Туроператор как субъект туристического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Туристический оператор — активный субъект туристического рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристического продукта с коммерческими целями. Это означает, что силами туроператоров обеспечивается предоставление туристам услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агентств.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.85 Мб (Скачать)

Для украинцев чрезвычайно выгодна другая особенность круизов, связанная с упрощением визового режима для круизеров. Поскольку пассажиры круизных лайнеров в большинстве своем люди состоятельные (цена одного круизного дня на судне в среднем $50—150), пограничные власти государств портов стоянок могут пойти навстречу организаторам круиза и разрешить выход на берег пассажиров, не имеющих соответствующих виз, по так называемым круизным спискам (предоставляемым дирекцией круиза). Данное послабление визового режима ряда государств (в число которых входят такие посещаемые страны, как Испания, Греция, Франция, Португалия) значительно облегчают жизнь пассажирам, не успевшим открыть визы, или их детям6.

Однако не лишены круизы и своих недостатков. Среди них  стоит выделить невысокую скорость движения судов, их ограниченную мобильность, синдром «замкнутого пространства», ухудшающую впечатление от поездки  морскую болезнь, высокие тарифы.

Учитывая достоинства круизов, можно с уверенностью утверждать, что они снимают стресс (медленное передвижение по воде и беззаботное времяпровождение), способствуют укреплению здоровья и полноценному отдыху своих путешественников. Обычный пассажир круиза — семья, компании и коллективы, а средний возраст круизера — старше 40 лет.

Путешествия туристов по водным пространствам морей и  рек регламентируется Афинской конвенцией «О перевозке морем пассажиров и  багажа» (от 1974 г.) и Международной  конвенцией «Об унификации некоторых правил при перевозке морем пассажиров и их багажа» (1967 г.). Согласно этим международным актам международной считается перевозка, при которой место отправления и место назначения находятся на территориях различных государств, либо на территории одного государства, если по договору перевозки промежуточный порт захода находится в другом государстве.

Согласно конвенций  перевозчиком является лицо, которым (или  от имени которого) заключен договор  перевозки пассажиров, независимо от того, осуществляется ли фактически перевозка им самим или заменяющим его перевозчиком. Момент перевозки, в течение которого возникают оговоренные права и обязанности пассажира и перевозчика, охватывает периоды нахождения пассажира или его багажа на борту судна, посадки и высадки пассажиров, доставки пассажира с берега на судно в случаях невозможности швартовки судна непосредственно к пирсу (если стоимость такой доставки входит в цену путевки). При этом перевозчик полностью отвечает перед пассажиром за нанесенный по вине или небрежной халатности перевозчика ущерб в виде телесных повреждений, смерти, порчи или утраты багажа.

Организаторами (заказчиками) круиза согласно конвенций могут  выступать:

■ сами судоходные компании — владельцы лайнера или их дочерние компании;

■ иные заинтересованные организации в том числе и в коммерческих интересах.

Среди последних наиболее активными субъектами (определяющими  тенденции круизных рынков вообще) являются туристические операторы. Туроператоры фрахтуют судно с командой и обслуживающим персоналом для  выполнения определенного маршрута, при этом они полностью принимают на себя риск непродажи кают на маршруте, оплачивая стоимость фрахта судовладельцу задолго до выполнения круиза. Договор фрахта определяет статус перевозчика и туроператора в ходе подготовки и проведения круиза. Предметом такого договора является обязанность перевозчика безопасно для жизни туристов и их имущества реализовать водное путешествие по указанному маршруту и графику движения, предоставляя им в пути все оговоренные дополнительные услуги (питание, работа элементов инфраструктуры развлечений, посадку и высадку в портах следования и т.д.), с другой стороны, туроператор принимает на себя обязанность уплаты стоимости фрахта в указанный в договоре срок.

  • По договору фрахта пассажирского судна перевозчик обязан:

■ предоставить в указанные в договоре сроки технически исправное и готовое к совершению плавания судно;

■ подготовить экипаж для совершения   круиза (подготовить судовые документы, формальности, карты, лоции, инструкции);

■ обеспечить на борту судна необходимый для совершения морских (речных) переходов запас топлива, питьевой воды, продовольствия для обслуживания пассажиров;

■ обеспечить обслуживание пассажиров на оговоренном качественном уровне (питание, сервис, уборка кают, смена белья, работа бытовых служб и предприятий досуга и развлечений во время плавания);

■ обеспечить работу всех коммунальных систем лайнера во время  плавания (водоснабжение, канализация, электричество, отопление, кондиционирование  и вентиляция воздуха);

■ обеспечить безопасность пассажиров и их имущества во время их нахождения на борту и при посадке (высадке) в портах стоянок (для чего на судне существует служба охраны);

■ соблюдать график маршрута (кроме вызванных по независящим  от перевозчика причинам);

■ оплатить за свой счет стоимость услуг каналов, шлюзов, портовые сборы и т.д.;

■ оплачивать за свой счет штрафные санкции портов стоянок  за задержку и незапланированный  простой судна в доках по вине перевозчика.

  • Перевозчик имеет право:

■ отказаться от выхода в море, изменить маршрут, остановить выполнение круиза в целях обеспечения безопасности судна, здоровья, жизни и имущества пассажиров;

■ требовать с виновных возмещения ущерба, нанесенного пассажирами  имуществу судовладельца во время  перевозки.

■ капитан круизного судна имеет статус единственного представителя власти своего государства и потому вправе требовать и от пассажиров, и от представителей фрахтователя выполнения распоряжений в рамках его полномочий.

 

Фрахтователь (в данном случае им выступает туроператор или пул туроператоров) обязан:

■ разработать маршрут, график выполнения круиза, исходя из потребностей рынка и возможностей перевозчика;

■ оплатить стоимость  фрахта судна в установленные  в договоре сроки;

■ обеспечить своевременную  посадку пассажиров на борт (в зависимости от типа круизов и мест назначения, регистрация пассажиров начинается за 2—4 часа до отправления судна в здании порта отправления);

■ обеспечить  документальное сопровождение туристов, необходимое  им для посещения портов стоянок (визы, прививки, справки, таможенные декларации и т.д.);

■ организовывать согласно запланированного тура экскурсии в  портах стоянок (обычно, стоимость экскурсий  не входит в цену круиза, они оплачиваются пассажирами на борту по желанию. Оператор бронирует необходимое количество экскурсионных автобусов и гидов-экскурсоводов с борта перед прибытием в порт, распределяет туристов по автобусам, контролирует прохождение туристами пограничного и таможенного контролей в каждом порту);

■ организовать интересную, насыщенную, разнообразную культурную и досуговую программу на всем протяжении круиза. Поскольку от организации досуга во многом зависит впечатление туристов от поездки, операторы прилагают все усилия для (качественного его исполнения, привлекая в круиз знаменитостей, звезд сцены и эстрады, танцевальные и шоу-коллективы;

■ оплачивать за свой счет штрафные санкции портов стоянок  за незапланированный простой судна, возникший по вине или просьбе туроператора;

■ оплатить соответствующие  штрафные санкции (размер которых указывается в договоре) в случае срыва или переноса на более поздние даты поездки по причинам, не зависящим от перевозчика и форс-мажорных обстоятельств.

Также основной обязанностью туроператора является доведение до туриста как можно более полной информации о круизе, а также о его (туриста) правах и обязанностях.

Во избегании конфликтных ситуаций, оператор, прежде всего, должен информировать пассажиров о том, какие услуги включены в стоимость путевки, а какие требуют дополнительной оплаты (обычно это — экскурсионное обслуживание в портах стоянок, алкогольные и другие напитки в барах, телефонные переговоры, посещение сауны, парикмахерской, спортивных залов, прокат спортивного инвентаря, покупки в магазинах и лавках на борту, затраты, связанные с переездом с места посадки на судно и от места высадки, повторное медицинское обслуживание, чаевые). Помимо этого, туристам необходимо предоставить информацию о месторасположении их каюты (палуба, номер, категория), ресторана (с указанием забронированного столика), времени питания в ресторане (указание смены и графиков подачи пищи), расположении бытовых и медицинских служб, экскурсионного бюро и т.д. (обычно это достигается путем выдачи каждому туристу брошюры или информационного листка, содержащего план теплохода с указанием на нем каюты туриста). Наиболее важной является информация о правах и обязанностях туриста в дороге.

  • Так, турист обязан:

■ вовремя прибыть  к месту посадки на судно как  в порту назначения, так и во всех портах стоянок. В случае опоздания  туриста на посадку, ни перевозчик, ни туроператор ответственности за репатриацию туриста и возмещение недополученных туристических услуг ответственности не несут;

■ соблюдать правила  безопасности на борту (не заходить в  машинные и иные рабочие отделения  лайнера, не покидать закрытых помещений в случае сильного волнения моря);

■ подчиняться правилам внутреннего  распорядка и требованиям экипажа  и дирекции круиза;

■ нести материальную ответственность  за причиненный судовладельцу имущественный  вред (мебель, посуда, интерьеры и  т.д.);

■ нести ответственность за нанесение  ущерба окружающей среде (загрязнение  моря или рек) в соответствии с  законодательством страны пребывания;

■ оплатить в судовую  кассу стоимость провоза грузов (кроме личных вещей) согласно действующего прейскуранта;

Турист имеет  право:

■ пользоваться всей доступной инфраструктурой круизного судна;

■ в судебном порядке  защищать свои нарушенные потребительские  права.

Фрахт водного судна  бывает разовым (при организации  одного конкретного круиза), либо сезонным (когда заказчик круиза -туроператор арендует лайнер на период навигации и самостоятельно определяет даты начала и завершения круизов, а также их маршруты).

Размер суммы  фрахта зависит от ряда факторов:

■ тип судна и уровень  его комфорта;

■ длительность водного  путешествия;

■ география маршрута (прежде всего, это запланированные  расстояния, а также сложность  прохождения участков маршрута);

■ состав и качество оказываемых  на борту лайнера услуг (просто проживание и питание, либо вместе с работой  объектов развлекательной и досуговой инфраструктуры);

■ численность требующегося обслуживающего персонала на борту  и уровень их профессиональной подготовки;

■ стоимость стоянок в портах, прохождения шлюзов и каналов;

■ длительность запланированных  стоянок в портах по маршруту;

■ стоимость «холостого»  или обратного хода лайнера (во избежание  этого туроператоры планируют круизы таким образом, чтобы они завершались  в портах — отправных пунктах, следующих за состоявшимся круизов).

Процедура подписания договора фрахта пассажирского судна проходит ряд этапов. На начальном организуется встреча судовладельца (или представляющей его интересы компании) с потенциальным заказчиком круиза. В качестве заказчика, как уже было сказано выше, может выступать туристический оператор или их временный союз (пул). В ходе переговоров сторон заказчик сообщает о проектируемом круизе (или круизах в случае сезонной аренды), доказывает его целесообразность (исходя из собственного прошлого опыта и маркетинговых исследований) и возможности своей агентской сети по реализации мест, необходимых для обеспечения рентабельности путешествия. Также оператор высказывает свои пожелания относительно проектируемого круиза и стоимости фрахта.

Далее уже судовладелец, основываясь на имеющихся возможностях и коммерческих интересах, оценивает рациональность предложения оператора. В случае предложения заказчиком принципиально нового круиза (новый маршрут, более жесткий график движения судна, изменившееся время стоянок в портах и т.д.) судовладелец рассматривает возможности его организации на наиболее удовлетворяющих требования оператора условиях (например, наличие отношений с администрациями портов, стоимость их услуг, сложность прохождения определенных участков маршрута, режимы пассажирского судоходства в государствах, на территориях которых расположены порты стоянок, либо через морские границы которых проходит маршрут круиза и т.д.).

Если возможности судовладельца  совпадают с желаниями заказчиков, на повторной их встрече уже обсуждаются  более конкретные вопросы относительно планируемой совместной работы. Прежде всего, это вопрос оплаты стоимости услуг судовладельца. Последний демонстрирует заказчику калькуляцию собственных расходов и выставляет сумму фрахта с учетом своих коммерческих интересов либо в виде полной стоимости конкретного круиза, либо в виде стоимости одних суток аренды судна (эта схема наиболее часто применяется при сезонной или долговременной аренде лайнера). Заказчик принимает решение относительно выставленного счета и, проанализировав собственные финансовые возможности, предлагает судовладельцу план расчета с ним (указывает конкретные даты и величину уплачиваемых сумм). В случае, когда заказчиком выступает пул туроператоров, на этом же этапе устанавливается размер блоков мест на судне в запланированном круизе (круизах) союзных операторов, между участниками пула регулируется вопрос о распределении суммы фрахта (в зависимости от размера заявленных блоков и категорий кают, входящих в эти блоки). Поскольку распределить долю финансового участия каждого туроператора пула в выплате стоимости фрахта судовладельцу — довольно кропотливое дело (прежде всего, обусловленное наличием в блоках кают различной категории комфорта. В случае заказа пулом операторов чартерного авиарейса провести подобную процедуру гораздо проще, поскольку уровень комфорта на чартерных авиалиниях обычно идентичный для всех кресел), совместный фрахт судов несколькими операторами — довольно редкое явление. Чаще всего заказчиком круиза выступает один туроператор, имеющий необходимые для этого финансовые и рыночные возможности.

Информация о работе Туроператор как субъект туристического рынка