Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:41, шпаргалка
1. Термин «маркетинг» и его сущность. Основные понятия маркетинга: нужда, потребность, спрос, предложение, рынок.
2. Понятие «спрос», основные факторы его изменения, закон спроса.
...
25. Сегментирование потребительского рынка: сущность понятия, определение «сегмент рынка», переменные сегментирования, характеристики сегментов.
27. Дифференцирование и позиционирование в маркетинге. Карта позиционирования. Выбор наиболее перспективных конкурентных преимуществ.
ВОПРОСЫ ЭКЗМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ МАРКЕТИНГ
для студентов Факультета массовых коммуникаций
специальность «Связи с общественностью»,
Факультета управления
специальность «Экономика и управление на предприятиях СКС»
В целом представляется необходимым определить маркетинг как систему организации и сбыта продукции, направленную на получение максимальной прибыли за счет удовлетворения потребностей покупателя.
Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга заключается в следующем: следует производить не то, что можешь, а то, что нужно конкретному потребителю, обществу сейчас и в будущем.
Маркетинг начинается с нужд и потребностей индивида, с которыми тесно взаимодействуют такие ключевые понятия, как: спрос, товар, обмен, сделка, рынок.
Нужда – это чувство ощущения нехватки чего-либо, чувство настоятельной необходимости удовлетворения возникшей надобности в чем-либо.
Потребность – это нужда, принявшая конкретную форму в рамках культурных, эстетических, исторических и других факторов, определяющих поведение индивида в социально-экономической системе.
Потребности выражаются в объектах, способных, удовлетворить нужду тем, способом, который присущ культурному укладу данного общества. По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать все новыми и новыми товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.
Спрос – это конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Спрос - показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят мысль о существовании товаров для их удовлетворения.
Рынок – система экономических отношений, включающая производство различных видов товаров и услуг, обращение и конечное их потребление за счет купли-продажи в соответствии с состоянием спроса и предложения.
Современная экономика состоит из множества рынков, это комплекс взаимодействующих рынков, объединенных процессом обмена.
С точки зрения маркетинга – это рынок покупателя, где главным действующим лицом является покупатель, и он выбирает продавца и его товар; и рынок продавца, где главным действующим лицом является продавец, и у покупателя нет выбора.
Рынок покупателя существует в условиях, когда спрос меньше предложения. Рынок продавца, напротив – когда спрос превышает предложение, это рынок дефицита товаров и услуг. Та и другая экономическая ситуация не может разрешаться волевым способом, который приводил бы к равновесию между спросом и предложением. Но можно использовать маркетинг как цельную и комплексную систему, предназначенную для планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между рынками и стимулирования их сбыта, с тем, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов, как продавцов, так и покупателей.
Cпрос – конкретная потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Основные факторы изменения спроса:
-вкусы и предпочтения
- кол-во потребителей на рынке;
- доходы потребителей;
- потребительские ожидания
Закон спроса: при прочих равных условиях, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить и наоборот.
Спрос – платежеспособная потребность потребителей в розничных товарах, это кол-во товаров, кот. Потребители хотят и могут купить по данной цене в данное время.
Эластичность спроса - колебания совокупного спроса, вызванные изменениями цен на товары и услуги.
Составляющие спроса:
1. Отриц-е – спрос на товары
и услуги, кот. Потребитель не
долюбливает, но вынужден
2. скрытое – потребность которую
невозможно удовлетворить с
3. Полиоценное –предприятие
4. Чрезмерное – спрос превышает предложение(дефицит) Задача-снижение спроса (повысить цены)
5. Нерегулярное – сезонный спрос
-подневной спрос(по дням
-почасовой спрос
Задача маркетинга-снизить
6.Падающее –тенденция к
Гл. задача – причины падения и либо видоизменить товар, либо ввести новый
7. Нерацион-е (ИРРАЦИ-Е) – Спрос на тов и услуги, кот может противоречить общ-м требованиям и номам потребления Задача- максимально подавить данный спрос
Основные факторы изменения спроса:
-вкусы и предпочтения
- кол-во потребителей на рынке;
- доходы потребителей;
- потребительские ожидания
Предложение –кол-во товаров и услуг, кот. Продавец может и хочет продать по данной цене в данное время.
Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена возрастает.
Неценовые факторы:
- цены на ресурсы
- технологии производства
- налоги и субсидии
- цены на другие товары
- ожидание изменения цен
-число продавцов на рынке.
1. Рынок чистой (совершенной) конкуренции (продуктовый рынок)- у множества продавцов
2. Рынок монополистической
3. олигополия – отрасль сформир-
4. Монополия – один единственный
представитель рынка;
1. рынок чистой конкуренции (1000 и более потребителей)
2. монополистическая конкуренция (несколько покупателей, 10)
3. Олигополия (2-10 покупателей) – крупные покупки (самолеты, корабли)
4. монополия – один покупатель – монополист.
Объект – товар на рынке.
Субъект – производимтель, потребитель, специалисты по маркетингу, оптовые и розничные посредники.
Сегодня маркетинг должен рассматриваться как непрерывный процесс организации, планирования и управления в области оперативного и стратегического поведения фирмы, нацеленный на удовлетворение нужд и потребностей потребителей и получение благодаря этому запланированной прибыли.
Процесс маркетинга — это упорядоченная совокупность стадий (фаз) и действий по выявлению спроса, разработке, изготовлению, распределению и сбыту продукции, соответствующей требованиям покупателей и возможностям рынка.
Рис. 2.1.Процесс маркетинга
В общем случае процесс маркетинга включает семь основных стадий (фаз), к которым относятся:
1) изучение, распознавание проблемы;
2) поиск информации;
3) анализ полученных данных;
4) разработка концепции маркетинга;
5) принятие решения;
6) реализация маркетинговой концепции;
7) контроллинг маркетинговых мероприятий.
Наряду с представлением
процесса маркетинга как совокупности
фаз, этапов по разработке и принятию
маркетинговых решений, он может
быть охарактеризован как
Знание закономерностей и принципов организации и функционирования процесса маркетинга позволяет создать целостное видение системы маркетинга и соответственно маркетинговой деятельности и более зримо представить роль и значение маркетинговой философии и инструментария маркетинга при организации предпринимательства и осуществлении бизнеса.
1. Аналитическая – внешняя среда фирмы; рынок, его состояние и состав, потребители; фирменная структура рынка; товарная стр-ра рынка; внутр. Среда фирмы.
2. Продуктово-производственная (созидательная) – создание новых товаров; участие в организации производства товаров; применение новых инновационных технологий; упр-е качеством и конкурентноспособностью продукции;
3. сбытовая функция (реализации)
– формирование товарной
4. Формирующая ф-ия (убеждения и стимулирования) – формирование спроса и стимул-е сбыта.
5. Ф-ия управления – организация планирования, информирование обеспечения управления; орг-ия контроля маркетинга.
Принципы маркетинга — это наиболее значимые положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение. Сущность маркетинга, как показано выше, состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка. В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:
1) производить только то, что нужно потребителю;
2) выходить на рынок не с
предложением товаров и услуг,
а со средствами решения
3) организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;
4) концентрировать усилия на
достижении конечного
5) использовать программно-
6) применять тактику и стратегию
активного приспособления
7) ориентировать деятельность