Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа
Основная цель заключается в исследовании функционирования розничной и оптовой торговли, а также разработке основных направлений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть сущность и формы розничной торговли;
выявить понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли;
исследовать значение оптовой и розничной торговли;
изучить формирование ассортимента продукции и организации маркетинговой деятельности в оптовой и розничной торговли;
проанализировать текущее состояние розничной торговли
определить текущее состояние оптовой торговли в России; рассмотреть недостатки розничной и оптовой торговли в России;
предложить основные направления по совершенствованию российской оптовой и розничной торговли;
выявить перспективы маркетинга в торговле.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и формы розничной торговли……………………………………9
1.2 Понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли………14
1.3 Значение розничной и оптовой торговли в маркетинге…………………..22
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
2.1 Анализ текущего состояния розничной торговли в России………………29
2.2 Динамика развития оптовой торговли и ее место в отраслевой структуре национальной экономики……………………………………………………….38
2.3 Недостатки Российской оптовой и розничной торговли…………………44
3 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Основные направления по совершенствованию российской оптовой розничной торговли……………………………………………………………...48
3.2 Перспективы развития маркетинга в торговле…………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....59
На современном этапе в
Оптовая торговля - совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям или организациям-потребителям.
Оптовая торговля находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном, как с производством, так и с потреблением. Она является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства.
Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка.
Рисунок 4 - Этапы развития оптовой торговли
В своем развитии сектор оптовой
торговли проходит несколько стадий
развития. В настоящее время российский
сектор оптовой торговли также как
и розница находится на стадии
роста. Ожидается, что с развитием
сектора розничной торговли и
производства, розничные и производственные
компании, укрупняясь, будут развивать
собственные подразделения, занимающиеся
дистрибуцией. При этом компании оптового
сектора будут либо интегрироваться
в розницу, либо фокусироваться на логистических
услугах, работе с малыми компаниями
(производственными и
На данном этапе государственное
регулирование сектора оптовой
торговли практически отсутствует,
рынок представлен большим
Сектор торговли РФ в последние годы демонстрировал активный рост.
Например, с 2008 по 2011 г.г. выручка организаций отрасли торговли, без учёта индивидуальных предпринимателей, демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 7%, уступая только сектору строительства, сектору производства и распределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам, темпы, роста которых составили 10,9%, 8,3% 7,4%.
Рисунок 5 – Темпы роста выручки организаций отраслей и секторов экономики РФ
Общее количество хозяйствующих субъектов сектора торговли в 2011 г. достигло 2 082 тыс. единиц. Вклад сектора экономики в ВВП РФ так же оставался достаточно стабильным на протяжении последних лет и в 2011 г. составил около 21%. При этом занятость в отрасли торговли увеличивалась с 9,9 млн. человек в 2008 г. до 12,1 млн. человек в 2011 г[26].
Структура оптовой торговли на 2010 г. более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 20,0% выручки создается за счет продаж непродовольственных товаров, порядка 18% — за счет продажи несельскохозяйственными продуктами и чуть более 15% — за счет продовольственных товаров.
Основной показатель хозяйственной
деятельности организаций оптовой
торговли – оптовый товарооборот.
Он представляет собой продажу товаров
народного потребления и
Таблица 1 - Оборот оптовой торговли по Российской Федерации.
(в фактически действовавших ценах)
Годы |
Оборот
оптовой |
Темп роста (млрд. руб.) |
Темп прироста (%) |
Структурный сдвиг, по отношению к 2006г.(%) |
2006 |
11 422,9 |
* |
* |
* |
2007 |
15 626,0 |
4 203,10 |
36,8 |
36,8 |
2008 |
19 921,8 |
4 295,80 |
27,5 |
74,4 |
2009 |
24 015,6 |
4 093,80 |
20,5 |
110,2 |
2010 |
31 136,4 |
7 120,80 |
29,7 |
172,6 |
2011 |
28 072,9 |
- 3 063,50 |
-9,8 |
145,8 |
.
Анализ таблицы 2 показывает стремительный рост объемов оборота оптовой торговли, который достиг в 2010 г. 31 136 млрд. руб., так, в 2010 г. по отношению к 2006 г. его рост составил 172,8 %., равномерно ежегодно увеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%, но после начавшегося кризиса постигшего РФ в 2010 г., к 2011 г. показатели снизились на 9,8% и составили 28 072 млрд. руб.[25].
Из анализа текущего состояния
сектора торговли в РФ можно заключить,
что он представляет значительные возможности
для дальнейшего роста и
Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.
Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России:
Таким образом, оптовый товарооборот
представляет собой совокупный объем
продажи товаров
В настоящее время оптовая
Система оптовой торговли решила важнейший для нашего общества вопрос - занятость и трудоустройство населения, оказавшегося в связи с поступательным ходом экономических реформ в большинстве своем без работы и средств к существованию[20].
Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.
Для повышения научно-технического
уровня материальной базы своевременной
оптовой торговли необходимо государственное
регулирование этих вопросов со стороны
Российского Правительства и
государственных органов
Кроме того, даже при довольно высоких тенденциях развития, основной проблемой сектора оптовой торговли в России остается его «столичная прописка» при более скромном развитии в регионах по сравнению с Москвой.
Что касается розничной торговли, то можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкиваются российские ритейлеры:
Нехватка площадей. Борьба за площади остается серьезной задачей как для прочно закрепившихся на рынке сетей, так и для новичков. Этот вопрос еще более серьезно стоит в Москве, где между продавцами розничных товаров идет конкурентная борьба за хорошие площадки. Высокая арендная плата вынуждает предприятия розничной торговли присматриваться к площадкам за пределами Москвы и активно продвигаться в регионы.
Логистика. Хотя ритейлеры и оказывают давление на своих поставщиков, чтобы те снижали цены и повышали качество снабжения, создавали свои собственные центры распределения и внедряли современные технологии, они все еще испытывают трудности в этом направлении, особенно на региональном уровне, где физическая/территориальная удаленность от центра имеет большое значение. В ближайшем будущем качество системы снабжения для большинства предприятий розничной торговли станет определяющим фактором успеха. Победителем станет та компания, которая сумеет создать эффективную систему логистики и обеспечить наличие ассортимента продукции, соответствующего спросу потребителя.
Вступление в ВТО. Недавно Россия вступила в ВТО. Совсем скоро, вместе с ростом потребления усилится конкуренция в секторе розничной торговли и обслуживания потребителей, в котором сейчас высока доля импортной продукции. Из-за более широкого доступа к российскому рынку значительно возрастет конкуренция для отечественных производителей, особенно в продовольственном, фармацевтическом и химическом секторах, а также в отрасли торговли бытовой электроникой. С другой стороны, вступление в ВТО предоставляет возможность более быстрой реализации ключевых реформ и приведения законодательства в соответствие со стандартами ВТО. Это будет способствовать созданию более благоприятного климата для иностранных инвестиций. Ожидается увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Компании, которые первыми придут на данный рынок, получат наибольшие преимущества.
Проблема финансирования. Несмотря на общестатистические показатели недостаток собственных финансовых средств и высокий процент по кредитам остаются одними из основных факторов, ограничивающими деловую активность розничной торговли.
Модернизация российского
Продвижение торговых сетей в регионы
и за пределы страны. Начиная с
2003 года, крупные российские и международные
торговые сети рассматривают возможности
расширения в регионах. Более низкая
арендная плата и растущая покупательная
способность населения регионов
будет привлекать больший объем
инвестиций. Ключевые ритейлеры рассматривают
в качестве своих потенциальных
рынков города с населением свыше 500
тыс. человек. В зависимости от формата
и целей, стоящих перед сетями,
они будут выбирать один из следующих
вариантов расширения в регионах:
открытие фирменных магазинов, приобретение
местных торговых сетей или франчайзинг.
В прошлом году появилась новая
тенденция – экспансия
По прогнозам экспертов, через четыре-пять лет рынок потребительского кредита, вероятно, увеличится более чем в десять раз. Крупные банки, как российские, так и международные, активно развивают направление работы с физическими лицами, предлагая новые продукты, используя открытые точки продаж в торговых центрах и устанавливая отношения с предприятиями розничной торговли. Сдерживающими факторами все еще остаются сложные процедуры выдачи кредитов, однако по мере снижения уровня юридических и экономических рисков в стране намечается тенденция к упрощению этих формальностей.
Информация о работе Управление оптовой и розничной торговлей в маркетинге