Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа
Основная цель заключается в исследовании функционирования розничной и оптовой торговли, а также разработке основных направлений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть сущность и формы розничной торговли;
выявить понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли;
исследовать значение оптовой и розничной торговли;
изучить формирование ассортимента продукции и организации маркетинговой деятельности в оптовой и розничной торговли;
проанализировать текущее состояние розничной торговли
определить текущее состояние оптовой торговли в России; рассмотреть недостатки розничной и оптовой торговли в России;
предложить основные направления по совершенствованию российской оптовой и розничной торговли;
выявить перспективы маркетинга в торговле.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и формы розничной торговли……………………………………9
1.2 Понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли………14
1.3 Значение розничной и оптовой торговли в маркетинге…………………..22
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
2.1 Анализ текущего состояния розничной торговли в России………………29
2.2 Динамика развития оптовой торговли и ее место в отраслевой структуре национальной экономики……………………………………………………….38
2.3 Недостатки Российской оптовой и розничной торговли…………………44
3 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Основные направления по совершенствованию российской оптовой розничной торговли……………………………………………………………...48
3.2 Перспективы развития маркетинга в торговле…………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....59
Результаты обследования, проведенного Росстатом в IY квартале 2010 г., свидетельствуют о некотором повышении уровня потребительской уверенности населения.
Индекс потребительской
Произошедшие изменения в
Складывающаяся ситуация, под воздействием тенденции смещения фокуса потребительских предпочтений в пользу покупок продуктов питания и более дешевых товаров повседневного спроса, оказала влияние на динамику продаж товаров продовольственной и непродовольственной групп.
В 2010 г. оборот пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями развивался более динамично, чем непродовольственными товарами и по сравнению с 2009 г. увеличился на 5,1%, тогда как оборот непродовольственных товаров всего на 3,8%.
Вместе с тем, следует отметить, что восстановление кредитования физических лиц, начиная с апреля, способствовало наращиванию объемов продаж крупных покупок, что подтверждается и исследованиями Росстата. За январь-октябрь 2010 г. кредиты, предоставленные физическим лицам, выросли на 10,2% и их общий объем составил 3938,1 млрд. рублей.
Это способствовало тому, что в III и IY кварталах 2010 г. происходило помесячное опережение роста динамики оборота розничной торговли непродовольственными товарами над динамикой оборота пищевых продуктов по сравнению с предыдущим периодом. В результате прирост оборота непродовольственных товаров в III квартале составил 5,3%, в IY квартале – 8,5%, что соответственно на 1,4 и 1,1% пункта выше прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
Вместе с тем, в структуре оборота розничной торговли в фактических ценах доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий осталась почти на уровне прошлого года и составила в 2010 г. 48,7% (2009 г. – 48,6%).
Восстановление
Рисунок 3- Индексы потребительских цен на продукты питания
Ассортиментная структура
В 2010 г. уровень товарных запасов в целом в организациях розничной торговли составлял 31-32 дня, кроме ноября (33 дня) и декабрь (29 дней).
Начиная с июля текущего года ситуация стала меняться. Засуха 2010 г. привела к снижению урожайности зерновых культур, подсолнечника, овощных культур, а в ряде регионов и к их гибели. Одновременно появившаяся информация в СМИ о плохих прогнозах на урожай 2010 г. способствовала ажиотажному спросу населения на ряд продовольственных товаров с длительными сроками хранения, таких как крупы, и прежде всего гречка, растительное масло, сахар, мука.
Увеличившийся объем продаж привел к небольшому снижению товарных запасов (в целом в организациях розничной торговли на 1 день) и в основном только по тем товарам, по которым сложился ажиотажный спрос.
Однако в сентябре ситуация изменилась, ажиотажный спрос спал и, как следствие, товарные запасы в организациях розничной торговли выросли и на конец ноября составили 33 дня.
Возросший спрос населения оказал влияние на рост цен на отдельные товары, и особенно продовольственные, который в 2010 г. составил 109,1% (2009 год – 107,9%). При этом продовольственные товары подорожали на 12,9%, что в 2,1 раза выше уровня 2009 г., а цены на непродовольственные товары сложились на 4,7% пункта ниже уровня 2009 г.
Указанные тенденции характерны не только для России, но и для ряда других стран. Так, например, в России в ноябре 2010 г. цены на продукты питания (по международной классификации COICOP – без учета алкогольных и безалкогольных напитков) по сравнению с декабрем 2009 г. возросли на 11,8%, а в таких странах, как Эстония (на 10,6%), Венгрия (на 8,0%), Латвия (6,8%). Однако динамика цен в России существенно опережает их динамику по сравнению со странами Европейского союза в целом.
На рынке алкогольной
На рынке алкогольных напитков доля менее крепких напитков постепенно повышается по сравнению с водкой и прочими крепкими напитками. В частности, если в 2006 г. доля водки и ликероводочных изделий составляла 58,4% (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, то в 2010 г. она составила лишь 51,1 %. За этот же период доля вина виноградного выросла с 8,7% до 11,1%, коньяка – с 2,3% до 3,7 %. Все это, безусловно, способствует улучшению структуры потребления алкогольных напитков в целом.
Оживление внутреннего спроса способствовало росту объемов поставок товаров по импорту.
В наибольшей степени в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличились объемы ввоза молока и сливок сгущенных в 2,0 раза, сахара-сырца - в 1,6 раза, масла подсолнечного - в 2,2 раза, бензина автомобильного в – 2,6 раза, одежды трикотажной и текстильной (в стоимостном выражении) - в 1,5 раза, лекарственных средств (в стоимостном выражении) - в 1,5 раза, обуви кожаной в 1,3 раза, мебели (в стоимостном выражении) – в 1,4 раза, алкогольных и безалкогольных напитков (в стоимостном выражении) – на 26,4%.
Наращивание объемов поставок по импорту привело к росту доли импорта (в фактических ценах) в товарных ресурсах (I кв. 2010 г. - 44%, II кв. – 42%, III кв. – 47%, для сравнения - I кв. 2009 г. – 45%, II кв. – 40%, III кв. – 41%). В объеме продовольственных товаров доля импорта в I и II кварталах 2010 г. сохранилась на уровне I и II квартала 2009 г. (35%), в III квартале сократилась на 1% пункт ниже уровня III квартала 2009 г. и составила 33%.
В 2010 г. оборот розничной торговли на 87,3% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, что на 0,8 % пункта выше 2009 г., Индекс физического объема их оборота составил 105,4%, что превышает динамику оборота торговли в целом на 1% пункт, при сохраняющейся тенденции сокращения оборота рыночной торговли.
В декабре 2010 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,5% оборота розничной торговли торгующих организаций (в декабре2009 г. –30,6%), или 16,7% общего объема оборота розничной торговли (15,9%). В их обороте удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 58,4% (в декабре2009 г. – 57,1%), непродовольственных товаров – 41,6% (42,9 %).
В 39 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в обороте розничной торговли торгующих организаций превышала средне российский уровень. В то же время в 10 субъектах Российской Федерации Федеральные сетевые структуры в декабре 2010 г. обеспечивали менее 9% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 23,1%, Санкт-Петербургу – 55,4%.
Объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составил всего 98,1% к объемам 2009 г., и их доля в обороте розничной торговли составила 12,7%.
Продолжает снижаться роль рынков
и ярмарок в обеспечении
Особое место в торговле занимает малый бизнес. На субъекты малого предпринимательства приходилось в 2010 г. 51,1% оборота розничной торговли.
Следует отметить, что сфера торговли лидирует как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доле их объемов в общем обороте малых предприятий. Количество малых предприятий (без микро предприятий) оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 1 октября 2010 г. составляло 65,5 тыс. организаций, или 29,8% от общего числа организаций по всем видам экономической. Оборот этих предприятий за январь-сентябрь составил 4315,6 млн. руб. (60,7% оборота всех предприятий). Численность работающих на малых предприятиях в торговле составила 1433,2 тыс. человек (23,8% от общей численности).
По состоянию на 1 января 2010 г. число организаций в розничной торговле составило в целом 229,5 тыс. и по сравнению с 2009 г. увеличилось на 28,3%.
Основным негативным последствием экономического кризиса для российского сектора торговли наряду с сокращением спроса стало и существенное сокращение инвестиций. В 2009 г. инвестиции в основной капитал (в фактических ценах), направленные на развитие розничной торговли, составили 96,5 млрд. руб. и сократились по сравнению с 2008 г. на 31,8 %. Продолжилось оно и в 2010 г. и за январь-сентябрь 2010 г. снижение составило 8,1 %.
Если иностранные инвестиции в сектор торговли в 2009 г. составили 22,8 млрд. долларов США и упали на 4,7% по сравнению с 2008 г., то за январь-сентябрь 2010 г. – на 46,6% к соответствующему периоду 2009 года.
Снижение объемов инвестиций привело к значительному сокращению ввода в действие торговых предприятий. За 2009 г. введены в действие торговые предприятия площадью 2,4 млн. кв. метров, что на 30,4% меньше, чем в 2008 г., а за январь-сентябрь 2010 г. - на 21,4% к соответствующему периоду 2009 г.
Значительное сокращение строительства новых торговых объектов и замедление ввода в эксплуатацию уже строящихся является одной из основных причин замедления роста оборота розничной торговли, снижения остроты конкуренции в отрасли, замедления роста эффективности торговых компаний, качества обслуживания в торговле, а также увеличения рисков завышения цен в регионах с недостаточной обеспеченностью торговыми площадями.
Однако, по результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле в IY квартале 2010 г. удельный вес опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация по сравнению с предыдущим кварталом улучшилась, превысил удельный вес предпринимателей, придерживающихся противоположной точки зрения, и стал выше аналогичного показателя в IY квартале 2009 г.
Индекс предпринимательской
Более половины опрошенных предпринимателей считают, что в I квартале 2011 г. экономическая ситуация в розничной торговле не изменится. Вместе с тем, баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации составил +9%, что выше баланса прогнозных оценок на I квартал 2010 г. на 1% пункт (для сравнения баланс прогнозных оценок на IY квартал 2010 г. составлял +16 %).
В ближайшие три месяца примерно треть опрошенных руководителей торговых организаций собирается увеличить оборот розничной торговли, четверть предпринимателей – объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку и ассортимент товаров. Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины опрошенных руководителей - дальнейшего роста цен на товары, при этом 6% из них планируют повысить уровень торговой наценки. В IY квартале 2010 г. уровень торговой наценки, как и в IY квартале 2009 г., составил 27 %.
Таким образом, все это свидетельствует о том, что в условиях умеренной долговой нагрузки на розничный бизнес и постепенного роста доходов населения, объем оборота розничной торговли будет увеличиваться.
2.2 Динамика развития оптовой торговли и ее место в отраслевой структуре национальной экономики
Информация о работе Управление оптовой и розничной торговлей в маркетинге