Управление оптовой и розничной торговлей в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель заключается в исследовании функционирования розничной и оптовой торговли, а также разработке основных направлений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть сущность и формы розничной торговли;
выявить понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли;
исследовать значение оптовой и розничной торговли;
изучить формирование ассортимента продукции и организации маркетинговой деятельности в оптовой и розничной торговли;
проанализировать текущее состояние розничной торговли
определить текущее состояние оптовой торговли в России; рассмотреть недостатки розничной и оптовой торговли в России;
предложить основные направления по совершенствованию российской оптовой и розничной торговли;
выявить перспективы маркетинга в торговле.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и формы розничной торговли……………………………………9
1.2 Понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли………14
1.3 Значение розничной и оптовой торговли в маркетинге…………………..22
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
2.1 Анализ текущего состояния розничной торговли в России………………29
2.2 Динамика развития оптовой торговли и ее место в отраслевой структуре национальной экономики……………………………………………………….38
2.3 Недостатки Российской оптовой и розничной торговли…………………44
3 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Основные направления по совершенствованию российской оптовой розничной торговли……………………………………………………………...48
3.2 Перспективы развития маркетинга в торговле…………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....59

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 254.37 Кб (Скачать)

Полномочные агенты по сбыту заключают  с производителями договоры, получая  права на сбыт всей выпускаемой тем  или иным производителем продукции. Такой производитель либо не хочет  брать на себя функции по сбыту, либо чувствует себя не подготовленным к  этой деятельности. Полномочный агент  по сбыту служит, как бы отделом  сбыта производителя и оказывает  значительное влияние на цены, сроки  и условия продажи. Его деятельность обычно не ограничивается никакими территориальными рамками. Полномочные торговые агенты встречаются в таких сферах товарного  производства, как текстильная промышленность, производство промышленного оборудования, каменного угля, кокса, химикатов и металлов[7].

Агенты по закупкам обычно оформляют  долговременные отношения со своими покупателями и закупают для них  необходимые товары, нередко получая  эти товары, проверяя их качество, организуя  складирование и последующую  доставку к месту назначения. Одной  из разновидностей агентов по закупкам являются местные закупщики на основных рынках одежды, подыскивающие ассортимент, которым могли бы торговать мелкие розничные магазины в небольших  городах. Эти закупщики обладают широкими знаниями и предоставляют  своим клиентам полезную информацию о рынке, а также подыскивают  им наиболее подходящие товары по наиболее благоприятным ценам.

Оптовики-комиссионеры (или фирмы-комиссионеры) - это агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделки на их продажу. Как  правило, они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугам  чаще всего прибегают при продаже  своей продукции фермеры, которые  не хотят самостоятельно заниматься сбытом и не являются членами сельскохозяйственных производственных кооперативов. Оптовик-комиссионер гонит грузовик с товаром на центральный рынок, продает всю партию по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки и передает оставшуюся сумму производителю.

Таким образом, рассмотрев различные  виды предоставления торгово-розничных  услуг, можно сделать вывод о  том, что существует множество удобных, и в то же время необычных методов  удовлетворения потребительских желаний , что является немаловажным фактором развития сферы, как торговли, так и экономики в целом.

 

1.3 Значение розничной и оптовой торговли в маркетинге

 

Оптовая торговля охватывает всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как  средствами производства, так и предметами потребления. Как правило, при оптовой  торговле товар закупается крупными партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью  последующей перепродажи низовым  оптовым организациям, предприятиям розничной торговли. В большинстве  случае оптовая торговля не связана  с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, то есть она  позволяет изготовителям с помощью  посредников сбывать товары с  минимальными непосредственными контактами с потребителями. На товарном рынке  оптовая торговля представляет собой  активную часть процесса обращения[17].

Кроме того, оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными  ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях  и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается  воздействие потребителя на производителя, появляются реальные возможности добиться соответствия между спросом и  предложением, обеспечить каждому потребителю возможность приобретать продукцию в пределах своих финансовых возможностей и в соответствии с потребностями.

В свою очередь изготовитель сам  подбирает потребителя, а значит, сам должен определять ассортимент  и объемы производимой для рынка  продукции исходя из складывающейся конъюнктуры.

Оптовая торговля - это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно.

Она влияет на систему экономических  связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров  стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в  развитии регионов. Для рационального  распределения торговой конъюнктуры  оптовая торговля должна владеть  конкретными данными о настоящем  состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевых рынках.

А.Н. Романов определяет основные задачи оптовой торговли следующим образом:

  • маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления;
  • размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;
  • современное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;
  • организация хранения товарных запасов;
  • организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;
  • обеспечение приоритета потребителя, усиления его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;
  • обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);
  • организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;
  • широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями;
  • снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям.

Задачам оптовой торговли соответствуют  ее функции. А. Криэ и Ж. Жаллэ выделяют следующие основные функции оптовой торговли:

  • закупка товаров. Оптовый торговец закупает товары в больших количествах, устраняя тем самым неудобства, которые проистекают из территориальной разбросанности предприятий, производящих ту или иную продукцию. Действуя, таким образом, он, с одной стороны, помогает производителям регулировать сбыт продукции, оплачивая стоимость товара, с другой - избавляет розничных торговцев от затруднений, связанных с созданием товарных запасов;
  • складирование товаров. Промышленники стараются производить и сбывать большие объемы продукции, а розничные торговцы предпочитают закупать маленькие партии товаров, которым легко можно найти сбыт. Оптовый торговец закупает товар в больших количествах и дробит его на мелкие партии для продажи розничным торговцам по мере надобности. Поэтому ему приходится создавать товарные запасы, и складирование товаров - один из характерных аспектов деятельности оптовика;
  • сбыт товаров. Оптовый торговец обязан поставлять розничным торговцам товары в том виде, который отвечает их запросам; это значит, что он должен производить дробление товаров на партии, формировать ассортимент и обеспечивать доставку продукции.

Оптовая торговля связывает практически  все отрасли экономики, все предприятия  и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Она включает стадии продвижения  товара от изготовителей до предприятий  розничной торговли, а при торговле продукцией производственно-технического назначения - непосредственно до предприятий-потребителей.

В процессе товародвижения от изготовителей  к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, то есть становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребитель приобретает нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги[16].

Розничная торговля включает продажу  товаров населению для личного  потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного  потребления или хозяйственных  нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной  торговли или общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских  товаров осуществляется со складов  предприятий-изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, мастерских, ателье и т.д.

Задачей розничной торговли, по словам А. Криэ и Ж. Жаллэ является предоставление потребителям такой продукции, которая  лучше всего удовлетворяет их нужды и соответствует их вкусам.

А.Н. Романов выделяет ряд функций, которые выполняет розничная торговля:

  • исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
  • определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
  • осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
  • проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
  • осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
  • проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
  • оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультативные, рекламные, информационные и другие услуги.

Проведя анализ указанных в данной главе фактов, можно сделать следующие  выводы о значении оптовой и розничной  торговли на современном этапе:

  • Общеэкономическое значение оптовой торговли состоит в том, что именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежного производства на внутренний рынок. Поэтому именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество товаров для завоевания места, как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
  • О значении и месте оптовой торговли в системе торговли можно сказать следующее: существует ряд факторов, которые способствуют усилению роли оптовой торговли и обеспечивают действенность ее основных функций: прежде всего, это увеличение объема товарооборота, которым сопровождается увеличение размера дохода на душу населения; происходит увеличение объема не только распределяемых благ, но и разнообразия поступающих в продажу товаров;  рекламная деятельность ведет к тому, что одни и те же виды товаров предлагаются всем покупателям.

Таким образом, предприятия розничной  торговли - это существенный и динамичный элемент системы торговли.

  • общеэкономическое значение розничной торговли состоит в том, что именно хозяйственная деятельность розничных торговых предприятий является привлекательным объектом для организации малого и среднего бизнеса, поэтому развитие розничной торговой сети является необходимым условием для нормализации экономики, снижения издержек потребления, повышения культуры торговли;
  • в системе торговли розничная торговля как одно из последних звеньев цепочки поставок обеспечивает конечные взаимосвязи производителя и потребителя. В тоже время многие элементы современного ритейла тесно связаны со всей цепочкой поставок; нередко он занимает доминирующие позиции в процессе в целом. Крупные компании розничной торговли играют активную роль в организации распределения товаров по торговым предприятиям. Некоторые из них имеют собственные производственные мощности; в тоже время, часть производителей товаров управляют дистрибуцией и собственными магазинами;
  • Розничная торговля представляет собой важную социальную институцию (около 30 % расходов населения приходится на приобретаемые в ней товары и услуги). Некоторые из изменений в товарах и услугах, которые используются в работе, в семейной жизни и в досуге, были бы невозможны без перемен в розничной торговле (например, появление супермаркетов и суперсторов) и прогресса в распределении, обусловивших снижение издержек приобретения товаров для покупателей. Нередко розничная торговля играет важную политическую роль. Например, роль крупных загородных торговых центров в возрождении некоторых городов. Ритейл - один из крупнейших пользователей современных технологий, необходимых, например, для установления связи между кассами, управления запасами, отслеживания потребительских расходов, борьбы с кражами и т.д.

Анализ рассмотренной в этой главе работы информации позволяет  сделать вывод о том, что роль маркетинга в оптовой и розничной торговле заключается в организации свободного и конкурентного обмена для обеспечения эффективного совпадения предложения товаров и услуг и спроса на них. Данное совпадение требует согласованной деятельности на двух уровнях:

  • организации обмена, то есть физического потока товаров, между производителем и потребителем;
  • организации коммуникации, то есть потока информации до, во время, после обмена, для того, чтобы приведение спроса и предложения в соответствие друг другу было более эффективным.

Соответственно маркетинг в торговле призван способствовать организации обмена и коммуникации между продавцами и покупателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

 

     2.1 Анализ текущего состояния розничной торговли в России

 

На фоне начавшегося экономического роста и, как следствие, роста  доходов населения происходит постепенное  восстановление покупательского спроса. С  начала 2010 г. началось  наращивание темпов роста оборота розничной торговли, и объема платных услуг населению и  их динамика  перешла в положительную зону. За 9 месяцев 2010 г. деятельность оптовой и  розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования обеспечила 19,2% валового внутреннего продукта (9 месяцев 2009 г. – 19,4%), превосходя по этому показателю все остальные виды экономической деятельности.

Рисунок 1- Динамика оборота розничной  торговли и общественного питания

В 2010 г. розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в 2009 г.  Прирост оборота розничной торговли   составил 4,4%, тогда как в 2009 г.  снижение составляло 4,9%. Опережающий рост оборота розничной торговли был характерен для всех кварталов[24]. 

В течение 2010 г. наметилась тенденция наращивания объема оборота общественного питания, и по итогам 2010 г. он увеличился по сравнению с 2009 г.  на 1,4%.

Важными факторами, влияющими на состояние  торговли, являются структура потребительских  предпочтений, положительные ожидания населения, зависящие от экономической ситуации в стране, и состояние потребительского кредитования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2- Динамика оборота продуктов  питания и непродовольственных  товаров

Информация о работе Управление оптовой и розничной торговлей в маркетинге