Проведение наблюдения за поведением потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить и проанализировать эффективность использования наблюдения в проведении маркетинговых исследований.
Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
1. выявить существующие формы проведения наблюдений.
2. дать характеристику необходимости применения наблюдений.
3. проведения метода наблюдения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (курсовая).doc

— 275.50 Кб (Скачать)

Рисунок 6 -  Фирмы косметики и парфюмерии

Примечание  – Источник: собственная разработка

     Исследователь должен стремиться к тому, чтобы предоставляемые им результаты маркетингового исследования были четкими и с наименьшим числом неопределенностей.  Эти результаты дадут возможность принимать более взвешенные решения.

      Наблюдение  за процессом оказания стрижки клиентам позволило выявить следующее: несмотря на высокую плату за услугу оказываемую мастером (ЧИЧИН ДЕНИСОМ) большинство клиентов предпочли именно этого мастера; можно проанализировать степень удовлетворенности посетителей, их желание о намерении в дальнейшем посещать это заведение для  совершения услуг, так как 98% посетителей остались довольными от оказанной им услуги можно надеется в дальнейшем на посещение данной организации.[12, с. 68-74]

     Наблюдение  за осуществление процедуры маникюр, педикюр позволило выявить предпочтение посетителей не только в оказании непосредственно маникюра, педикюра, но и возможности дополнительной услуги, о также получить рекомендации по уходу за кожей рук, ног, ногтями, приобретения необходимых средств по уходу.

      Информация  полученная в ходе наблюдения за реализацией  фирменной косметики и парфюмерии указывает на то, что реализация косметики и парфюмерии непосредственно  в клубе красоты предпочтительнее реализации продукции в торговых предприятиях, так как имеется  возможность опробования продукции, возможность выбора, возможность получения более полной информации о производителе продукции, составе продукции, рекомендации по уходу за кожей, волосами и т.д. у специалистов.[13, с. 22-25]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Предложения по совершенствованию процесса проведения наблюдения 
 

      ЧП «Ред карпет» производит оказание различных услуг. Для осуществления реализации услуг и предлагаемой продукции необходимо предварительно изучить спрос потребителей  на оказываемые услуги. Для изучения спроса  в данной курсовой работе используется метод – наблюдения.

      Метод наблюдения обладает рядом особенностей, достоинств и недостатков, которые необходимо учитывать при его применении. [15, с. 320]

            Достоинства метода наблюдения как метода сбора первичной информации:

1. Ход  исследования не зависит от  объекта наблюдения, его желания  участвовать в этом процессе  и способности словесно выражать  свои мысли;                        

2. Высокая  объективность, так как наблюдению подвержены реальные события;

3. Возможность  восприятия неосознанного поведения  людей;

4. Естественность  обстановки исследования.

     Присущи также методу наблюдения и ряд  недостатков:

1. Сложность обеспечения репрезентативности исследования (так как в данном  наблюдении задействованы только те, кто посетил данное заведение);

2. Субъективность восприятия (наблюдатель поведение посетителей может быть неправильно воспринять и интерпретировать, в силу собственного мировоззрения и опыта)

3. Невозможность  однозначного поведения объекта наблюдения;

4. В  процессе наблюдения не принимаются  во внимание мотивы поведения  посетителей, их установки, убеждения, а также факторы влияющие на поведение;

5. Поведение объектов становится неестественным, если наблюдение проводится открыто. [16, с. 304]

          Применение наблюдения за поведением посетителей клуба красоты 

«В А  Н И Л Ь»™ является достаточно эффективным, так как дает характеристику поведения объектов способствующее осуществлению приобретения продукции представленной в клубе. Однако не является совершенным. 

     Для усовершенствования проведения маркетинговых исследований при помощи метода наблюдения в клубе красоты  «В А Н И Л Ь»™ возможно с помощью введения модернизации средств наблюдения (включить использование такого оборудования как видеокамеры, микрофоны), внедрить новую должность на предприятии (специалист, который будет заниматься вопросами маркетинга в общем и маркетинговых исследований в частности), максимально оградить исследования от влияния посторонних внешних факторов. [17] Чтобы получить необходимую для целей исследования информацию, т.е. получить сведения о важных характеристиках изучаемого объекта, не пропустить каких-то важных фактов, связанных с его деятельностью, или значимых сведений о нем, следует заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. При планировании необходимо четко установить сроки проведения наблюдения и определить средства сбора информации. Кроме того, исследователю важно решить вопрос об ограничении сферы наблюдений при имеющихся у него возможностях (время, финансы, число помощников и их квалификация), а также учесть возможные препятствия (административные или психологические затруднения, трудности, связанные с получением и фиксированием информации).

     Практика  выработала определенные требования к наблюдателю, которые в двух словах можно сформулировать как «умеренность и аккуратность», добавив внимательность, терпеливость, добросовестность, точность в регистрации данных. Наблюдение будет более эффективным, если проводить его будет квалифицированный специалист (наблюдатель), который обеспечивает высокий уровень качества информации. В идеальном случае объекты наблюдений не должны знать, что их поведение подвергается наблюдению. В ряде случаев наблюдение является единственным способом получения точной информации.

     При использовании метода наблюдений надо стремиться преодолеть два следующих  недостатка. Первый заключается в  стремлении “высосать” всю мыслимую и немыслимую информацию из нерепрезентативных наблюдений. Второй – в стремлении бездумно использовать количественные характеристики. Путь к успеху – продуманное использование как количественных, так и качественных методов; проведение как крупномасштабных обследований, так и наблюдений в малых группах. [18, с. 110-112]

     Поэтому совершенствование метода наблюдения возможно с помощью дополнения другими методами исследования, такими как опрос, анкетирование, эксперимент. Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга. Тогда маркетинговое исследование станет комплексным. При осуществлении комплексного исследования гарантируется получение более полной, и никак не избыточной информации о поведении объекта и решения проблем. Наблюдения в отличие от опросов и анкетирования позволяют получать более достоверную информацию о поведении клиентов, поскольку они не допускают никаких вымыслов, никакого притворства. Однако ограничиваться одними наблюдениями, как бы квалифицировано они ни были проведены, не рекомендуется, ибо это может привести к получению ограниченной информации. Любое маркетинговое исследование, даже самое маленькое, должно быть комплексным, сочетающим в себе несколько методов. Только такой подход,  может обеспечить  полную взвешенную информацию о состоянии дел на рынке, о положении фирмы, настроениях покупателей, динамике их вкусов и предпочтений. [19, с. 398] 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Точность  наблюдения в маркетинговом исследовании, или его соответствие фактическому значению изучаемого явления/процесса, зависит прежде всего от соблюдения правил и требований методики сбора и анализа данных. Чтобы избежать ошибок, выявить или предупредить их, необходимо постоянно осуществлять логический и арифметический контроль собираемых данных.

     Несмотря  на указанные выше недостатки, наблюдение является эффективным методом исследования, результаты которого могут быть использованы не только для улучшения сервиса, повышения эффективности сбыта и коммуникаций, но и для установления и поддержания взаимоотношений с потребителями. В частности, при проведении наблюдения в Клубе красоты «В А Н И Л Ь»™ можно увидеть особенности поведения посетителей, которое необходимо учитывать для реализации продаж фирменной косметики и парфюмерии предлагаемой в данной организации.

     Наблюдение  проведенное в данной работе позволило  получить важные аналитические результаты для последующей разработки маркетинговых действий, к примеру таких как: где лучше расположить предлагаемый товар, необходимы ли дополнительные затраты на рекламу, возможно повышение или понижение цен.

     Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать вывод, что наблюдение является довольно трудоемким методом сбора информации. Оформление итогов наблюдения занимает в два раза больше времени, чем само наблюдение. Только при совмещении данного наблюдения в Клубе красоты с другими методами маркетинговых исследований, может позволить составить прогноз общего потребления и вкусов, и планировать мотивацию потребления. 

     В данной работе был применен метод  наблюдения, так как информация, необходимая исследователю, не могла быть получена никакими иными способами, то есть люди не хотели или не могли достаточно точно и подробно описать последовательность своих действий, действия людей  приобрели «автоматический» характер. [20, с.151-152] 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

          1 Маркетинговые исследования/ Малхорта Нэреш К; Вильямс, 2003. – 226 с.

          2 Материалы с сайта http:// www. examen.od.ua/marketing/page90.html

          3 Практика маркетинговых исследований/ Дурович А.П.; под ред. А.П. Дурович. – Минск, 2008. – 178 -183 с.

     4 Материалы с сайта http:// www.marketing.spb.ru

     5 Маркетинговые исследования: теория, методология и практика/ Голубков Е.П. –  М., Финпресс, 1998, 228-230 с.

     6 Прикладной маркетинг: Маркетинговые исследования в торговле/ Карачун В.В. – Минск 2006, 234-236 с.

     7 Материалы с сайта http:// mirslovarei.com/content_biz/Nabljudenie-V-Marketing

     8 Материалы с сайта http:// www.good-reklama.ru

          9 Маркетинговые исследования рынка/ Герасимов Б. И.; под ред. Б.И. Герасимов. – Москва, 2009. – 162-165 с.

          10 Маркетинговые исследования потребителей / Платонова Л.А. – Минск, 2009. – 137-140 с.

     11 Маркетинговые исследования/ Суслова И.М.–Минск, 2009. –68-74 с.

      12 Маркетинговое исследование: пошаговый процесс/ Дашкевич Р.А. –

Минск, 2009. – 22-25 с.

      13 Материалы с сайта http:// www.referats.5-ka.ru/47/9530/1

      14 Практика маркетинговых исследований/ Дурович А.П.; под ред. А.П. Дурович. – Минск, 2008. – 338 с.

      15 Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз/ Беляевский И.К ;Учеб пособие. – Финансы и статистика, Минск, 2001. – 320с

      16 Маркетинговые исследования / Божук С.Г., Ковалик Л.Н. –СПб.: Санкт-Питербург, 2003. –304с

      17 Материалы с сайта http://www. inc.istu.ru/index.php?option

      18 Маркетинговые исследования потребителей/ Дурович А.П.; под ред. А.П. Дурович. – Минск, 2010. – 110-112 с.

      19 Методы маркетинговых исследований/ Галицкий Е.Б. –М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. -398с

      20 Маркетинговые исследования/ Дубровин  И.А.: Учебное пособие. –

Москва, 2007. – 151-152 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ПРИЛОЖЕНИЕ А. КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЯ 

1 Пример. Лист наблюдения.

Ж______     М______

Возраст   __________

Время оказания услуги

Предварительная запись да      /     нет

Совершена ли услуга      да      /      нет

Какого  мастера выбрали________________

Информация о работе Проведение наблюдения за поведением потребителей