Управление оптовой и розничной торговлей в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель заключается в исследовании функционирования розничной и оптовой торговли, а также разработке основных направлений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть сущность и формы розничной торговли;
выявить понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли;
исследовать значение оптовой и розничной торговли;
изучить формирование ассортимента продукции и организации маркетинговой деятельности в оптовой и розничной торговли;
проанализировать текущее состояние розничной торговли
определить текущее состояние оптовой торговли в России; рассмотреть недостатки розничной и оптовой торговли в России;
предложить основные направления по совершенствованию российской оптовой и розничной торговли;
выявить перспективы маркетинга в торговле.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и формы розничной торговли……………………………………9
1.2 Понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли………14
1.3 Значение розничной и оптовой торговли в маркетинге…………………..22
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
2.1 Анализ текущего состояния розничной торговли в России………………29
2.2 Динамика развития оптовой торговли и ее место в отраслевой структуре национальной экономики……………………………………………………….38
2.3 Недостатки Российской оптовой и розничной торговли…………………44
3 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Основные направления по совершенствованию российской оптовой розничной торговли……………………………………………………………...48
3.2 Перспективы развития маркетинга в торговле…………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....59

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 254.37 Кб (Скачать)

Результаты обследования, проведенного Росстатом в IY  квартале 2010 г., свидетельствуют о некотором повышении уровня потребительской уверенности населения.

Индекс потребительской уверенности  поднялся в  IY  квартале  по сравнению с III кварталом на 1% пункт и составил 10 %. Рост индекса потребительской уверенности обусловлен   положительными сдвигами в оценке населением  произошедших и ожидаемых изменений в экономике России. Индекс произошедших изменений в экономике России вырос на 3% пункта и составил  в  IY  квартале  (-7%) против (-10%) в III квартале. Индекс ожидаемых изменений в экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу поднялся на 3,5% пункта (IY кв. (-0,5%), III кв. – (-4%)). Положительные изменения в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 27% опрошенных.

Произошедшие изменения в потребительских  ожиданиях населения повлияли  на использование доходов. В 2010 г.  при росте объема денежных доходов населения по сравнению с 2009 г.  на 11,1%, средства, израсходованные на покупку товаров, выросли на 11,5%, тогда как сбережения только на 4,0%. В структуре использования денежных доходов населения за 2010г. доля потребительских расходов составила 69,8% всех денежных доходов населения, из них расходы на покупку товаров – 54,4% (в 2009 г. – 69,5% и 53,7% соответственно).

Складывающаяся ситуация, под воздействием тенденции смещения фокуса  потребительских предпочтений в пользу  покупок продуктов питания и более дешевых товаров повседневного спроса, оказала влияние на динамику продаж товаров продовольственной и непродовольственной групп.

В 2010 г. оборот пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями развивался более динамично, чем непродовольственными товарами и по сравнению с 2009 г. увеличился на 5,1%, тогда как  оборот непродовольственных товаров всего на 3,8%.

Вместе с тем, следует отметить, что восстановление кредитования физических лиц, начиная с апреля, способствовало наращиванию объемов продаж крупных  покупок, что подтверждается и исследованиями Росстата.  За январь-октябрь 2010 г.  кредиты, предоставленные физическим лицам, выросли на 10,2% и их общий объем составил 3938,1 млрд. рублей.

Это способствовало тому, что в III и IY кварталах 2010 г. происходило помесячное опережение роста динамики оборота розничной торговли непродовольственными товарами над динамикой оборота пищевых продуктов по сравнению с предыдущим периодом. В результате прирост оборота непродовольственных товаров в III квартале составил  5,3%, в IY квартале – 8,5%, что соответственно на 1,4  и 1,1% пункта выше прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

Вместе с тем, в структуре  оборота розничной торговли в  фактических ценах доля пищевых  продуктов, включая напитки, и табачных изделий осталась почти на уровне прошлого года и составила в 2010 г.  48,7% (2009 г. – 48,6%).

Восстановление потребительского спроса со стороны домашних хозяйств, базирующееся на достаточно высоких  темпах роста  доходов населения (прирост реальных располагаемых денежных доходов в 2010 г. составил 4,3%), способствовало поддержанию позитивных темпов роста на рынке продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (последняя информация Росстата 9 месяцев 2010 г.).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3- Индексы потребительских  цен на продукты питания

Ассортиментная структура продаж товаров в январе-сентябре 2010 г. (в фактических ценах)  по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. остается стабильной. Наибольший удельный вес по-прежнему занимают мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса (8,3%), верхняя одежда (6,9%), бензины автомобильные (5,7%), легковые автомобили (4,8%), фармацевтические, медицинские и ортопедические товары (3,4%), молочные продукты (3,5%)[25].

В 2010 г. уровень товарных запасов в целом в организациях розничной торговли составлял 31-32 дня, кроме ноября (33 дня) и декабрь (29 дней).

Начиная с июля текущего года ситуация стала меняться. Засуха 2010 г. привела к снижению урожайности зерновых культур, подсолнечника, овощных культур, а в ряде регионов и к их гибели. Одновременно появившаяся информация в СМИ о плохих прогнозах на урожай 2010 г. способствовала ажиотажному спросу населения на ряд продовольственных товаров с длительными сроками хранения, таких как крупы, и прежде всего гречка, растительное масло, сахар, мука.

Увеличившийся объем продаж привел к небольшому снижению товарных запасов (в целом в организациях розничной  торговли на 1 день)  и в основном только по тем товарам, по которым сложился ажиотажный спрос.

Однако в сентябре ситуация изменилась, ажиотажный спрос спал и, как следствие, товарные запасы в организациях розничной  торговли выросли и на конец ноября составили 33 дня.

Возросший спрос населения оказал влияние на  рост цен на отдельные товары, и особенно продовольственные, который в  2010 г.  составил 109,1% (2009 год – 107,9%). При этом продовольственные товары подорожали на 12,9%, что в 2,1 раза выше уровня  2009 г.,  а  цены на непродовольственные товары сложились на 4,7% пункта ниже  уровня 2009 г.

Указанные тенденции характерны не только для России, но и для ряда других стран. Так, например, в России в ноябре 2010 г. цены на продукты питания (по международной классификации COICOP – без учета алкогольных и безалкогольных напитков) по сравнению с декабрем 2009 г. возросли на 11,8%, а в таких странах, как  Эстония (на 10,6%), Венгрия (на 8,0%), Латвия (6,8%). Однако  динамика  цен в России существенно опережает их динамику по сравнению со странами Европейского союза в целом.

На рынке алкогольной продукции  продолжается тенденция сокращения объемов реализации. За 2010 г. населению было реализовано 126,8 млн. декалитров (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, что составило 97,8% к 2009 г. Снижение реализации произошло за счет уменьшения  продаж водки и ликероводочных изделий на 4,9%,  виноградных и плодовых вин – на 1,9%, пива – на 2,8%. Вместе с тем, с начала года более динамично по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. растут объемы реализации коньяка, шампанских и игристых вин. Так, за 2010 г. объем продажи коньяка увеличился на 4,6% (2009 г. снижение на 1,6%),  шампанских и игристых вин – на 1,8% (снижение на 2,1%).

На рынке алкогольных напитков доля менее крепких напитков постепенно повышается по сравнению с водкой и прочими крепкими напитками. В частности, если в 2006 г. доля водки и ликероводочных изделий составляла 58,4% (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, то в 2010 г. она составила лишь 51,1 %. За этот же период доля вина виноградного выросла с 8,7% до 11,1%, коньяка – с 2,3% до 3,7 %. Все это, безусловно, способствует улучшению структуры  потребления алкогольных напитков в целом.

Оживление внутреннего спроса способствовало росту объемов поставок товаров  по импорту.

В наибольшей степени в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличились объемы ввоза молока и сливок сгущенных в 2,0 раза, сахара-сырца - в 1,6 раза,  масла подсолнечного  - в 2,2 раза, бензина автомобильного в – 2,6 раза, одежды трикотажной и текстильной (в стоимостном выражении) - в 1,5 раза, лекарственных средств (в стоимостном выражении) - в 1,5 раза,   обуви кожаной в 1,3 раза, мебели (в стоимостном выражении) – в 1,4 раза, алкогольных и безалкогольных напитков (в стоимостном выражении) – на 26,4%.

Наращивание объемов поставок по импорту  привело к росту доли импорта (в фактических ценах) в товарных ресурсах (I кв. 2010 г. - 44%, II кв. – 42%, III кв. – 47%, для сравнения - I кв. 2009 г. – 45%, II кв. – 40%,  III кв. – 41%).  В объеме продовольственных товаров доля импорта в I и II кварталах 2010 г.  сохранилась на уровне I и II квартала 2009 г. (35%), в III квартале сократилась на  1% пункт ниже уровня III квартала 2009 г. и составила 33%.

В 2010 г. оборот розничной торговли  на 87,3% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, что на 0,8 % пункта выше 2009 г., Индекс  физического объема их оборота составил 105,4%, что превышает динамику оборота торговли в целом на 1% пункт, при сохраняющейся тенденции сокращения  оборота рыночной торговли.

В декабре 2010 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,5% оборота розничной торговли торгующих организаций (в декабре2009 г. –30,6%), или 16,7% общего объема оборота розничной торговли (15,9%). В их обороте  удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 58,4% (в декабре2009 г. – 57,1%), непродовольственных товаров – 41,6% (42,9 %).

В 39 субъектах Российской Федерации  доля сетевых торговых структур в  обороте розничной торговли торгующих  организаций превышала средне российский уровень. В то же время в 10 субъектах Российской Федерации Федеральные сетевые структуры в декабре 2010 г. обеспечивали менее 9% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 23,1%, Санкт-Петербургу – 55,4%.

Объем продаж товаров на розничных  рынках и ярмарках составил всего 98,1% к  объемам 2009 г., и их доля в обороте розничной торговли составила  12,7%.

Продолжает снижаться роль рынков и ярмарок в обеспечении населения  как продовольственными, так и  непродовольственными товарами. Вместе с тем, на розничных рынках и ярмарках население покупает более 9% продовольственных  товаров, а по непродовольственным  товарам они формируют 16% оборота  розничной торговли этими товарами. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении  населения мясом,  плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями. Однако доля рынков в общем объеме продажи аудио- и видеоаппаратуры, бытовых электротоваров минимальна и не превышает 4 %.

Особое место в торговле занимает малый бизнес. На субъекты малого предпринимательства  приходилось в 2010 г. 51,1% оборота розничной торговли.

Следует отметить, что сфера торговли лидирует как по количеству предприятий  малого бизнеса, так и по доле их объемов в общем обороте малых  предприятий. Количество малых предприятий (без микро предприятий) оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных  средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 1 октября 2010 г. составляло 65,5 тыс. организаций, или 29,8% от общего числа организаций по всем видам экономической. Оборот этих предприятий  за январь-сентябрь составил 4315,6 млн. руб.  (60,7% оборота всех предприятий). Численность работающих на малых предприятиях в торговле составила 1433,2 тыс. человек (23,8% от общей численности).

По состоянию на 1 января 2010 г. число организаций в розничной торговле составило в целом  229,5 тыс. и по сравнению с 2009 г. увеличилось на 28,3%.

Основным негативным последствием экономического кризиса для российского  сектора торговли наряду с сокращением  спроса стало и существенное сокращение инвестиций. В 2009 г. инвестиции в основной капитал (в фактических ценах), направленные на развитие розничной торговли, составили 96,5 млрд. руб. и сократились по сравнению с 2008 г. на 31,8 %. Продолжилось оно и в 2010 г. и за январь-сентябрь 2010 г.  снижение составило  8,1 %.

Если иностранные инвестиции в  сектор торговли  в 2009 г. составили 22,8 млрд. долларов США и упали на 4,7% по сравнению с 2008 г., то за январь-сентябрь 2010 г. – на 46,6% к соответствующему периоду 2009 года.

Снижение объемов  инвестиций привело к значительному сокращению ввода в действие торговых предприятий. За 2009 г. введены в действие торговые предприятия площадью 2,4 млн. кв. метров, что на 30,4% меньше, чем в 2008 г., а за январь-сентябрь 2010 г. - на 21,4% к соответствующему периоду 2009 г.

Значительное сокращение строительства  новых торговых объектов и замедление ввода в эксплуатацию уже строящихся  является одной из основных причин замедления роста  оборота  розничной торговли, снижения остроты конкуренции в отрасли, замедления роста эффективности торговых компаний, качества обслуживания в торговле, а также увеличения рисков завышения цен в регионах с недостаточной обеспеченностью торговыми площадями.

Однако, по результатам выборочного  обследования конъюнктуры и деловой  активности в розничной торговле в IY квартале 2010 г. удельный вес опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация по сравнению с предыдущим кварталом  улучшилась, превысил удельный вес предпринимателей, придерживающихся противоположной точки зрения,  и стал выше аналогичного показателя в IY квартале 2009 г.

Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, в IY квартале 2010 г., как и в III квартале 2010 г., имел положительное значение и составил 7%, в IY квартале 2009 г. – 5%.

Более половины опрошенных предпринимателей считают, что в I квартале 2011  г. экономическая ситуация в розничной торговле не изменится. Вместе с тем, баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации составил +9%, что выше баланса прогнозных оценок на I квартал 2010 г. на 1% пункт (для сравнения баланс прогнозных оценок на IY квартал 2010 г. составлял +16 %).

В ближайшие три месяца примерно треть опрошенных руководителей  торговых организаций собирается увеличить  оборот розничной торговли, четверть предпринимателей – объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку и ассортимент товаров. Одновременно каждый четвертый предприниматель  ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины опрошенных руководителей - дальнейшего  роста цен на товары, при этом 6% из них планируют повысить уровень торговой наценки. В IY квартале 2010 г. уровень торговой наценки, как и в IY квартале 2009 г., составил 27 %.

Таким образом, все это свидетельствует о том, что в условиях  умеренной долговой нагрузки на розничный бизнес и постепенного роста доходов населения, объем оборота розничной торговли будет увеличиваться.

 

2.2 Динамика развития оптовой торговли и ее место в отраслевой структуре национальной экономики

Информация о работе Управление оптовой и розничной торговлей в маркетинге