Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение факторов макросреды для совершенствования маркетинговой стратегии ОАО «Барановичский автоагрегатный завод».
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
-.изучение и оценка факторов макросреды;
- выявление степени влияния факторов макросреды на маркетинговую деятельность предприятия;
- анализ влияния факторов макросреды на формирование маркетинговой стратегии предприятия;
- разработка предложений по совершенствованию маркетинговой стратегии предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….
6

Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия…………………………
6

Анализ макросреды предприятия (PEST-анализ)…………..
11

1.3 Отраслевые особенности управления маркетинговой деятельностью предприятий машиностроения…………………
16
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ НА МАРКЕТИНГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»………..
20

2.1 Общая организационно - экономическая характеристика ОАО «БААЗ»…………………………………………………….
20

2.2 SWOT – анализ внешней среды ОАО «БААЗ»……………..
24

2.3 Оценка рынков сбыта продукции ОАО «БААЗ»……………
28
ГЛАВА 3
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»………………………………….
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 151.00 Кб (Скачать)

Удельный  вес реализуемой продукции на рынках сбыта представлен в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Удельный вес реализуемой продукции ОАО «БААЗ» на рынках сбыта

Рынки сбыта

2009 г., %

2010 г., %

2011г., %

Республика Беларусь

74

71,0

72,6

Страны СНГ

25,1

28,2

27,0

Страны дальнего зарубежья

0,9

0,8

0,4


Примечание  – Источник: бизнес-план ОАО «БААЗ»

Таким образом, из таблицы 2.6 видно, что основные поставки продукции ОАО «БААЗ» на протяжением  последних лет осуществляются на внутренний рынок Республики Беларусь. Такое соотношение объемов поставок продукции между рынками сбыта  вызвано тем, что предприятие  является поставщиком для сборочных  конвейеров МАЗ, МЗКТ, БелАЗ, находящихся  на территории Республики Беларусь. За последние пять лет наблюдается  тенденция к снижению доли продукции, поставляемой на внутренний рынок и  в страны дальнего зарубежья и  увеличение доли поставок в страны СНГ. Так, если в 2009 году на долю поставок в страны СНГ приходилось 23,4%, то в 2011 году – уже 27%.

В 2012 году, как и в предыдущие годы, основным потребителем продукции завода являются предприятия РБ, их доля в общем объеме реализации составляет 69,2 %, в том числе ОАО «МАЗ», г. Минск - 43,8 %, БЗГА г. Брест - 10,0 %, прочие потребители - 15,4 %.

В страны СНГ в 2011 году отгрузка в общем  объеме составила 30,6 %, в том числе в РФ – 27,1 %, в страны дальнего зарубежья отгрузка в 2011 году составила 0,2 %.

Далее изучим динамику положения некоторых видов  продукции на рынках сбыта за 2009-2011годы. Данные приведены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 –  Анализ динамики рынков сбыта продукции ОАО «БААЗ»

Показатель

Внутренний рынок

Экспорт

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Амортизаторы

Объем реализации продукции, шт.

80367

40775

52374

146507

89655

115159

Цена единицы продукции, руб.

51 775

64 746

71 220

80 201

87 614

91 994

Себестоимость единицы продукции, руб.

46 186

57 912

65 280

61 686

73 412

79 780

Прибыль, млн.руб.

449,2

278,7

311,1

2 712,6

1 273,3

1 406,6

Рентабельность, %

12,1

11,8

9,1

30,0

19,3

15,3

Домкраты

Объем реализации продукции, шт.

31389

19850

25497

41345

5690

7309

Цена единицы продукции, руб.

66 839

75 567

83 123

44 649

81 722

85 808

Себестоимость единицы продукции, руб.

67 310

78 065

79 849

68 510

79 265

81 949

Прибыль, млн.руб.

-14,8

-49,6

83,5

-986,5

14,0

28,2

Рентабельность, %

-0,7

-3,2

4,1

-34,8

3,1

4,7

Тяги

Объем реализации продукции, шт.

53833

26595

34160

7601

3950

5074

Цена единицы продукции, руб.

141 586

164 317

180 748

193 790

210 127

220 633

Себестоимость единицы продукции, руб.

144 181

168 358

173 629

162 681

189 858

196 129

Прибыль, млн.руб.

-139,7

-107,5

243,2

236,5

80,1

124,3

Рентабельность, %

-1,8

-2,4

4,1

19,1

10,7

12,5

Карданы рулевого механизма

Объем реализации продукции, шт.

30120

14615

18773

3364

2365

3038

Цена единицы продукции, руб.

87 550

96 818

106 500

107 313

114 165

119 873

Себестоимость единицы продукции, руб.

87 813

98 693

107 685

95 313

106 193

115 185

Прибыль, млн.руб.

-7,9

-27,4

-22,2

40,4

18,9

14,2

Рентабельность, %

-0,3

-1,9

-1,1

12,6

7,5

4,1


Примечание  – Источник: Бизнес-план ОАО «БААЗ»

Из таблицы 2.7 видно, что значительное снижение поставок по всем видам анализируемой  продукции, в том числе и экспортных, произошло в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Основными причинами являются:

- снижение производства автомобильной техники на ОАО «МАЗ» с 2298 шт. в октябре 2010 г. до 700 шт. к концу 2011 г. (удельный вес продукции, поставляемой на ОАО «МАЗ», составляет около 60,0 % в общем объеме производства);

- падение спроса на технику в РФ, вызванное мировым финансовым кризисом.

В 2012 году предприятие продолжает наращивать объемы поставок по данным группам товаров, но довести их до уровня 2010 года пока не смогло.

Часть продукции (домкраты, тяги, карданы рулевого механизма), поставляемой на внутренний рынок Республики Беларусь убыточна, а что касается домкратов, то в 2010 году убыток от поставки данной продукции на экспорт составил 986,5 млн. рублей.

Далее изучим структуру рынков сбыта и уровень из доходности, результаты анализа приведены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Анализ структуры рынков сбыта ОАО «БААЗ» и их доходности

Вид продукции

Структура рынков сбыта, %

Доходность продукции на рынке  сбыта, %

внутреннего

экспорта

итого

внутреннем

внешнем

Амортизаторы

31,3

68,7

100

9,1

15,3

Домкраты

77,7

22,3

100

4,1

4,7

Тяги

87,1

12,9

100

4,1

12,5

Карданы рулевого механизма

86,1

13,9

100

-1,1

4,1


Примечание  – Источник: собственная разработка

В 2011 году из анализируемых групп товаров «звездами» являются амортизаторы. Данная продукция является экспортоориентированной, дает возможность предприятию получить наибольшую прибыль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. К «дойным коровам» можно отнести тяги, но на внешнем рынке они приносят достаточную прибыль и производство их является еще выгодным для предприятия. К категории «мертвый груз» можно отнести домкраты, производство которых только в 2011 году вышло не безубыточный уровень, и карданы рулевого механизма, реализация которых на внутреннем рынке убыточна.

Таким образом, на основании проведенного анализа  рынков сбыта руководству предприятия  необходимо произвести корректировку  ассортимента товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»

 

В процессе проведенного анализа маркетинговой  деятельности на ОАО «БААЗ»  были выявлены некоторые узкие места.

Завод специализируется на производстве автомобильных узлов  и комплектующих изделий. Основная доля продукции (около 70%) реализуется  на внутреннем рынке Республики Беларусь для конвейерных предприятий, осуществляющих сборку автомобильной техники. Объем  поставок на сборочный конвейер ОАО  «МАЗ» составляет около 60% общего объема производства. Опыт хозяйствования показал, что во времена мирового финансового  кризиса (2010 год), когда платежеспособность покупателей и заказчиков резко  упала, и такие предприятия как  МАЗ, БелАЗ испытывали трудности  с реализацией продукции, т.е ОАО «БААЗ» тоже оказался в критической ситуации, когда наблюдалось на предприятии значительное падение объемов производства и реализации продукции, а найти других покупателей и переориентироваться на выпуск продукции для них завод не смог.

Для исключения в дальнейшем подобной ситуации, производство продукции в ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» должно быть нацелено и на других покупателей и заказчиков. Например, ОАО «БААЗ» может освоить  изготовление амортизаторов для  большегрузных автомобилей и  автобусов иностранного производства (появились новые производители  автомобилей и автобусов: Нефтекамский автобусный завод, Петербургский тракторный завод, Башкирский троллейбусный завод). Предприятию необходимо для этих целей обновить парк оборудования, поскольку в настоящее время  на долю эксплуатируемого более 20 лет  оборудования приходится 60,3% от всего  его объема, степень износа активной части основных производственных фондов составляет более 70%. Естественно, что  данное оборудование морально устарело и не может быть переналажено на выпуск абсолютно новых видов  продукции.

Заводу  потребуются дополнительные средства на приобретение необходимого оборудования, но эти затраты будут носить единовременный характер, что позволит решить задачу технического перевооружения на предприятии  и частично обновить основные производственные фонды. Внедрение в производство станков с ЧПУ позволит предприятию  осуществлять механическую обработку  деталей по заданной программе, а  также автоматически выполнять  операции подачи на станки заготовок  и удаления с них обработанных деталей, заменять режущий и измерительный  инструмент, контролировать качество обработки деталей, доставлять заготовки  к рабочим местам, менять программу  обработки. Это позволит повысить эффективность  оборудования с ЧПУ в 2-3 раза за счет резкого сокращения времени переналадки  его на выпуск другой продукции. Затраты  на приобретение такого оборудования (с его монтажом и обучением  персонала) составят 9642 млн. бел. рублей. Цена возможной реализации амортизаторов  для иностранной автомобильной  техники - 340 000 бел. рублей, первоначально  планируемый годовой объем продаж - 82000 шт., плановые затраты на производство и реализацию - 287500 бел. рублей. Рассчитаем экономический эффект от данного  мероприятия на основании данных таблицы 3.1.

Таблица 3.1 - Расчет экономического эффекта от освоения выпуска амортизаторов для автомобильной техники иностранного производства, на ОАО «БААЗ», млн. руб.

Изменение доходов и затрат

(-) сокращение, (+) рост

1. Изменение выручки от реализации

+ 27 880

2. Изменение затрат

 

2.1. Снижение затрат

 

Продолжение таблицы 3.1

2.2. Рост затрат, связанных с выпуском  и реализацией продукции

+ 23 575

2.3. Рост амортизационных отчислений  по вновь приобретаемому оборудованию

+ 386

2.4. Рост затрат на ремонт и  эксплуатацию вновь приобретаемого  оборудования

+ 122

3. Изменение налогов из прибыли

+ 643

4. Дополнительная прибыль

3 154


Примечание  – Источник: собственная разработка

Таким образом, освоение нового вида продукции даст возможность предприятию получить дополнительную прибыль в размере 3154 млн. руб.

Основным  видом сырья, необходимым для  производства продукции ОАО «БААЗ», является металл. Своей промышленности по добыче и переработке железных руд Республика Беларусь не имеет, поэтому  завод вынужден либо импортировать  металл либо приобретать его на Белорусской  товарной бирже. Цены на металл зависят  от валютных колебаний. При ориентации продукции на внутреннего заказчика, ОАО «БААЗ» становится более уязвимым к такому внешнему фактору как  рост курсов иностранных валют, поскольку  рост цен на сырье, при неизменной цене, приведет к падению прибыли  от реализации. На долю экспорта в ОАО  «БААЗ» приходится чуть более 30% объема реализованной продукции. Для гарантирования получения запланированной суммы  прибыли предприятию необходимо наращивать объемы экспорта.

Для увеличения экспорта продукции необходимо увеличить долю производства экспортоориентированной продукции в общем объеме производства за счет освоения новых видов изделий (амортизаторы для иностранной автомобильной техники) и амортизаторов, уже востребованных на внешнем рынке.

Стратегической  целью маркетинговой деятельности ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» должно стать закрепление  позиций на рынке стран СНГ. Для  достижения данной цели необходимо:

           - активизировать систему стимулирования покупок и продаж, привлекать к распространению своей продукции на внешнем рынке дилеров;

           - осуществлять рекламно-информационную поддержку продвижения продукции на внешний рынок.

           В 2013 году необходимо организовать участие ОАО «БААЗ» в Национальных выставках Республики Беларусь в приоритетных регионах Ближнего зарубежья: Азербайджане, Армении, Казахстане, России, странах Балтии; в Национальных выставках Республики Беларусь в приоритетных регионах стран Дальнего зарубежья: Сербии, Иране, Польше, Венесуэле; специализированных выставках: Автотехэкспо, БЕЛАГРО, MIMS.

Продвижению товара на рынки способствует продуманная  эффективная комплексная реклама  в популярных изданиях, на радио  и телевидении, в сети Internet в масштабах, обеспечивающих предельно возможную  эффективность. На рисунке 3.1. представлен  план проведения  рекламной компании на 2013 год.

 

 

Рисунок 3.1 - Распределение рекламных расходов на 2013 год

Примечание - Источник: собственная разработка

Для проведения данного мероприятия ОАО «БААЗ» необходимо будет увеличить расходы  на рекламно-выставочную деятельность на 52,4% по сравнению с 2012 годом.

Еще одной  проблемой, описанной во второй главе  курсовой работыа, является тот факт, что часть продукции, обладающая высокими качественными характеристиками, не может конкурировать на рынке по ценовому фактору. Для продвижения данной продукции на рынки и закрепления ее там с имеющимся уровнем цен, необходимо проводить дополнительные демонстрации продукции, дающие возможность еще раз подчеркнуть достоинства ее качества. Например, краш-тесты на испытательных стендах.

Таким образом, можно обозначить основные направлениями  совершенствования маркетинговой  стратегии  ОАО «БААЗ»:

- обновление парка оборудования для организации производства нового вида продукции;

- увеличение объема экспорта для уменьшения влияния на экономику предприятия валютных колебаний;

- активная рекламно-информационная поддержка для продвижения нового вида продукции на рынок и закрепления старых позиций предприятия;

- повышение конкурентоспособности отдельных видов продукции путем дополнительной демонстрации ее качественных характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Влияние различных внешних факторов на предприятие  происходит далеко не одинаково ввиду  того, что сейчас в Республике Беларусь наблюдаются последствия экономического кризиса. Это в свою очередь приводит к тому, что на первое место по влиянию на предприятия выходят такие факторы как экономический и политический.

Информация о работе Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия