорные многорядные, упорно-радиальные многорядные);

      − глубина – в рамках каждой ассортиментной группы также выделяют виды подшипников;

      − гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и др. показателей; МПЗ производит гармоничные товары, т.к. все они производятся на одном оборудовании, из одинакового сырья, не предъявляя дополнительных требований к производству.

      Формирование  плана производства и реализации продукции, а также товарного  портфеля осуществляется на основании  заявок потребителей на производство определенного вида продукции. Критерии привлекательности товарного портфеля предприятия представлены  в табл. 2.2.  

     Таблица 2.2 − Критерии привлекательности товарного портфеля ОАО «МПЗ»

Критерий  привлекательности Вес критерия Диапазон  оценки, баллы
Низкий Средний Высокий
1 2 3
1.Глубина  ассортимента 0,11 До 5 позиций 5-10 позиций Больше 10 позиций
2.Наличие новых товаров 0,10 До 10 % 10-20 % Выше 20  %
3.Наличие  товаров-заменителей 0,10 До 10 % 10-20 % Выше 20 %
4.Качество  товаров с точки зрения покупателей 0,15  
Низкое
 
Среднее
 
Высокое
5.Темп  роста доли продаж 0,13 Уменьшается Без изменений Увеличивается
6.Стадия  жизненного цикла товара 0,08  
Насыщение
 
Зрелость
 
Рост
7.Степень  удовлетворенности покупателей  ассортиментом 0,14  
Не удовлетворены 
 
Удовлетворены частично
 
Полностью удовлетворены
8.Выгода  покупки 0,07 Наличие очередей, трудности в поиске нужного товара Незначительные  очереди, необходимый товар не всегда есть в наличии Отсутствие  очередей, легко найти  нужный товар
9.Учет  пожеланий потребителей при формировании  ассортимента 0,12  
Не выполняются
 
Выполняются не всегда
 
Всегда  выполняются
Всего 3      
 

     Сумма произведений весов критериев и  полученных оценок равна 3. Таким образом, на основе проведенных расчетов можно  сделать вывод о том, что оптимальной  стратегией для ОАО «МПЗ» является стратегия выборочного развития, для которой характерен средний уровень конкурентоспособности и привлекательности товарного портфеля.  Рекомендуемая стратегия предполагает поиск путей для одержания конкурентных преимуществ, вложение средств в товары с высокой прибыльностью и меньшим риском, специализация на перспективных товарах и товарных группах, т. е. концентрирование инвестиций в сегментах, где существует хорошая прибыльность и относительно низкий уровень риска.

    Предприятие имеет 4 основные рынка сбыта своей продукции: РБ, РФ, Украина, Дальнее Зарубежье. В целом для выбора потребителей используется несколько критериев, но основным является платежеспособность заказчика и цена, которую он готов заплатить за необходимый ему товар. В таблице 2.3 приведены данные о продаже подшипников по регионам[19]. 

Таблица 2.3 − Данные о продаже подшипников по регионам

Регион Объем продаж, тыс. шт. Соотношение отгрузок по годам,%
2008г 2009г 2010г 2009/2008 2010/2009 2010/2008
Беларусь 7262,9 6140,4 7252,8 84,5 118,1 99,9
Россия 6491,1 2990,0 2425,1 46,1 81,1 37,4
Украина 340,4 508,9 453,0 149,5 89,0 133,1
Прочие  страны 38,3 26,3 24,1 68,7 91,6 62,9
Дальнее зарубежье 237,3 87,0 68,4 36,7 78,6 28,8
Итого: 14370,0 9752,6 10223,4 67,9 104,8 71,1

Информация о работе Внутрифирменное ценообразование как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)