Управление оптовой и розничной торговлей в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель заключается в исследовании функционирования розничной и оптовой торговли, а также разработке основных направлений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть сущность и формы розничной торговли;
выявить понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли;
исследовать значение оптовой и розничной торговли;
изучить формирование ассортимента продукции и организации маркетинговой деятельности в оптовой и розничной торговли;
проанализировать текущее состояние розничной торговли
определить текущее состояние оптовой торговли в России; рассмотреть недостатки розничной и оптовой торговли в России;
предложить основные направления по совершенствованию российской оптовой и розничной торговли;
выявить перспективы маркетинга в торговле.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и формы розничной торговли……………………………………9
1.2 Понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли………14
1.3 Значение розничной и оптовой торговли в маркетинге…………………..22
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
2.1 Анализ текущего состояния розничной торговли в России………………29
2.2 Динамика развития оптовой торговли и ее место в отраслевой структуре национальной экономики……………………………………………………….38
2.3 Недостатки Российской оптовой и розничной торговли…………………44
3 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Основные направления по совершенствованию российской оптовой розничной торговли……………………………………………………………...48
3.2 Перспективы развития маркетинга в торговле…………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....59

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 254.37 Кб (Скачать)

 

На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места, как на внутреннем, так и на внешнем рынках[18].

Оптовая торговля - совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают  их розничной торговле, другим торговым организациям или организациям-потребителям.

Оптовая торговля находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном, как  с производством, так и с потреблением. Она является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства.

Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка.

 

 

 

Рисунок 4 - Этапы развития оптовой торговли

В своем развитии сектор оптовой  торговли проходит несколько стадий развития. В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как  и розница находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием  сектора розничной торговли и  производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать  собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться  в розницу, либо фокусироваться на логистических  услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.

На данном этапе государственное  регулирование сектора оптовой  торговли практически отсутствует, рынок представлен большим количеством  компаний, ни одна из которых не является явным лидером.

Сектор торговли РФ в последние  годы демонстрировал активный рост.

Например, с 2008 по 2011 г.г. выручка организаций отрасли торговли, без учёта индивидуальных предпринимателей, демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 7%, уступая только сектору строительства, сектору производства и распределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам, темпы, роста которых составили 10,9%, 8,3% 7,4%.


 

Рисунок 5 – Темпы роста выручки организаций отраслей и секторов экономики РФ

Общее количество хозяйствующих  субъектов сектора торговли в 2011 г. достигло 2 082 тыс. единиц. Вклад сектора экономики в ВВП РФ так же оставался достаточно стабильным на протяжении последних лет и в 2011 г. составил около 21%. При этом занятость в отрасли торговли увеличивалась с 9,9 млн. человек в 2008 г. до 12,1 млн. человек в 2011 г[26].

 

Структура оптовой торговли на 2010 г. более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 20,0% выручки создается за счет продаж непродовольственных товаров, порядка 18% — за счет продажи несельскохозяйственными продуктами и чуть более 15% — за счет продовольственных товаров. 

Основной показатель хозяйственной  деятельности организаций оптовой  торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров  народного потребления и производственного  назначения для последующей реализации населению, а также поставку для  внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход  товаров из сферы производства в  сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.

 

 

Таблица 1 - Оборот оптовой торговли по Российской Федерации.

(в фактически действовавших  ценах)

Годы

Оборот  оптовой 
 торговли (млрд. руб.)

Темп  роста (млрд. руб.)

Темп  прироста

(%)

Структурный сдвиг, по отношению к 2006г.(%)

2006

11 422,9

*

*

*

2007

15 626,0

4 203,10

36,8

36,8

2008

19 921,8

4 295,80

27,5

74,4

2009

24 015,6

4 093,80

20,5

110,2

2010

31 136,4

7 120,80

29,7

172,6

2011

28 072,9

- 3 063,50

-9,8

145,8


.

Анализ таблицы 2 показывает стремительный  рост объемов оборота оптовой торговли, который достиг в 2010 г. 31 136 млрд. руб., так, в 2010 г. по отношению к 2006 г. его рост составил 172,8 %., равномерно ежегодно увеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%, но после начавшегося кризиса постигшего РФ в 2010 г., к 2011 г. показатели снизились на 9,8% и составили 28 072 млрд. руб.[25].

Из анализа текущего состояния  сектора торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности  для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной  инвестиционной привлекательности. Эти  возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением  консолидации отрасли, увеличением  конкуренции между торговыми  компаниями, развитием удаленных  каналов продаж.

Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных  эффектов для экономики и населения  страны: росту эффективности сектора  торговли и его поставщиков, росту  географической и ценовой доступности  товаров, увеличению ассортимента и  качества сервиса в торговле, росту  инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.

Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России:

  • чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности. Существует ряд аспектов торговой деятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательное для достижения целей государства по прозрачности бизнеса и/или безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей.
  • недостаток внимания отдельным аспектам торговли. При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговой деятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например, Интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создает, в т.ч., опасность для жизни и здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой. Контролирующие организации часто склонны сильнее проверять деятельность крупных и относительно прозрачных компаний, чем малых и «серых», хотя нарушений в деятельности последних в среднем значительно больше.
  • злоупотребление полномочиями Злоупотребление местными властями своими полномочиями – одно из главных препятствий для развития торговли в РФ. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных оптовых компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и др. новым игрокам.
  • проблемы, связанные с недостаточностью инфраструктуры. Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в РФ, является недостаточно развитая инфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.

Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем  продажи товаров производственными  и торговыми предприятиями, а  также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей  реализации населению или для  производственного потребления.

В настоящее время оптовая торговля имеет следующие основные формы: транзитная, когда оптовая база продает  товары без завоза на свои склады, сразу  конечному покупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов. Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и соответственно складской товарооборот. В общем  объеме товарооборота торговых баз  наибольший удельный вес приходится на долю складского товарооборота.

 

 

    1. Недостатки Российской розничной и оптовой торговли

 

Система оптовой торговли решила важнейший  для нашего общества вопрос - занятость  и трудоустройство населения, оказавшегося в связи с поступательным ходом  экономических реформ в большинстве  своем без работы и средств к существованию[20].

Современное состояние развития оптовой  торговли нуждается в решении  такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.

Для повышения научно-технического уровня материальной базы своевременной  оптовой торговли необходимо государственное  регулирование этих вопросов со стороны  Российского Правительства и  государственных органов управления субъектов Федерации. Это, прежде всего  льготное налогообложение на инвестиции, направленные на формирование элементов  рыночной инфраструктуры и целевые  капиталовложения в развитие материально-технической  базы торговли.

Кроме того, даже при довольно высоких  тенденциях развития, основной проблемой  сектора оптовой торговли в России остается его «столичная прописка»  при более скромном развитии в  регионах по сравнению с Москвой.

Что касается розничной торговли, то можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкиваются российские ритейлеры:

Нехватка площадей. Борьба за площади остается серьезной задачей как для прочно закрепившихся на рынке сетей, так и для новичков. Этот вопрос еще более серьезно стоит в Москве, где между продавцами розничных товаров идет конкурентная борьба за хорошие площадки. Высокая арендная плата вынуждает предприятия розничной торговли присматриваться к площадкам за пределами Москвы и активно продвигаться в регионы.

Логистика. Хотя ритейлеры и оказывают давление на своих поставщиков, чтобы те снижали цены и повышали качество снабжения, создавали свои собственные центры распределения и внедряли современные технологии, они все еще испытывают трудности в этом направлении, особенно на региональном уровне, где физическая/территориальная удаленность от центра имеет большое значение. В ближайшем будущем качество системы снабжения для большинства предприятий розничной торговли станет определяющим фактором успеха. Победителем станет та компания, которая сумеет создать эффективную систему логистики и обеспечить наличие ассортимента продукции, соответствующего спросу потребителя.

Вступление в ВТО. Недавно Россия вступила в ВТО. Совсем скоро, вместе с ростом потребления усилится конкуренция в секторе розничной торговли и обслуживания потребителей, в котором сейчас высока доля импортной продукции. Из-за более широкого доступа к российскому рынку значительно возрастет конкуренция для отечественных производителей, особенно в продовольственном, фармацевтическом и химическом секторах, а также в отрасли торговли бытовой электроникой. С другой стороны, вступление в ВТО предоставляет возможность более быстрой реализации ключевых реформ и приведения законодательства в соответствие со стандартами ВТО. Это будет способствовать созданию более благоприятного климата для иностранных инвестиций. Ожидается увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Компании, которые первыми придут на данный рынок, получат наибольшие преимущества.

Проблема финансирования. Несмотря на общестатистические показатели недостаток собственных финансовых средств и высокий процент по кредитам остаются одними из основных факторов, ограничивающими деловую активность розничной торговли.

Модернизация российского сектора  розничной торговли и изменение  покупательских привычек. Дальнейшее проникновение на рынок современных  форматов приведет к изменению покупательских привычек, придав процессу совершения покупок оттенок развлечения. Благодаря  росту доходов повысится спрос  на качественную продукцию, и современные  форматы станут более доступными для населения. По прогнозам аналитиков, доля современных форматов за три-четыре года удвоится.

Продвижение торговых сетей в регионы  и за пределы страны. Начиная с 2003 года, крупные российские и международные  торговые сети рассматривают возможности  расширения в регионах. Более низкая арендная плата и растущая покупательная  способность населения регионов будет привлекать больший объем  инвестиций. Ключевые ритейлеры рассматривают  в качестве своих потенциальных  рынков города с населением свыше 500 тыс. человек. В зависимости от формата  и целей, стоящих перед сетями, они будут выбирать один из следующих  вариантов расширения в регионах: открытие фирменных магазинов, приобретение местных торговых сетей или франчайзинг. В прошлом году появилась новая  тенденция – экспансия отечественных  сетей за пределы России. Некоторые  из них (например, «Перекресток», «Патерсон» и «Пятерочка») либо уже открыли  новые магазины в странах СНГ, либо объявили о соответствующих планах[13].

По прогнозам экспертов, через  четыре-пять лет рынок потребительского кредита, вероятно, увеличится более  чем в десять раз. Крупные банки, как российские, так и международные, активно развивают направление  работы с физическими лицами, предлагая  новые продукты, используя открытые точки продаж в торговых центрах  и устанавливая отношения с предприятиями  розничной торговли. Сдерживающими  факторами все еще остаются сложные  процедуры выдачи кредитов, однако по мере снижения уровня юридических  и экономических рисков в стране намечается тенденция к упрощению  этих формальностей.

Информация о работе Управление оптовой и розничной торговлей в маркетинге